Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
4. Цели и организация экспериментального исследования его методы
5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы
Параллельно осуществляется
подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной
части внеклассной работы, поскольку
актуальным в ориентировании учащегося
на здоровый образ жизни является
его эмоционально-ценностное принятие
на личностном уровне как необходимое
основание для самоорганизации
здоровой жизнедеятельности. Актуализацию
эмоционально-ценностного
В практическом решении задач
данного этапа мы исходим из теоретических
положений педагогической аксиологии
о сущности ценностного отношения.
Ценность получает свое актуальное существование
в деятельности, когда субъект, вступая
во взаимодействие с объектом, формирует
отношение. Ценностным оно становится,
когда свойства объекта удовлетворяют
потребности субъекта, задействуют
эмоциональную сферу и
В соответствии с этим был
осуществлен выбор таких
Особое внимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.
Третье педагогическое условие формирования у подростка установки на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.
Разрабатывая содержание
данного педагогического
1. Административный ресурс
(разработка соответствующих
2. Ресурсы учебно-
3. Медицинское обеспечение
(медицинский осмотр ученика,
диагностика состояния его
Педагог информирует учащихся
о возможностях школы в данном
направлении, участвует с ними в
различных мероприятиях, поддерживает
их в реализации здорового образа
жизни. Выбор форм и методов организации
деятельности подростков на этапе обогащения
соответствующими знаниями включает консультации
педагога, участие учащихся в физкультурно-
Для успеха формирования у подростка установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.
Таким образом, формирование
у подростка установки на здоровый
образ жизни через реализацию
совокупности педагогических условий,
методов, приемов и средств
В 1 главе решены поставленные перед нами задачи:
1. На основе анализа
психолого-педагогической
Мы выяснили, что существует
несколько подходов к определению
понятия здоровье. Проанализировав
их, в общем можно трактовать здоровье
как состояние полного
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия (см. рисунок).
педагогический здоровый подросток классный
В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент
характеризуется уровнем
Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Мы определили, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни.
Для того, чтобы вести здоровый
образ жизни, необходимо создать
установку на него. Нами было выделено
3 уровня установки:- смысловая как
проявляющееся в деятельности отношение
личности к объектам, имеющим для
нее личностный смысл;- целевая как
стабилизатор действия, вызванного конкретной
целью;- операциональная как готовность
к осуществлению действий, основанных
на прошлом опыте и поведении
в сходных ситуациях. Определены
возможности внеклассной
Сделан вывод, что внеклассная воспитательная работа, представляющая собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных
внешне средовых условий - микросоциальной
среды (гуманистические
- обеспечение ценностных
ориентаций, как внутренних условий
(установок, потребностей, способностей)
для саморазвития и
2. Теоретически обоснованы
педагогические условия
Нами выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:
во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
во-вторых, актуализация его
эмоционально-ценностного
в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).
Подводя итог, можно сказать,
что реализация выделенных в гипотезе
педагогических условий формирования
установки на здоровый образ жизни
у подростка способствует получению
им знаний по теории и практике формирования
здорового образа жизни, позитивному
отношению к созданию собственной
установки на здоровый образ жизни,
творческому подходу к
4. Цели и организация
экспериментального
Опытно-экспериментальную базу исследования составила МОУ СОШ №4 г.Аши.
Целью являлось измерение
у учащихся установки на ЗОЖ, определение
их индивидуального стиля
Задачи
В эксперименте приняли участие учащиеся двух параллельных классов в количестве 45 человек, возраст детей – 13-15 лет, их педагоги. Выбор класса проводился, исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.
Исследование проводилось в 4 этапа:
1 этап – поисково-теоретический.
2 этап - опытно-экспериментальный,
на котором проводилось
На 3 этапе проводилось
анкетирование педагогов с
4 этап – итогово-аналитический
- был посвящен систематизации
и обобщению данных опытно-
При организации и проведении исследования использовались следующие методы:
· Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, валеологичесой, философской литературы.
· Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование и анкетирование детей и педагогов, беседа.
· Анализ и обобщение полученных результатов.
5. Анализ результатов
С целью измерения установки на ЗОЖ у учащихся были предложены следующие методики:
· Анкета «Будем здоровы!» (автор Шишковец М. А.)
· Методика «Определение уровня здорового образа жизни подростка».
· Методика сужения поля ценностных ориентаций. (ценностные ориентации выбирались по А.В. Кирьяковой).
Анкета «Будем здоровы!» (автор
Шишковец М. А.) проводилась с целью
определения индивидуального