Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………

Файлы: 1 файл

диплом новый.doc

— 710.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

                                                                    Допустить к защите:

                                                                                   зав. кафедрой, к.ф.н., доцент

                                                                                    ____________И.А. Козырева

                                                                          «___»  ___________2011

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ

 

 

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                    к.э.н., доцент

____________Р.И. Зубова

                                                                                     «___» ________2011 г.

 

                                                                     Исполнитель:

                                                                                                       cтудентка группы 751 гр.             

___________Маркова О.О

                                                                                    «____»________2011 г.

 

 

Сыктывкар 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики

1.1.     Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10

1.2.     Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16

Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ

2.1.  Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29

2.2.  Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36

Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков

3.1.  Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый

образ жизни в системе образования……...………...……………………….47

3.2.  Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55

Заключение………………………………………………………..…………….66

Литература………………………………..……………………………………..71

Приложение ……………………………………………………..………….......84

 

 

 


Введение

Употребление психоактивных веществ – это проблема, имеющая глубинный и многосторонний характер и затрагивающая различные аспекты жизни общества: социальный, медицинский, психолого-педагогический, социокультурный и другие. По данным опроса, проведенного в 2009 году Международной Ассоциацией по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в регионах России, 87 % учащихся девятых классов (подростки 14-15 лет) употребляли психоактивные вещества с той или иной частотой[1]. Ежегодно теряя 2500 (по данным официальной статистике) подростков, заканчивающих свою жизнь самоубийством, треть которых употребляли наркотики, Россия уверенно выходит по этому показателю на первое место в мире[2]. По данным Коми республиканского наркологического диспансера количество наркобольных в регионе в расчете на 100 тысяч населения составляет 117,5 человек (2009 год - 118, 2008 год - 121 человек), что ниже среднестатистических показателей по Северо-Западному федеральному округу ( 184 чел. на 100 тыс. населения) и в целом по Российской Федерации (251 чел на 100 тыс. населения). В 2010 году всеми правоохранительными органами республики зарегистрировано 1289 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 11,1% больше, чем за 2009 год (1159).[3] Развитие прогресса уничтожило большинство ограничений, что не могло не вызвать катастрофический эффект. Появилась возможность легко и быстро транспортировать наркотики из конца в конец нашей планеты, создавать новые синтезированные психоактивные вещества. У прогресса оказалось немало «побочных эффектов», одним из которых оказался переход от ритуального, табуированного употребления растений, содержащих психоактивные вещества, к глобальному распространению наркоманий. Спутником наркомании стал СПИД. Подростки, становясь активными потребителями психоактивных веществ, подвергаются риску столкновения с многочисленными проблемами, связанными с неуспешностью социализации, снижением адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, ухудшением  показателей их психического и физического здоровья, нарушениям социальных связей с семьей, друзьями, сверстниками, учебной средой. Кроме перечисленных последствий, значимых прежде всего, для личности подростка, очевидны отрицательные последствия потребления психоактивных веществ, рассматриваемые в масштабах общества в целом: риск потери части будущего поколения трудоспособного поколения, необходимость огромных материальных затрат на борьбу с чрезмерным  употреблением психоактивных веществ и наркотической зависимостью у сегодняшних подростков. Профилактика употребления психоактивных веществ на практике действует в основном в двух направлениях:  это методы всевозможного запугивания и методы запрета, но они  не эффективны о чем свидетельствует статистика: по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков за 2009 год, армия наркоманов в России насчитывает от 2 до 2,5 миллиона человек, большинство из которых в возрасте 18-39 лет. Средний возраст умирающего наркомана − 28 лет. Наркотики ежегодно уносят 30 тысяч молодых жизней − в среднем свыше 80 человек в сутки. По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, наша страна опережает государства Евросоюза в 5-8 раз. Этот скачок произошел менее чем за 20 лет[4]. В настоящее время вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в Российской Федерации регулируются 5-ю базовыми федеральными законами, а также Кодексом Российской Федерации  и различными подзаконными актами. Следовательно, в рамках проблемы употребления психоактивных веществ нужно разрабатывать новые более эффективные методы профилактики употребления психоактивных веществ  и упор должен быть направлен на формировании здорового образа жизни, но не путем пропаганды и формальности мероприятий, а на предложении более интересным  способам проведения свободного времени, отвечающим времени и интересам подростков.  Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа; инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль; личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада. Здоровый о́браз жи́зни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.  Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей  и  самих подростков.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов здорового образа жизни впервые был рассмотрен в монографии [5]А.Г. Щедриной  и получил дальнейшее развитие в работах [6] Н.П.  Абаскалова., [7]Р.И. Айзмана, [8] О.Л. Трещева, [9]Л.Г. Татарникова и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов. Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье подростков  должно определяться и личностным уровнем его проявления.

И.Н. Пятницкая внесла вклад в изучение особенностей подростковой наркомании[10]. Чаще других заболевают люди с такими чертами характера, как раздражительность, неуживчивость, частые смены настроения со вспышками гнева или наоборот – стеснительность, замкнутость, чудаковатость. Некоторые люди искусственно стараются исправить свой характер, используя для этого какое-либо психоактивное вещество.

В.М. Бехтерев также  внес свой вклад в изучение подростковой наркомании.[11] А.Е. Личко и В.С. Битенский также изучали подростковую наркоманию[12]. Большой вклад в изучение  роли образовательных учреждений в первичной профилактике подростковой наркомании, исследование распространенности наркотизации в детско-подростковой среде по стране в целом и в отдельных ее регионах внесла Е.С. Скворцова, она является автором целого ряда статей, посвященных анализу  исследований распространенности вредных привычек школьников[13]. Особенности личности подростков, склонных к приобщению к наркотикам, а также психолого-педагогические аспекты профилактики наркопотребления в подростковой среде раскрывают в своих трудах Л.Д. Мирошниченко, И. Шурыгина[14]. Особенностью развития взглядов на проблему наркопотребления в подростковой среде является то, что постепенно происходит переход от ее изучения отдельными науками независимо друг от друга к формированию интегративного подхода к ее изучению здорового образа жизни.  О.Л. Романова в своих работах, посвященных первичной профилактике химических зависимостей, указывает, что «реализация профилактических антинаркотических программ для школьников требует работы специалистов разных отраслей, обладающих широким спектром знаний», поскольку такие программы предполагают комплексность и многосторонний характер[15]. Несмотря на многочисленные исследования роли образовательных учреждений в первичной профилактике потребления психоактивных веществ подростками в настоящее время позитивных тенденций в решении проблемы не наблюдается.

Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:

1        - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;

2        - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;

3        - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;

4        - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;

5        - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;

6        - изучить межведомственное сотрудничество и взаимодействия в профилактике употребления психоактивных веществ и развитие здорового жизненного стиля поведения подростков.

Объектом данной дипломной работы являются подростки, а предметом - механизмы формирования здорового образа жизни как средство в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ.  Использованными методами сбора информации выступили анализ документов, в частности нормативно-правовой базы, научной литературы  по данной проблематике, а также статистической информации, анализ результатов социологических и психологических исследований по проблеме употребления психоактивных веществ подростками.  Также применялись методы структурирования, обобщения, факторного анализа, системного подхода, в качестве метода сбора эмпирической информации был использован метод анкетного опроса.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь состоят из шести параграфов, заключения, литературы и приложения. Во введении была поставлена цель, определены задачи, объект и предмет дипломного исследования. В основной части был проведен анализ научной литературы, результатов социологических и психологических исследований, статистической информации по проблеме социальной реабилитации детей из семей алкоголиков. В заключении сформулированы  основные выводы и рекомендации. Список литературы включает в себя сто двадцать шесть источников, которые в свою очередь состоят из нормативно-правовых документов,  научной и монографической литературы,  статей из научных журналов, а также статистической информации.     Основные положения, выводы и научные результаты, полученные в ходе исследования были представлены на Республиканской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в 2010 году[16], Международной студенческой начно-практической  конференции[17], а также на XI Республиканской студенческой научно- практической конференции[18] в 2011 годах, также материалы исследования были представлены на конференции «Социальные и психологические проблемы глазам молодых – 2011» и опубликованы в сборнике тезисов «Социальные и психологические проблемы глазами молодых – 2011[19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 1. ПОДРОСТКИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ

1.1.           Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества

 

Психоактивные вещества (ПАВ) - это совокупность наркотических и токсических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании). В разные годы исследованием проблем употребления психоактивных веществ в частности этиологии приобщения к употреблению веществ занимались многие авторы, как отечественные, так и зарубежные. В числе исследователей, специалисты разных областей наук: психологи, социологи, криминологи, социальные работники  и др. Исследования такого явления, как употребление психоактивных веществ, можно условно разделить на две группы: социологические и социально-психологические. Наибольший охват исследований по этой проблеме в России получило в рамках социологии. В рамках социологических исследований были определены возрастные особенности употребляющих психоактивные вещества, основные причины, виды поведения в сложившихся кризисных условиях, выделены социокультурные особенности наркозависимых.[20] Исследования   психозависимых  подростков, проведенные  Д.И. Фельдштейном, показывают, что в основе нравственной деформации их личности лежат не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания.[21] У данной группы молодёжи утрачен интерес к учению, фактически порваны связи со школой, что приводит к их приобщению к психоактивным веществам. В смежных с психологией исследованиях делается попытка определить психологический портрет, выделить особенности адаптации и поведения в ситуациях наркозависимости.[22] В Республике Коми проблему употребления психоактивных веществ, в частности подростковую, исследуют Д.О. Авдеев, Л.А. Журавлева, Е.В. Чепурных, П.Л. Обухов, Я.Р. Каневская,        Б.С. Плотников.[23] Слабое развитие социальной и досуговой сферы в подростковой среде ведет к праздному время препровождению, отсутствию уверенности в своем будущем, неконструктивному переживанию семейных и других проблем к стремительному распространению употреблению психоактивных веществ. В связи с этим, в России складывается крайне тяжелая ситуация относительно употребления психоактивных веществ, особенно в подростковой среде.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ