Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
4. Цели и организация экспериментального исследования его методы
5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы
Результаты данного
Высокий уровень 2 9%
Средний 7 32%
Низкий 13 59%
Методика «Определение уровня здорового образа жизни подростка». Школьникам предлагалось ответить на 9 вопросов. Далее производилась обработка результатов:
На вопросы 2, 3, 6, 7, 8 за ответ Да - 2 балла, за Нет - (минус один) балл.
На вопросы 1, 4, 5, 9 наоборот Да - ( минус один), Нет - (плюс два).
Посчитываем по каждому опрошенному и определяем уровень согласно следующим критериям:
3 балла и ниже - низкий
уровень здорового образа
4 -8 - средний уровень;
9 баллов и выше - высокий уровень.
Результаты данного
Высокий уровень 3 13%
Средний 6 27%
Низкий 11 50%
Из данных, представленных в таблице 2 видно, что уровень ЗОЖ подростков находится в основном на низком (процентов) уровне и среднем уровне (процентов). Лишь трое - 9 процентов показали высокий уровень, то есть ведут полностью здоровый образ жизни.
Методика сужения поля ценностных ориентаций показала, что у 60% испытуемых ориентация на здоровый образ жизни находится на низком уровне, у 32% - на среднем уровне и у 8% - на низком уровне.
Отсюда следует, что по результатам всех трёх методик, можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинства учащихся возрасте 13-15 лет не сформирована установка на ЗОЖ.
Общие результаты по измерению уровня установки на ЗОЖ у подростков представлены в следующей диаграмме:
Протокол обработки полученных результатов второй (контрольной) группы по данным методикам представлен в таблице 3:Уровень Методика 1 Методика 2 Методика 3
Высокий 3 13% 3 13% 2 9%
Средний 9 39% 8 35% 9 39%
Низкий 11 48% 12 52% 12 52%
По результатам трех методик мы составляем диаграмму 2 для контрольной группы:
Для того чтобы выяснить, что мешает учащимся вести ЗОЖ, была проведена методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (автор В.Д. Пурин) Цель методики:
Выяснение ситуации в коллективе образовательного учреждения; таким образом, в школе потенциальный контингент испытуемых – это ученики 5-11 классов, т.е. дети и подростки 11-17 лет) относительно уровня помех в отношении ведения учениками здорового образа жизни.
Инструкция для диагноста:
Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале:
- 5 – всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Максимально возможное количество баллов в сумме составляет 60 баллов, минимально возможное – 12.
Опрос проводится в открытом виде, коллективно, не анонимно (или анонимно – в зависимости от цели конкретного исследования).
Респондент подсчитывает
общее количество баллов и сдаёт
контрольный листок на анализ испытателю-диагносту
(школьному учителю или
Оценка результатов:
- 12-28 баллов – низкий
уровень (НУ) помех: ученик в
состоянии справиться с
- 29-44 баллов – средний
уровень (СУ): ученик уже не
в состоянии самостоятельно
- 45-60 баллов – высокий
уровень (ВУ): состояние здоровья
данного ученика (как
Интерпретация результатов:
О влиянии той или иной причины на ведение конкретным учащимся здорового (адекватного, гармоничного, правильного) образа жизни можно судить по его оценке каждого из 12 утверждений.
Чем выше эта оценка, тем
большее влияние оказывает
В результате проведения методики мы выяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
1. ...Состояние моего здоровья.
2. ...Семейные проблемы.
3. ...Погодно-климатические условия.
4. ...Недостаток свободного времени.
5. ...Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
6. ...Дурная компания во дворе, на улице.
7. ...Нарушение(я) с моей стороны норм здорового образа жизни.
Методику №5 мы использовали
с целью выявления
Описание: анкета включает вопросы двух видов. Часть из них (вопросы № 1, 2, 5) представляют собой начало предложений. Прочтите их внимательно и завершите.
Другие вопросы (№ 3, 4, 6) содержат варианты возможных ответов, из которых Вам следует выбрать тот ответ, который Вы считаете верным в отношении себя. Затем напишите, почему Вы выбрали именно этот ответ.
Не тратьте времени на раздумывание, пишите то, что первым приходит в голову.
Если в процессе работы Вы сочтете нужным изменить свое мнение, то можете исправить свои ответы.
Заранее благодарим за участие.
Проинтерпретировав результаты,
мы определили, что 67% учащихся не имеют
четкого представлении о
Чтобы определить уровень воспитательной работы в школе, мы устно опросили классных руководителей данных групп. Им было задано 10 вопросов (приложение 6), три из них открытого типа, три – закрытого и четыре вопроса – полузакрытого.
Опрос показал, что в воспитательной работе чаще ведутся лекции и беседы по различным темам, а активные методы, например, такие как дискуссии, дебаты используются крайне редко или не используются вообще. Работе по формированию установки на ЗОЖ уделяется недостаточное количество времени, тема сводится в основном к вредным привычкам, физическому здоровью, а о психическом здоровье школьников забывается.
По мнению педагогов 60-70% учащихся
ведут ЗОЖ, а наши объективные
результаты проведения методик показали
абсолютно противоположную
Проведенное нами исследование
показало, что у большинства учащихся
седьмых классов установка на
ЗОЖ находится на низком уровне.
Также подростки имеют
Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в разработку программы формирования установки на здоровый образ жизни школьников, что является следующим звеном в изучении данной проблемы.
Таким образом, в данной главе
анализируется опыт по формированию
здорового образа жизни и подчеркивается,
что создание педагогических условий
организации этой работы, показанных
в нашей гипотезе, заключается, во-первых,
в переосмыслении целей и задач
воспитания учащихся в соответствии
со значимой ценностью здоровья и
содержания обучения через овладение
школьниками системой знаний, научных
представлений о путях и
Список использованной литературы
1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
2. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993
3. Апанасенко, Г.А. Валеология:
имеет ли она право на
4. Бароненко,В.А.,Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.
5. Басалаева, Н.М., Савкин
В.М. Здоровье нации:
6. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. - 125 с.
7. Валеология: Диагностика,
средства и практика
8. Васильева, О.С. Валеология
- актуальное направление
9. Григорьев, Ю.И., Григорьев,
И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые
10. Динейка, К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987. - 63 с.
11. Дэвид Майерс. Социальная психология. Интенсивный курс.
12. Журнал «Воспитание школьников»,№10, 2009.
13. Журнал «Педагогика», №1, 2009.
14. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с.
15. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990. - 360 с.
16. Зиновьев, В. Правоведы
осознают необходимость
17. Иванюшкин А.Я. “Здоровье”
и “болезнь” в системе
18. Культура здоровья
и безопасность
19. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.
20. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
21. Лисицын, Ю.П., Полунина,
И.В. Здоровый образ жизни
22. Нистрян Д.У. Некоторые
вопросы здоровья человека в
условиях научно-технического
23. Понедельник, С.В.
Формирование здорового образа
жизни семьи в системе
24. Психология. Словарь
/ под общ. ред. А.В.Петровского,
25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. - 1994.
26. Семенова, В.Н. Валеология
в практике работы школы // Вестник
психосоциальной и
27. Трубачев, В.Н. Сущность
внеклассной воспитательной
28. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183.
29. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. – 202с. – ISBN.
30. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
31. Яковлева, Н.В. Анализ
подходов к изучению здоровья
в психологии // Психология и практика.
Ежегодник Российского
32. Кирьякова А.В. Теория ориентации Личности в мире ценностей. Оренбург, 1996 – 188с.
33. Седьмая волна психологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 – 444 с.