Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить – эффективность психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе, дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни подростков в современной педагогике и психологии как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современной психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования здорового образа жизни
подростков как основы предупреждения негативных явлений
в школьной среде………………………………………………………………….7
1.1. Понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе………………………………………………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…...14
1.3. Пути формирования здорового образа жизни подростков
в современной педагогике и психологии………………………………………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни подростков в контексте деятельности
педагога-психолога………………………………………………………………26
2.1. Характеристика уровня сформированности представлений
подростков о здоровом образе жизни…………………………………………..26
2.2. Способы включения подростков в деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни………………………………………32
2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков………………………...36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
здорового образа жизни у подростков………………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: режим дня большинства учащихся класса соответствует правильному режиму дня, который способствует формированию ЗОЖ.
Сон – необходимая часть режима дня, способствующая восстановлению сил организма подростка.
Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентируются распорядком школьной жизни, так все учащиеся класса приступают к занятиям в 13-15, а из школы уходят после пяти уроков в 17-15.
Пребывание на свежем воздухе обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, так 89 % учащихся проводят на свежем воздухе около часа или двух, что положительно влияет на их организм.
Режим дня класса также
предусматривает время для необ
Следование режиму дня воспитывает у подростка бережливое отношение к каждой минуте, обостренное чувство времени. Выполнение режима дня требует от подростка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.
Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащийся может быть изменено время тех или иных моментов, но незыблемым должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.
На одном из уроков классного часа, изучая тему «Общение» уделяли особое внимание, повышенное внимание, так как в первом параграфе этой главы мы выявили достаточно высокий уровень тревожности у учащихся исследуемого класса.
Для профилактики и преодоления сильной тревожности школьников можно использовать следующие методы:
- индивидуализацию и дифференциацию обучения (по степени, по темпу усвоения, по характеру познавательной деятельности, по самокоррекции степени зависимости от оценки других людей, согласование требований учебной деятельности и собственных психологических возможностей, рациональный анализ причин неудач);
- формирование у учащихся положительных эмоций в процессе обучения;
- формирование умения общаться с другими людьми не навредив ни себе, ни другим.
Так, на одном из наших уроков, посвященном теме «Открытое сердце», мы провели с учащимися беседу, направленную на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы были получены следующие данные, которые представлены в Таблице 4.
Результаты обработки ответов учащихся
Таблица 4
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число проце-нтов |
1 |
Что нам помогает сохранить хорошее настроение? |
1 |
Улыбка |
8 |
30% |
2 |
Хорошее здоровье |
9 |
35% | ||
3 |
Добрые слова |
9 |
35% | ||
2 |
С чего вы начинаете свое утро? |
1 |
С улыбки |
14 |
54% |
2 |
Говорю маме «Доброе утро» |
12 |
46% | ||
3 |
Что вы пожелали бы своим родным с утра? |
1 |
Хорошее настроение |
9 |
35% |
2 |
Доброго дня |
9 |
35% | ||
3 |
Удачи на работе |
8 |
30% | ||
4 |
Что оказывает на наше здоровье положительное действие? |
1 |
Добрые слова |
8 |
30% |
2 |
Хорошее настроение |
9 |
35% | ||
3 |
Улыбка. Добрый взгляд |
9 |
35% | ||
5 |
Какое действие оказывает добрые слова на людей? |
1 |
Поднимают настроение |
9 |
35% |
2 |
Твое сердце радуется |
10 |
38% | ||
3 |
Успокаивают человека |
7 |
27% | ||
6 |
От кого зависит ваше хорошее настроение? |
1 |
От нас и нашего поведения |
14 |
54% |
2 |
От окружающих людей |
12 |
46% |
В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 35 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 35 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом нами классе, психолог использует комплексный дифференцированный подход.
Во-первых, это помощь подростку в преодолении пассивного, соглашательного, потребительского отношения к формированию собственной личности.
Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения подростка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости.
Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.
Воспитанию у подростков осознанной потребности в здоровье и ЗОЖ предшествует формирование ценностных ориентаций, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида. На основе этого психолог строит доверительные, благожелательные взаимоотношения в школьном мире, где подросток не готовится к жизни, а живет.
2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков
На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Валеологизация обучения и воспитания в исследованном классе осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».
Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ мы еще раз предложим им анкету «Я и мое здоровье».
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.
Результаты анкетирования
(посткоррекционная
Таблица 5
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число проце-нтов |
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
1 |
Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. |
15 |
58% |
2 |
Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. |
11 |
42% | ||
2 |
Что ты знаешь о свое здоровье? |
1 |
Мое здоровье отличное. |
8 |
31% |
2 |
Удовлетворительное. |
16 |
61% | ||
3 |
Не очень хорошее. |
2 |
8% | ||
3 |
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? |
1 |
Ничего не беспокоит. |
15 |
58% |
2 |
Болит голова. |
5 |
19% | ||
3 |
Другие болезни. |
6 |
23% | ||
4 |
Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? |
1 |
Пропуски каждую неделю. |
2 |
8% |
2 |
Пропуски каждый месяц. |
7 |
27% | ||
3 |
Пропусков нет. |
17 |
65% | ||
5 |
Делаешь ли ты устром физическую зарядку? |
1 |
Да. |
18 |
69% |
2 |
Нет. |
-- |
-- | ||
3 |
Иногда. |
9 |
31% | ||
6 |
Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? |
1 |
С полной отдачей. |
25 |
96% |
2 |
Без желания. |
-- |
-- | ||
3 |
Не занимаюсь. |
1 |
4% | ||
7 |
Занимаешься ли спортом? |
1 |
Хожу на танцы. |
11 |
42% |
2 |
Различные виды спорта. |
13 |
51% | ||
3 |
Не занимаюсь. |
2 |
8% | ||
8 |
Чувствуешь ли усталость после уроков? |
1 |
Всегда. |
2 |
8% |
2 |
Иногда. |
7 |
27% | ||
3 |
Нет. |
17 |
65% |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.
Необходимо заметить, что валеологизация учебного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 65 % детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 27 % устают иногда.
Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 19 % учащихся класса среднему уровню – 57 %, поверхностному – 27 %.
Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету-тест «Расти здоровым».
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получилась следующая таблица.
Анализ ответов учащихся
(посткоррекционная
Таблица 6
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число проце-нтов |
1 |
На свежем воздухе я… |
1 |
Занимаюсь спортом, гуляю. |
9 |
35% |
2 |
Играю, бегаю. |
7 |
27% | ||
3 |
Катаюсь на велосипеде, играю. |
10 |
38% | ||
2 |
В школе я… |
1 |
Учусь. |
10 |
38% |
2 |
Учусь, занимаюсь спортом. |
9 |
35% | ||
3 |
Пишу, читаю, играю, бегаю. |
7 |
27% | ||
3 |
Аппетит у меня… |
1 |
Хороший. |
11 |
42% |
2 |
Не очень хороший (удовлетворительный) |
8 |
31% | ||
3 |
Плохой. |
7 |
27% | ||
4 |
Иногда я чувствую себя… |
1 |
Уставшим. |
11 |
42% |
2 |
Плохо. |
9 |
35% | ||
3 |
Больным. |
6 |
23% | ||
5 |
Утром я просыпаюсь… |
1 |
С хорошим настроением. |
8 |
31% |
2 |
В 8 часов. |
9 |
35% | ||
3 |
В 9 часов. |
9 |
35% | ||
6 |
Телевизор я смотрю… |
1 |
Редко. |
17 |
65% |
2 |
Часто. |
5 |
19% | ||
3 |
Вечером. |
4 |
16% | ||
7 |
В сауну я… |
1 |
Не хожу. |
11 |
42% |
2 |
Хожу часто. |
8 |
31% | ||
3 |
Хожу иногда. |
7 |
27% | ||
8 |
Обливаться холодной водой я… |
1 |
Люблю. |
11 |
42% |
2 |
Не боюсь. |
10 |
38% | ||
3 |
Боюсь. |
5 |
19% | ||
9 |
Простуда меня… |
1 |
Боится. |
12 |
46% |
2 |
Иногда посещает. |
8 |
31% | ||
3 |
Часто посещает. |
6 |
23% | ||
10 |
Свои руки я… |
1 |
Часто мою. |
11 |
42% |
2 |
Содержу в чистоте. |
15 |
58% | ||
11 |
Зубы сои я… |
1 |
Чищу 2 раза в день |
15 |
58% |
2 |
Лечу вовремя, берегу. |
11 |
42% | ||
12 |
Заниматься спортом я… |
1 |
Люблю. |
19 |
73% |
2 |
Не люблю (очень устаю). |
7 |
27% |
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у подростков