Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля у жизни населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба. Здоровый образ жизни - понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление "факторов риска", возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде - максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности[39]. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики как начального, а потому решающего звена в укреплении здоровья населения через изменение образа жизни, его оздоровлении, борьбу с негигиеническим поведением и вредными привычками, преодоление других неблагоприятных сторон образа жизни. Организация здорового образа жизни в соответствии с государственной программой усиления профилактики заболеваний и укрепления здоровья требует совместных усилий государственных, общественных объединений, медицинских учреждений и самого населения. Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков, отражаться в системе санитарного просвещения (которое все больше ориентируется на пропаганду здорового образа жизни), физической культуры и спорта. Формирование здорового образа жизни важнейшая обязанность всех лечебно-профилактических, санитарно - противоэпидимических учреждений и общественных формирований.
История здорового образа жизни глубокими корнями уходит в глубокое прошлое, в недра предупредительной народной медицины. Забота о питании и здоровье уже на первых стадиях развития общества являлась жизненно важной задачей человека. В России с середины XVIII века исключительно высоки были детская смертность и заболеваемость[40]. Тяжелые бытовые условия основой массы деревенского, городского населения, низкий санитарный уровень, свирепствование, заразные болезни уносили тысячи детских жизней. Все это выдвигала необходимость внимания государства к вопросам охраны здоровья детей. Впервые государственное значение этому вопросу придал великий русский ученый М.В. Ломоносов. Затем вопросами охраны здоровья стали заниматься первые русские профессора - энциклопедисты Ф. Барсук, М. Моесеев, С. Зыбелин, Н. Амбодик и прогрессивные государственные деятели и мыслители И.Н. Беской, Н.И. Новиков, А.Н. Родищев[41]. Ими писались и переводились лучшие иностранные популярные издания по воспитанию детей.
В настоящее время также ведется работа по здоровому образу жизни. Существует и укрепляется на практике система здравоохранения, гарантирующая каждому гражданину конституционное право на охрану здоровья как важнейшую задачу социальной политики, государства. Наша система здравоохранения, воплощает в жизнь генеральное направление - профилактику заболеваний. Это комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению возникновения болезней, их причин и факторов риска. Наиболее действительным средством профилактики, альтернативного употребления психоактивных веществ – это стратегия, которая может быть и есть формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим труда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни. Следовательно, здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности[42]. Стратегия поведения, альтернативная употреблению психоактивных веществ, позволит подростку достичь успехов в общении со сверстниками, лучше адаптироваться к изменяющимся условиям его жизни.
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждой личности подростка, характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что в первую очередь, определяется воспитанием и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности. Все это вместе взятое, определяет мотивацию поведения подростка, направленную на сохранение здоровья, как бесценного дара самой природы. В последние годы возросла прагматическая ценность здоровья. Это связано с изменением социальных отношении в обществе, пересмотром ценностных ориентации. Постепенно приходит понимание того, что здоровье – это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека – материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура подростка во многом формирует его образ жизни. Особую роль в этом играют окружающие: родители, учителя и другие взрослые. Например, пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответственного воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся[43]. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма: факторов такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только для отдельного человека, но и человечества в целом.
Таким образом, здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни – это альтернативная употреблению психоактивных веществ стратегия поведения, правил и требовании личной и общей гигиены. Сложившаяся система образования не достаточно способствует формированию здорового образа жизни. В школе информация о здоровом образе жизни часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что не вызывает у подростков положительные реакции. Взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного. Следовательно, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль
Эмпирическое исследование позволяет определить сформированность ориентаций подростков на здоровый образ жизни. Для подбора адекватного инструментария проведен анализ техник и методик, направленных на изучение ориентаций подростков. Следует отметить, что их в настоящее время существует достаточно много. Остановимся на характеристике некоторых из них. Исследователи используют различные методики для изучения ориентаций подростков. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как: тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым, который наряду с общим показателем осмысленности жизни включает пять субшкал, отражающих три конкретных ориентации: цели жизни, процесс жизни, результативность жизни и два аспекта локуса контроля; самоактуализированный тест (САТ) Л.Я. Гозмана с соавторами – для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности; опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями; опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции; русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей; тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна; опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др. Ученый – психолог С.С Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность)[44].
Исходя из цели исследования были выбраны методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца. Система ценностных ориентации по методике "Ценностные ориентации" Рокича определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является именно эта методика, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства. Перед началом тестирования был проведен инструктаж; Розданы карточки с терминальными ценностями и инструментальными ценностями. Поставлена задача – разложить их по порядку значимости как принципов, которыми подростки руководствуются в своей жизни.
Участниками исследована группа подростков 14-15 лет (9 класс) в одной из сыктывкарских общеобразовательных школ. В числе тестируемых в количестве 30 человек из них 18 девочек и 12 мальчиков. Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы. Для получения общей картины ориентаций подростков и отдельно для девочек и для мальчиков, полученные результаты сведены в общую таблицу (приложение 1).
Следующее исследование в текущем периоде было проведено с данной группой подростков по методике Ш.Шварца. Опросник Ш. Шварца для изучения ценностной сферы личности состоит из двух частей, отличающихся диагностическими целями. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предназначен для изучения нормативных идеалов, ценностей личности на уровне убеждений, а также для выявления структуры ценностей, оказывающей наибольшее влияние на личность в целом, но не всегда проявляющейся в реальном поведении.
Придерживаясь мнения о том, что содержание ценностей отражает типы мотивационных целей, которые они выражают, Ш.Шварц группирует отдельные ценности в соответствии с общностью целей в ценностные типы. Всего десять мотивационных типов: достижение, гедонизм, стимуляция, власть, самостоятельность, универсализм, традиции, конформность, безопасность, доброта. Власть, центральная цель типа, по мнению исследователя, заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Ценности власти фокусируются на социальном уважении, достижении доминантной позиции в рамках целой социальной системы. Определяющая цель типа заключается в достижении личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социально-культурными стандартами (в непосредственном взаимодействии), которая влечет за собой социальное одобрение; Мотивационная цель гедонизма определяется как наслаждение или чувственное удовольствие. Стимуляция как тип ценностей является производным от потребности в новизне, новым переживанием. Определяющая цель типа самостоятельность, по мнению Ш. Шварца, заключается в самостоятельности мышления в выборе способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Мотивационной целью универсализма учащегося, базирующихся на социальных потребностях, является понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы в целом. Доброта представляет более «узкий» просоциальный тип ценностей, по сравнению с универсализмом; он является производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффиляции. Его мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в близких контактах; Мотивационная цель типа традиции – уважение, принятие обычаев и идей, существующих в данной культуре, и следование им. Определяющая цель этого мотивационного типа конформность состоит в сдерживании и предотвращении побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям. По мнению Ш. Шварца, данный тип ценностей происходит от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия. Мотивационная цель типа безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.