Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
67. Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. - М.: Изд. «Крипто-логос», 2008.- 146с.
68. Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». – М.: Изд. «Российский Благотворительный Фонд» Нет алкоголизму и наркомании. («НАН»), 2007.- 192с.
69. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий про профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М.: Изд. «Медицина», 2008.- 158с.
70. Акимова М.К., Семёнов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. - 2009.- №5.- 154c.
71. Фомченкова Г.А. Формирование здорового образа жизни как форма профилактики наркомании несовершеннолетних // Сборник статей Вестник Академии права и управления.- 2008. - №13.- 204c.
72. Фомченкова Г.А. Духовная культура в профилактике употребления ПАВ // Международная научно-практическая конференция Смоленская академия физической культуры, спорта и туризма г. Смоленск, 18 - 20 мая 2009. - 0,5п.л.- 194с.
73. Фомченкова Г.А. Современное состояние наркотизма в студенческой среде// Международная научно-практическая конференция Смоленская академия физической культуры, спорта и туризма г. Смоленск, 18 - 20 мая 2009.,-0,4 п.л.- 160с.
74. Шашурина М.А. Воспитательная среда «Школы культуры здоровья»: опыт моделирования // Воспитание школьников. - 2009. - № 9 (10). - 0,5 п.л.- 89с.
75. Шашурина М.А. Здоровье личности учащегося - центральная проблема воспитательной системы образовательного учреждения «Школа здоровья» // Личность - среда - управление: Материалы педагогических чтений 19 марта 2009г. - Н.Новгород: Изд. «НИРО», 2009. - 0,2 п.л.- 205с.
76. Шашурина М.А. Здоровье личности учащегося - центральная проблема воспитательной системы образовательного учреждения «Школа здоровья» // Личность - среда - управление: Материалы педагогических чтений 19 марта 2009г. - Н.Новгород: Изд. «НИРО», 2009. - 0,2 п.л.- 150с.
77. Шашурина М.А. Ценность здорового образа жизни в структуре экологической культуры личности школьника // Воспитание детей в современной России: Материалы 17-й конференции молодых ученых 4 июня 2009г. // Общ. ред. Вагнер И.В. - М.: Изд. «Институт семьи и воспитания РАО», 2009. - с. 120-126. - 0,4 п.л.- 168с.
78. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Клепиков В.Н. Ценностно-смысловой подход в воспитании школьников. Научное осмысление // Этическое воспитание.- 2009г. - № 1. - 2 п.л. 650 экз.- 267с.
79. Подросток и взрослый: проблемы взаимодействия в виртуальном пространстве. - Сборник трудов сотр. каф соц. психологии МПСИ, 2009. -2 п.л.- 200с.
80. Клемяшова Е.М., Теплов Д.Л., Шашурина М.А. Диагностика экологической воспитанности личности современного школьника // Научные труды Института семьи и воспитания. - М.: Изд. «У РАО ИСВ», 2009. - 0,7 п.л. - 300 экз.- 305с.
81. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования //Сост. С.В. Дармодехин, И.В. Вагнер, С.В. Климин, Т.Г. Куликова, А.Г. Синицын, А.А. Летягин и др. - М.: Изд. «Институт семьи и воспитания РАО», - 2009. - 8 п.л. - 100 экз. - 170с.
82. Клепиков В.Н. Проблема нравственных смыслов в процессе интеграции различных предметных областей в контексте воспитания // Этическое воспитание. - 2009. - №2.- 0,5 п.л.- 159с.
83. Климин С.В Теоретические основы определения содержания и конструирования методов объективной оценки формирования социальной компетентности в системе воспитания учащегося начальной школы // Начальная школа. - 2009. - № 4. - 0,5 п.л.- 203с.
84. Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта // Сост. И. П. Рущенко. – Харьков: Изд. «Финарт», 2010.- 242с.
85. Учебное пособие по наркологии для врачей-стажёров // Пер. с англ.; Под ред. В. Б. Поздняка. — Минск: Изд. «Интертракт», 2009. - 124с.
86. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб.- 2009.- 156c.
87. Алкоголизм и организация наркологической помощи // Е. Д. Красик, В. И. Запускалов, В. Б. Миневич и др. – Томск: Изд. «Томский университет», 2009. - 144с.
88. Билибин Д. П., Дворников В. Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий: Учебное пособие. — М.: Изд. «УДН», 2010. - 104с.
89. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами в практике военно-врачебной экспертизы (методические указания). - М., 2009. - 40с.
90. Школьная антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая политика // Пер. с голландского С. П. Маркелова, А. Е. Пажиной. -Харьков: Изд. «Фонд спасения детей и подростков от наркотиков», 2010. - 150с.
91. Левицкий К. Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. - Самара, 2009. - 170c.
92. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Баушева И. Л., Хажилина И. И., Петунс О. В., Корецкая И. А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. - М.: Изд. «Инфра», 2008.- 146c.
93. Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий // Гос. Ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодёжи, Министерствово здравоохранения Респ. Татарстан, Казан. гос. мед. академия. - Казань: Изд. «Медицина», 2009. - 360с.
94. Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд. «Новосибирский медицинский институт», 2008. - 68с.
95. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков [Электронный ресурс] // Пер. с англ. - СПб, 2009. — Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/
96. Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога [Электронный ресурс] // И. Финько, С. Кривцова. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/
97. Молодёжь в действии. Участие молодёжи в профилактике злоупотребления наркотиками. (Руководство для осуществления антинаркотических молодёжных проектов) [Электронный ресурс] // Пер. с англ. Е. Готлиб. - Департамент Юстиции США. Офис программ правосудия. Офис ювенальной юстиции и профилактики преступности среди несовершеннолетних. - 2009. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/
98. Шаблина В. Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде [Электронный ресурс]. - СПб, 2008. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/
99. Шаблина В. Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде [Электронный ресурс]. - СПб, 2009. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/
100. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ // сост. А.И. Федоров, С.Б. Шарманова. – Челябинск: Изд. «УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО», 2008. - 88с.
101. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: монография // А.Г. Комков. - СПб: Изд. « СПбНИИФК», 2007. - 228с.
102. Комков А.Г.. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет-2003: Национальные и региональные особенности // А.Г. Комков [и др.]. - СПб.: Изд. «СПбНИИФК», 2007.- 228с.
103. Сергеев А.Н., Целинский Б.П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространению наркотиков и злоупотребления ими в молодежной и подростковой среде. - М.: Изд. «Владос», 2008. - 180с.
104. Гурвич И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. -М.: Изд. «СПб», 2008. - 175с.
105. Сирота Н.Я., Ялтонский В.М., Баушева И.Л., Хажилина И.И., Петунс О.В., Корецкая И.А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. - М.: Изд. «Инфра», 2009. - 239с.
106. Соболев В.А., Белоусов Ю.Л., Подгорный И.А. Центр первичной профилактики наркотизма: методологическое и организационное обеспечение. – Харьков: Изд. «Финарт» , 2008. - 180с.
107. Научно-методические основы профилактики наркомании в семье. // Под. ред. С.В. Березина, К.С. -М.: Изд. «РАО». - 2003.- 203с.
108. Создание семьи профилактики наркомании. Краткое описание проекта. - Тольятти: Общественная организация « Родители против наркотиков», 2008. - 302с.
109. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. -М.: Изд. «СПб», Университетская книга, 2007. - 160-с.
110. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков // Пер. с англ. -М.: Изд. «Инфра», СПб, 2008.- 186с.
111. Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. -М.: Изд. «Самара», 2008.-130с.
112. Гурвич И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. -М.: Изд. «Инфра»,СПб.- 2007. - 175с.
113. Наркология. // Пер. с англ. -М.: Спб. «Издательство Бином» - Невский диалект», 2007. - 174 с.
114. Анпилогова Л.В. , Тарасенко Т.Н. Профилактика наркомании как составляющая формирования ЗОЖ воспитанников в системе УДО: Монография. - Оренбург: Изд. «Оренбургский институт экономики и культуры», 2009. - 106с.
115. Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья" // Журнал Классный руководитель.- 2008.- №4.- 88с.
116. Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей // Журнал Воспитание школьников. - 2007. -№ 9.- 97с.
117. Программа учебно-оздоровительной деятельности школы-интерната // Образование и здоровьесберегающие технологии.- 2009.- №20.- 120с.
118. Антипенко Е.Н., Когут Н.Н. Качество жизни и самооценка здоровья // Медицинские вести. - 2009. - №2. - 140с.
119. Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека. Спец. вы-пуск, М.: Изд. «Наука».- 2009.- 142с.
120. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Изд. «Инфра», 2009.- 324с.
121. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Изд. «Наука», 2009. - 125с.
122. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии.- 2010 - N 2. - 138с.
123. Вайнер Э.Н. Общая валеология. - Липецк, 2009.- 261с.
124. Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология.- 2010. - №3. -159с.
125. Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. - 2010. - 170с.
126. Петрова Г.В. Еще раз о необходимости здорового образа жизни // Валеология. - 2009. - 140с.
Приложение 1
Таблица 1
Средние показатели значимости типов ценностей по методике
М. Рокича в группе 9-классников в начале учебного года
Список «терминальных ценностей | По группе в целом | девушки | юноши |
активная, деятельная жизнь | 3,65 | 3,80 | 3,50 |
здоровье и здоровый жизненный стиль | 4,14 | 4,00 | 4,28 |
красота природы и искусства | 3,32 | 3,65 | 3,20 |
материально обеспеченная жизнь | 3,46 | 3,45 | 3,47 |
познание, интеллектуальное развитие | 3,87 | 3,60 | 4,35 |
независимость суждений и оценок | 3,60 | 3,20 | 3,80 |
счастливая семейная жизнь | 4,35 | 4,55 | 4,20 |
уверенность в себе | 3,48 | 3,40 | 3,52 |
жизненная мудрость | 3,18 | 3,18 | 3,18 |
интересная работа | 4,42 | 4,35 | 4,50 |
любовь | 3,95 | 4,26 | 3,65 |
наличие верных и хороших друзей | 4,22 | 4,00 | 4,35 |
общественное признание | 3,10 | 3,00 | 3,20 |
равенство (в возможностях) | 3,62 | 3,75 | 3,50 |
свобода поступков и действий | 3,47 | 3,58 | 3,36 |
творческая деятельность | 3,34 | 3,25 | 3,34 |
аккуратность | 3,31 | 3,30 | 3,32 |
жизнерадостность | 4,40 | 4,45 | 4,35 |
непримиримость к своим и чужим недостаткам | 3,39 | 3,56 | 3,62 |
ответственность | 3,85 | 4,15 | 3,60 |
самоконтроль | 3,43 | 3,46 | 3, 40 |
смелость в отстаивании своего мнения | 3,62 | 3,40 | 3,85 |
терпимость к мнению других | 3,24 | 3,20 | 3,28 |
честность | 4,26 | 4,12 | 4,46 |
воспитанность | 3,45 | 3,85 | 3,10 |
исполнительность | 3,04 | 3,18 | 3,00 |
рационализм (умение принимать обдуманные решения) | 4,29 | 4,35 | 4,24 |
трудолюбие | 3,28 | 3,34 | 3,23 |
высокие запросы | 3,30 | 3,00 | 3,60 |
независимость | 3,66 | 3,54 | 3,78 |
образованность | 3.30 | 3,00. | 3,60 |
твердая воля | 3,35 | 3,00 | 3,70 |
широта взглядов | 3,64 | 3,44 | 3,84 |
чуткость | 4,10 | 4,20 | 4,00 |