Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Оглавление

Введение

1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

4. Цели и организация экспериментального исследования его методы

5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

 

Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной  части внеклассной работы, поскольку  актуальным в ориентировании учащегося  на здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое  основание для самоорганизации  здоровой жизнедеятельности. Актуализацию эмоционально-ценностного отношения  школьника к здоровому образу жизни мы рассматриваем как следующее  условие реализации педагогической стратегии ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально-ценностного  отношения учащегося к здоровому  образу жизни представляет собой  целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических  ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности  человека. Это условие соотносится  со вторым этапом реализации данной стратегии - этапом актуализации.

 

В практическом решении задач  данного этапа мы исходим из теоретических  положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование  в деятельности, когда субъект, вступая  во взаимодействие с объектом, формирует  отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют  потребности субъекта, задействуют  эмоциональную сферу и порождают  личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии  внутренней активности человека возникает  ценностное отношение.

 

В соответствии с этим был  осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые  способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой  картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений  о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному  принятию и моделированию здорового  образа жизни как деятельностного  ориентира. Методическое обеспечение  реализации второго педагогического  условия осуществляется нами посредством  использования дискуссионных методов  организации познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы  личности, а также моделирования  интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

 

Особое внимание на этапе  актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или  процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания  и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

 

Третье педагогическое условие  формирования у подростка установки  на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает  обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих  педагогических действий, способов организации  деятельности школьника. Обогащение опыта  здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения  здорового образа жизни и включения  их в свой образ жизни.

 

Разрабатывая содержание данного педагогического условия, мы ориентировались на активизацию  ресурсов образовательного пространства школы. Были выделены следующие ресурсы  по формированию у подростка установки  на здоровый образ жизни:

 

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровье созидающих  мероприятий, пропаганда здорового  образа жизни, контроль и др.).

 

2. Ресурсы учебно-воспитательного  процесса (введение спецкурса о  здоровом образе жизни, организация  физкультурно-оздоровительных мероприятий,  культурно-массовые и досуговые  формы работы); использование возможностей  нерегламентированного образовательного  пространства (различные формы вне  учебных занятий) совместной деятельности  субъектов образовательного процесса  школы.

 

3. Медицинское обеспечение  (медицинский осмотр ученика,  диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение  и др.).

 

Педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в  различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации  деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие учащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых  формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного  опыта, проявлению активности и самостоятельности  в организации собственного здорового  образа жизни.

 

Для успеха формирования у  подростка установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены  эти условия.

 

Таким образом, формирование у подростка установки на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного  характера может осуществляться в образовательном процессе школы  во вне учебное время и способствовать решению проблемы формирования здорового  образа жизни школьника.

 

В 1 главе решены поставленные перед нами задачи:

 

1.  На основе анализа  психолого-педагогической литературы  раскрыты сущность и содержание  понятия установки на здоровый  образ жизни у подростков.

 

Мы выяснили, что существует несколько подходов к определению  понятия здоровье. Проанализировав  их, в общем можно трактовать здоровье как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается  как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие  взаимоотношений с окружением и  включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как  состояние равновесия, баланса между  адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями  среды.

 

В связи с этим целостный  взгляд на здоровье можно представить  в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи  различных его компонентов и  представлена их иерархия (см. рисунок).

 

педагогический здоровый подросток классный

 

 

 

 

В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его  личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется  нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

 

Физический компонент  характеризуется уровнем физического  развития, степенью само регуляции  органов и систем, наличием резервных  возможностей организма.

 

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции  деятельности эмоционально-волевой  сферой.

 

Социальный компонент  характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и  долговременной активности в социуме.

 

Мы определили, что понятие  здорового образа жизни гораздо  шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система  питания, различные закаливающие и  развивающие упражнения; в него также  входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни  в целом, а также жизненные  цели и ценности, и на сегодняшний  день существует несколько моделей  обучения здоровому образу жизни.

 

Для того, чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо создать  установку на него. Нами было выделено 3 уровня установки:- смысловая как  проявляющееся в деятельности отношение  личности к объектам, имеющим для  нее личностный смысл;- целевая как  стабилизатор действия, вызванного конкретной целью;- операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении  в сходных ситуациях. Определены возможности внеклассной воспитательной работы в формировании установки  на здоровый образ жизни у подростков.

 

Сделан вывод, что внеклассная  воспитательная работа, представляющая собой совокупность различных видов  деятельности, обладает широкими возможностями  воспитательного воздействия на ребенка.

 

Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления  педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:

 

- создание оптимальных  внешне средовых условий - микросоциальной  среды (гуманистические отношения,  благоприятный психологический  климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность  и общение детей и взрослых  в образовательном процессе (Ю.К.  Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С.  Гершунский, В.И. Зверева, В.А. Караковский,  А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е.  Щуркова и др.);

 

- обеспечение ценностных  ориентаций, как внутренних условий  (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания  учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В.  Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,  Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко,  В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В.  Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин  и др.)

 

2.  Теоретически обоснованы  педагогические условия формирования  установки на здоровый образ  жизни у подростков в процессе  внеклассной воспитательной работы.

 

Нами выделены следующие  педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни  у подростков в процессе внеклассной  воспитательной работы в условиях школы:

 

во-первых, информирование ученика  о здоровом образе жизни (организация  информационного обеспечения);

 

во-вторых, актуализация его  эмоционально-ценностного отношения  к здоровому образу жизни;

 

в-третьих, обогащение опыта  здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую  деятельность).

 

Подводя итог, можно сказать, что реализация выделенных в гипотезе педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни  у подростка способствует получению  им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному  отношению к созданию собственной  установки на здоровый образ жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности. Формирование установки может осуществляться в образовательном процессе школы  во внеклассной воспитательной работе и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни  школьника.

 

4. Цели и организация  экспериментального исследования, его методы

 

Опытно-экспериментальную  базу исследования составила МОУ  СОШ №4 г.Аши.

 

Целью являлось измерение  у учащихся установки на ЗОЖ, определение  их индивидуального стиля здорового  образа жизни, выявление представлений  учащихся о ЗОЖ, а также определение  уровня организации воспитательной работы образовательного учреждения в  этом направлении и рассмотрение возможностей повышения эффективности  и результативности учебно-воспитательного  процесса в направлении сохранения здоровья подрастающего поколения.

 

Задачи

 

В эксперименте приняли участие  учащиеся двух параллельных классов  в количестве 45 человек, возраст  детей – 13-15 лет, их педагоги. Выбор  класса проводился, исходя из мнения о  том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.

 

Исследование проводилось  в 4 этапа:

 

1 этап – поисково-теоретический.  На данном этапе мы изучили  и проанализировали научную литературу. Были определены методология  и методика исследования, его  понятийный аппарат, объект, предмет,  задачи, методы и гипотеза.

 

2 этап - опытно-экспериментальный,  на котором проводилось анкетирование  детей двух параллельных классов  (опытного и экспериментального) с целью измерения их уровня  установки на ЗОЖ. 

 

На 3 этапе проводилось  анкетирование педагогов с целью  выявления уровня воспитательной работы, существующей в школе.

 

4 этап – итогово-аналитический  - был посвящен систематизации  и обобщению данных опытно-экспериментальной  работы, уточнению выводов, оформлению  результатов исследования, составлению  диаграмм.

 

При организации и проведении исследования использовались следующие  методы:

 

·  Изучение и теоретический  анализ психолого-педагогической, валеологичесой, философской литературы.

 

·  Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование и анкетирование  детей и педагогов, беседа.

 

·  Анализ и обобщение  полученных результатов.

 

5. Анализ результатов экспериментального  исследования

 

С целью измерения установки  на ЗОЖ у учащихся были предложены следующие методики:

 

·  Анкета «Будем здоровы!» (автор Шишковец М. А.)

 

·  Методика «Определение уровня здорового образа жизни подростка».

 

·  Методика сужения поля ценностных ориентаций. (ценностные ориентации выбирались по А.В. Кирьяковой).

 

Анкета «Будем здоровы!» (автор  Шишковец М. А.) проводилась с целью  определения индивидуального стиля  здорового образа жизни учащихся и их установки на приобретение основ  здорового образа жизни.Оценка индивидуального  образа жизни и отношения к  своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы  от 4 до 0 широко распространенный в  социальных исследованиях прием. При  анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла  и за с – 0. 42 балла и выше –  высокий уровень сформированности установки на ЗОЖ, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.  41 – 31 балл – средний уровень сформированности установки на ЗОЖ, на котором заметны  проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная  сформированность других, недостаточная  активность механизмов сохранения и  укрепления своего здоровья, недостаточная  адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность. 30 – ниже – низкий уровень сформированности установки, на котором проявляется  отсутствие отдельных компонентов  формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и  совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.

Информация о работе Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы