Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
4. Цели и организация экспериментального исследования его методы
5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы
Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. (28)
Обучающая функция, например,
не имеет такого приоритета, как
в учебной деятельности. Во внеклассной
работе она выполняет роль вспомогательной
для более эффективной
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.
Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте. «Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам.» (28) При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:
1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
2. Важной стороной этой
работы является использование
её массовых форм, как для воспитания
школьников, так и для разумной
организации их свободного
3. Педагогическому коллективу
следует заботиться, чтобы внеклассная
работа охватывала всех
Важнейшее направление воспитательной работы в школе - формирование у школьников здорового образа жизни. Как привить подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния курения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классе так, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью подростка?
Здоровье созидающая деятельность
- целенаправленная форма активности,
посредством которой
Общая цель воспитания ценностных основ здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к само актуализации) как здорового человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя и устойчивому воспроизводству качеств, позволяющих осуществлять свою открытость миру через гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей и достижение телесного, душевного и духовного благополучия.
При формировании установки на здоровый образ жизни педагог должен учитывать основные цели воспитания ценностных основ здорового образа жизни, включающие в себя личностный, гносеологический, культурологический, деятельностный компоненты.
1. Личностный компонент целей воспитания.
Общая цель: воспитание стремления к проявлению личностных качеств, характеризующих здорового человека (стремление быть здоровым).
2. Гносеологический компонент целей воспитания.
Общая цель: воспитание стремления к самопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя, опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе человека, о его сущностных качествах, о его базовых потребностях и т.п. для того, чтобы строить свою жизнь исходя из этого.
3. Культурологический компонент целей воспитания.
Общая цель: воспитание стремления к построению тех основных социокультурных форм организации жизни человека, которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей, а также полное и гармоничное удовлетворение его базовых потребностей.
4. Деятельностный компонент целей воспитания.
Общая цель: воспитание стремления к самостоятельному построению таких оптимальных форм отношений с действительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовное благополучие человека в результате полного и взаимосогласованного удовлетворения базовых потребностей, актуализации его открытости миру и собственно человеческих возможностей.
Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности воспитанников:
1) выявление и формулировка
проблем связанных с
2) поиск способов разрешения выявленных проблем;
3) обоснование предлагаемых
способов разрешения
4) участие в дискуссии
по поводу определения
5) создание проектов
самостоятельной деятельности
6) деятельность по решению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;
7) деятельность по анализу
собственной деятельности по
решению проблем, связанных с
укреплением и сохранением
8) ценностная рефлексия воспитанников.
В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла.
Для вовлечения учащихся в
процесс здоровьетворчества (внимание
к собственному здоровью, выработка
индивидуального стиля жизни) важно,
чтобы среда мотивировала их на эту
деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования,
самораскрытия, самоопределения могут
овладеть детьми и подростками, если
среда ежедневно предоставляет
им возможности для реализации этих
процессов. Всеобщее внимание привлекают
«говорящие стены» (цитаты, поговорки,
пословицы о здоровье, записанные
изречения самих учащихся, учителей),
регулярно обновляемые
Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.
Задача здоровье сберегающей
педагогики – обеспечить выпускнику
школы высокий уровень
Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:
Во-первых, при организации
и проведении внеклассной работы
обязательно ставить цели. Отсутствие
цели порождает формализм, который
разрушает отношения между
Во-вторых, перед началом
необходимо определить ожидаемые результаты.
Это помогает сформулировать задачи
таким образом, чтобы они способствовали
достижению общей цели - усвоению ребенком
социального опыта и
В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.
И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.
3. Педагогические условия
формирования установки на
Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы: во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).
Поэтому реализация первого
педагогического условия
Информирование воспитанников
о здоровом образе жизни осуществляется
посредством методов