Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
Специалисты-наркологи выделяют множество причин, по которым подросток начинает пробовать различные психоактивные вещества.[24] Неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию – основные факторы для первых проб психоактивных веществ и токсических веществ. Аналогичному поведению подростков, имеющих нарушения со стороны центральной нервной системы, в огромной степени способствуют недостатки воспитания в семье, школе, других детских учреждениях. Это так называемые «педагогически запущенные» подростки. Если воспитывать подростка в атмосфере любви, доброжелательности, в спокойной обстановке, без крика и физических наказаний даже за серьёзные проступки, то при соответствующей коррекции он не будет отличаться от сверстников. Яркий пример – российские подростки с отставанием в психофизическом развитии – из Домов ребёнка.
В 2007 было проведено социологическое исследование в г. Сыктывкаре, которое дало возможность получить информацию об употреблении психоактивных веществ среди подростков и выявить отношение молодёжи к данной проблеме. Необходимость проведения данного исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, в распоряжении ОРБ и ДОПС СУ при МВД (отдел по расследованию бандитизма и деятельности преступных сообществ) отсутствуют специальные исследования, касающиеся изучения проблемы употребления психоактивных веществ среди подростков; во-вторых, в результате исследования можно получить сведения об оценках, мнениях и суждениях, предложениях, которые позволят охарактеризовать проблемы подростков, дадут информацию об отношении молодёжи к психоактивным веществам; в-третьих, на основе полученных результатов можно разработать практические рекомендации для специалистов, что позволит более эффективно проводить работу с подростками, употребляющими психоактивные вещества. С целью изучения отношения подростков к проблеме употребления психоактивных веществ в январе 2006 года в одной из школ г. Сыктывкара было проведено анкетирование, которым были охвачены все 27 молодых людей в возрасте 16-19 лет, обучающихся в 11 классе данной школы. В ходе исследования использовался метод анкетного опроса. Результаты и выводы распространяются на опрошенных. Исходя из поставленной цели, были сформулированы две задачи: с помощью анкетирования изучить мнение подростков о проблеме употребления психоактивных веществ; выявить причины приобщения к психоактивным веществам, исходя из полученных ответов опрошенных. В ходе исследования были выдвинуты гипотезы о том, что основным источником информации для подростков о психоактивных веществах служат СМИ; часть подростков считает, что положительных сторон употребления нет; чаще всего подростки употребляют психоактивные вещества в компании друзей; первую пробу нароктиков подростки начинают с маковой соломки и гашиша. Представляется возможным кратко проанализировать полученные результаты. Одной из важных форм ранней профилактики проблемы, обращенной к разным группам населения, является информация об этих веществах и мероприятия превентивного характера, которые проводятся среди детей, начиная с дошкольного возраста. Такая работа имеет немалое значение для будущего, поскольку склонность к употреблению психоактивных веществ формируется часто в подростковом возрасте. Исследование показало, что 96 % опрошенных узнали о психоактивных веществах через СМИ, а 4 % - от друзей.
В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен “наркоманического сознания” - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от “кайфа”. Степень материального благополучия определяется помимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения “дозы” престижного наркотика или психоактивного вещества. Из философских концепций в подростковой среде наиболее модными стали те, которые основаны на описании и анализе духовного опыта приобретенного посредством употребления психоактивных веществ, некоторые из которых являются идеологическим основанием и оправданием употребеления. Подростки читают книги Кастанеды, Гроффа, Лири, где воспевается “волшебный мир” открывающийся под влиянием галлюциноенов: ЛСД, псилобицина, мескалина. Анализ результатов социологического исследования позволил выяснить, что - 63% опрошенных видят положительные стороны употребления психоактивных веществ, и лишь - 37% не видят в этом ничего положительного. К положительным сторонам часть опрошенных отнесли: 20% - добавление эмоций и энергии на дискотеке, 29% - авторитетный статус в глазах сверстников, 14% - уважение друзей. В настоящее время проблема употребления психоактивных веществ в России является одной из актуальнейшей. По данным прессы и компетентных органов больных, зависимых от психоактивных веществ, у нас около 20-24%, то есть в каждой четвертой семье знают на себе действие психоактивных веществ. По данным ВОЗ на каждые 100 000 подростков приходится 168 ребят, потребляющих наркотики, и 164 токсикомана. Больных, то есть переросших стадию злоупотребления и уже поставленных на учет, — 74,4 подростка на каждые 100 000 и 34 токсикомана; 28 647 подростков состоят на учете в наркологическом диспансере, то есть из каждой тысячи 12-14-летних четверо - наркоманы.[25] Данные проведённого социологического исследования, свидетельствуют о том, 79% опрошенных видят, что смысл в борьбе с употреблением психоактивных веществ, а 21% считает, что это бессмысленно.
Молодые люди, чаще подростки, пробуют употреблять психоактивные вещества в первую очередь с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе. Социологическое исследование позволило выяснить, что - 89% респондентов пробовали психоактивные препараты, и лишь только 11% опрошенных не употребляли их. Подросток пробует какой-либо препарат или курит травку и, находясь под воздействием одурманивающего вещества и психологии "стадного чувства", постепенно втягивается в этот процесс. После 3-4 раз приема он ощущает тягу к препарату и независимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить это неестественное состояние души и тела. В социологическом исследовании, проведенном автором, подросткам было предложено назвать виды психоактивных веществ, которые они пробовали. Были получены следующие результаты: 73% опрошенных употребляли: каннабис-марихуана, 10% - гашиш, 6% - киф (вид конопли). Подавляющее большинство подростков знакомится с психоактивными веществами в компании своих сверстников или старших по возрасту и опыту людей. Анализ данных социологического изучения свидетельствует о том, что поводом к первой пробе наркотиков послужило: для 82% респондентов - компания, для 7% - желание ощутить новые ощущения.
Опасность наркомании заключается в том, что наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто “балуются наркотиками”, а уже не могут без них. Иногда пристрастие развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становится зависимым после первой же инъекции. Средняя продолжительность жизни человека, принимающего психоактивные вещества, примерно 7–10 лет непрерывного злоупотребления. Но есть такие, которые погибают из-за них через 6-8 месяцев после начала регулярного приема. В данном социологическом исследовании удалось выяснить: 22% опрошенных употребляет наркотики.
Главным моментом любого типа лечения для любых возрастных групп является его добровольность. В проведённом исследовании респондентам было предложено отметить то, что, по их мнению, помогло бы им бросить употреблять психоактивные вещества. Были получены следующие результаты: «ничего» ответили - 89% опрошенных, просьба родителей – 8%, советы друзей – 3%.
Таким образом, подтвердились гипотезы о том, что основным источником информации о психоактивных веществах служат СМИ; основным поводом первой пробы психоактивных веществ служит компания, и что пробовать психоактивное вещество, начинают с маковой соломки, гашиша. 63% опрошенных видят положительные стороны употребления психоактивных веществ. Положительные стороны, по мнению подростков, заключаются в следующем: 20% опрошенных отметили добавление эмоций и энергии на дискотеке, 29% - авторитетный статус в глазах сверстников, 14% - уважение друзей). Что касается респондентов, то регулярно употребляющих психоактивные вещества выявлено 22% и 78% не употребляющих.
Как видно из приведенного анализа, подростки достаточно адекватно представляют себе проблему подросткового употребления психоактивных веществ, но достаточно плохо знают о последствиях данного явления. Ситуация употребления психоактивных веществ оказывает разрушающее, травмирующее воздействие на психику человека, вызывает состояние фрустрации, агрессии, ведет к потере смыслов общественной активности. Состояние употребляющих психоактивные вещества характеризуется повышенной конфликтностью, снижением “порога терпимости”. Подростки находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Эти люди испытывают определенные трудности в общении с близкими и знакомыми. Обычно возникают такие психологические проблемы, как неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, возникает потребность в поддержке и сочувствии, запрос на снятие напряжения. Поэтому становится ясно, что без решения ряда актуальных проблем социального характера, изменения содержания профилактических антинаркотических программ с учетом реальных местных условий, проведения адекватной молодежной политики, межведомственного взаимодействия, добиться снижения распространенности употребления психоактивных веществ среди подростков будет чрезвычайно затруднительно.
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками
Проблема употребления психоактивных веществ – динамичное явление. Её существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям психоактивных веществ, тем чаще психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону, у человека, живущего среди употребляющих психоактивные вещества, больше шансов стать потребителем психоактивных веществ, чем у человека, живущего в трезвом обществе. В настоящее время мы имеем и вынужденную терпимость к потребителям психоактивных веществ, и сосуществование с ними в одном обществе. Надежда на приостановление дальнейшей эскалации проблемы употребления психоактивных веществ возлагается на упреждающие меры. Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей психоактивных веществ путем массовых диагностических обследований (мониторингов).[26] Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболевающих и больных людей. Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе и психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем и наблюдением, прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особенности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление психоактивных веществ («группа риска»).
Употребление психоактивных веществ практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддиктивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении психоактивных препаратов, не приняло форму болезни.[27] Профилактика – это система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Заболевания возникают в результате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-
В истории решения проблемы употребления подростками психоактивных веществ и попыток осуществления профилактики можно выделить два этапа: запретительный, информационный. Запретительный этап относится к 1950-1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: употребление психоактивных веществ стала трагедией больших масс подростков. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности психоактивных веществ, выработке страхом отрицательных установок по отношению к психоактивным веществам. Страх и запреты - вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики. Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о психоактивных веществах, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание о психоактивных веществах поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Очевидно, что знания о психоактивных веществах и негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от употребления психоактивных веществ решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом. Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую. Это особенно важно в работе с подростком, когда у него формируется характер (главный стержень личности), развиваются познавательные процессы, формируются потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. Последствия становятся разрушительными и необратимыми, а сам процесс разрушения протекает значительно быстрее, если в этот момент в структуру личности подростка вторгается психоактивное вещество.
Традиционно педагогическая профилактика сводилась к воспитанию, понимаемому в узком, специальном значении как процесс предъявления подростку определённых нормативов и образцов поведения.[28] Между тем реальная устойчивость к психоактивному веществу давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у подростка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (подросток может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к психоактивным веществам). Все это возможно лишь при вовлечении подростка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.
Многие факторы риска в развитии употребления подростками психоактивных веществ носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и самостоятельной деятельностью подростка по совершенствованию своей личности. Следовательно, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность подростка. Такая модель педагогической профилактики не ориентирована на подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов - те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически использует психоактивные и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие психоактивного заражения у начинающих. Первая проба подростками одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной для их родителей и учителей.
На современном этапе развития российского общества назрела острая необходимость решения основных задач организации профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях страны.[29] Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками. Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родителей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район». Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами. В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у подростка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав подростков). Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».[30] В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике психоактивных веществ среди подростков.