Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Оглавление

Введение

1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

4. Цели и организация экспериментального исследования его методы

5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

 

Цель и задачи внеклассной  воспитательной работы придают специфический  характер функциям целостного педагогического  процесса - обучающей, воспитывающей  и развивающей. (28)

 

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как  в учебной деятельности. Во внеклассной  работе она выполняет роль вспомогательной  для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей  функций. Обучающая функция внеклассной  работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных  умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения  и пр.

 

Огромное значение во внеклассной  работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических  процессов школьника.

 

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной  работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные  результаты, необходимо сформулировать цель. Нужно сформулировать цель вашей  беседы с детьми так, чтобы она  отражала приоритетные функции в  соответствии с задачами внеклассной  работы.

 

Школы зачастую не могут выбрать  необходимую направленность внеклассной  и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует  и развивает личность ребёнка. Управлять  воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и  сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает  себя, прежде всего сам, здесь добытое  лично - добыто на всю жизнь.

 

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте. «Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и  сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает  себя, прежде всего сам.» (28) При организации  внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического  коллектива и руководства на:

 

1. Разносторонность её  содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала  нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

 

2. Важной стороной этой  работы является использование  её массовых форм, как для воспитания  школьников, так и для разумной  организации их свободного времени.

 

3. Педагогическому коллективу  следует заботиться, чтобы внеклассная  работа охватывала всех учащихся.

 

Важнейшее направление воспитательной работы в школе - формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить  подросткам тягу к физкультуре и  спорту, активному отдыху, рациональному  питанию, соблюдению правил гигиены? Как  уберечь их от пагубного влияния  курения, алкоголя, наркотиков? Как  выстроить воспитательную работу в  классе так, чтобы здоровый образ  жизни стал основной нравственной ценностью  подростка?

 

Здоровье созидающая деятельность - целенаправленная форма активности, посредством которой удовлетворяются  потребности в сохранении, развитии здоровья учащихся. (14)

 

Общая цель воспитания ценностных основ здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к  само актуализации) как здорового  человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя и устойчивому  воспроизводству качеств, позволяющих  осуществлять свою открытость миру через  гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей и  достижение телесного, душевного и  духовного благополучия.

 

При формировании установки  на здоровый образ жизни педагог  должен учитывать основные цели воспитания ценностных основ здорового образа жизни, включающие в себя личностный, гносеологический, культурологический, деятельностный компоненты.

 

1. Личностный компонент  целей воспитания.

 

Общая цель: воспитание стремления к проявлению личностных качеств, характеризующих  здорового человека (стремление быть здоровым).

 

2. Гносеологический компонент  целей воспитания.

 

Общая цель: воспитание стремления к самопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя, опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе  человека, о его сущностных качествах, о его базовых потребностях и  т.п. для того, чтобы строить свою жизнь исходя из этого.

 

3. Культурологический компонент  целей воспитания.

 

Общая цель: воспитание стремления к построению тех основных социокультурных  форм организации жизни человека, которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей, а также полное и  гармоничное удовлетворение его  базовых потребностей.

 

4. Деятельностный компонент  целей воспитания.

 

Общая цель: воспитание стремления к самостоятельному построению таких  оптимальных форм отношений с  действительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовное благополучие человека в результате полного и  взаимосогласованного удовлетворения базовых потребностей, актуализации его открытости миру и собственно человеческих возможностей.

 

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих  видов деятельности воспитанников:

 

1)  выявление и формулировка  проблем связанных с переживанием  воспитанниками как состояния  благополучия (здоровья), так и болезни.  построением таких отношений;

 

2)  поиск способов разрешения  выявленных проблем;

 

3)  обоснование предлагаемых  способов разрешения выявленных  проблем с опорой на систему  научных, философских знаний, на  аксиоматические высказывания, на  примеры из обыденной жизни;

 

4)  участие в дискуссии  по поводу определения оптимальных  способов решения выявленных  проблем;

 

5)  создание проектов  самостоятельной деятельности по  изучению условий возникновения  проблемы, по поиску способов  их решения, по решению проблем,  связанных с недостатком или  утратой человеком здоровья;

 

6)  деятельность по решению  конкретных проблем, связанных  с укреплением и сохранением  своего здоровья;

 

7)  деятельность по анализу  собственной деятельности по  решению проблем, связанных с  укреплением и сохранением своего  здоровья;

 

8)  ценностная рефлексия  воспитанников.

 

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные  занятия по физической культуре и  предметов гуманитарного цикла.

 

Для вовлечения учащихся в  процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка  индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту  деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут  овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет  им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим  понятием здоровье, связать его с  поведением человека, а также состоянием природы. (13)

 

Подготовить школьника к  самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации  – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие  образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке  моделей реальных условий жизни  – это те мостики, которые позволяют  учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

 

Задача здоровье сберегающей  педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда  аттестат о среднем образовании  будет действительной путёвкой в  счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и  бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие  образовательные технологии).

 

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни  во внеклассной работе проходило  эффективно, следует:

 

Во-первых, при организации  и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который  разрушает отношения между педагогом  и детьми, в результате эффективность  воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

 

Во-вторых, перед началом  необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

 

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной  работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда  не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы  научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь  самому его соблюдать.

 

И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни  у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет  стать лучше.

 

3. Педагогические условия  формирования установки на здоровый  образ жизни у подростков в  процессе внеклассной воспитательной  работы

 

Нами выделены следующие  педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни  у подростков в процессе внеклассной  воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика  о здоровом образе жизни (организация  информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного  отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта  здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую  деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни  способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового  образа жизни, позитивному отношению  к созданию собственного здорового  образа жизни, творческому подходу  к реализации здоровой жизнедеятельности.

 

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового  образа жизни чаще связывают с  физкультурным образованием. В широком  смысле физкультурное образование  понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к  физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).

 

Поэтому реализация первого  педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни  осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному  ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания  двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения  частных задач) и активного использования  ее вариативного компонента в теоретическом  разделе программы; усиления образовательной  направленности физической культуры с  целью информирования школьника  о здоровом образе жизни; использования  разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя. Оптимальное  сочетание содержания базового и  вариативного компонентов Программы  дисциплины "физическая культура" мы связываем с реализацией педагогического  условия по информированию студента о здоровом образе жизни. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря  целенаправленной работе с информацией. Это и составляет содержательное наполнение данного условия, которое  в практической педагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления.

 

Информирование воспитанников  о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы  восприятия информации к активной и  обеспечивающих субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ученика: лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций. Использование  этих методов позволяет задействовать  такие базовые характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

Информация о работе Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы