Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………

Файлы: 1 файл

диплом новый.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

67.       Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. - М.: Изд. «Крипто-логос», 2008.- 146с.

68.       Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы «Ребенок на улице». – М.: Изд. «Российский Благотворительный Фонд» Нет алкоголизму и наркомании. («НАН»), 2007.- 192с.

69.       Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий про профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. – М.: Изд. «Медицина», 2008.- 158с.

70.       Акимова М.К., Семёнов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. - 2009.- №5.- 154c.

71.       Фомченкова Г.А. Формирование здорового образа жизни как форма профилактики наркомании несовершеннолетних // Сборник статей Вестник Академии права и управления.- 2008. - №13.- 204c.

72.       Фомченкова Г.А. Духовная культура в профилактике употребления ПАВ // Международная научно-практическая конференция Смоленская академия физической культуры, спорта и туризма г. Смоленск, 18 - 20 мая 2009. - 0,5п.л.- 194с.

73.       Фомченкова Г.А. Современное состояние наркотизма в студенческой среде// Международная научно-практическая конференция Смоленская академия физической культуры, спорта и туризма г. Смоленск, 18 - 20 мая 2009.,-0,4 п.л.- 160с.

74.       Шашурина М.А. Воспитательная среда «Школы культуры здоровья»: опыт моделирования // Воспитание школьников. - 2009. - № 9 (10). - 0,5 п.л.- 89с.

75.       Шашурина М.А. Здоровье личности учащегося - центральная проблема воспитательной системы образовательного учреждения «Школа здоровья» // Личность - среда - управление: Материалы педагогических чтений 19 марта 2009г. - Н.Новгород: Изд. «НИРО», 2009. - 0,2 п.л.- 205с.

76.       Шашурина М.А. Здоровье личности учащегося - центральная проблема воспитательной системы образовательного учреждения «Школа здоровья» // Личность - среда - управление: Материалы педагогических чтений 19 марта 2009г. - Н.Новгород: Изд. «НИРО», 2009. - 0,2 п.л.- 150с.

77.       Шашурина М.А. Ценность здорового образа жизни в структуре экологической культуры личности школьника // Воспитание детей в современной России: Материалы 17-й конференции молодых ученых 4 июня 2009г. // Общ. ред. Вагнер И.В. - М.: Изд. «Институт семьи и воспитания РАО», 2009. - с. 120-126. - 0,4 п.л.- 168с.

78.       Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Клепиков В.Н. Ценностно-смысловой подход в воспитании школьников. Научное осмысление // Этическое воспитание.- 2009г. - № 1. - 2 п.л. 650 экз.- 267с.

79.       Подросток и взрослый: проблемы взаимодействия в виртуальном пространстве. - Сборник трудов сотр. каф соц. психологии  МПСИ, 2009. -2 п.л.- 200с.

80.       Клемяшова Е.М., Теплов Д.Л., Шашурина М.А. Диагностика экологической воспитанности личности современного школьника // Научные труды Института семьи и воспитания. - М.: Изд. «У РАО ИСВ», 2009. - 0,7 п.л. - 300 экз.- 305с.

81.       Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования //Сост. С.В. Дармодехин, И.В. Вагнер, С.В. Климин, Т.Г. Куликова, А.Г. Синицын, А.А. Летягин и др. - М.: Изд. «Институт семьи и воспитания РАО», - 2009. - 8 п.л. - 100 экз. - 170с.

82.       Клепиков В.Н. Проблема нравственных смыслов в процессе интеграции различных предметных областей в контексте воспитания // Этическое воспитание. - 2009. - №2.- 0,5 п.л.- 159с.

83.       Климин С.В Теоретические основы определения содержания и конструирования методов объективной оценки формирования социальной компетентности в системе воспитания учащегося начальной школы // Начальная школа. - 2009. - № 4. - 0,5 п.л.-  203с.

84.       Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта // Сост. И. П. Рущенко. – Харьков: Изд. «Финарт», 2010.- 242с.

85.       Учебное пособие по наркологии для врачей-стажёров // Пер. с англ.; Под ред. В. Б. Поздняка. — Минск: Изд. «Интертракт», 2009. - 124с.

86.       Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб.- 2009.- 156c.

87.       Алкоголизм и организация наркологической помощи // Е. Д. Красик, В. И. Запускалов, В. Б. Миневич и др. – Томск: Изд. «Томский университет», 2009. - 144с.

88.       Билибин Д. П., Дворников В. Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий: Учебное пособие. — М.: Изд. «УДН», 2010. - 104с.

89.       Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами в практике военно-врачебной экспертизы (методические указания). - М., 2009. - 40с.

90.       Школьная антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая политика // Пер. с голландского С. П. Маркелова, А. Е. Пажиной. -Харьков: Изд. «Фонд спасения детей и подростков от наркотиков», 2010. - 150с.

91.       Левицкий К. Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. - Самара, 2009. - 170c.

92.       Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Баушева И. Л., Хажилина И. И., Петунс О. В., Корецкая И. А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. - М.: Изд. «Инфра», 2008.- 146c.

93.       Карпов А. М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий // Гос. Ком. Респ. Татарстан по делам детей и молодёжи, Министерствово здравоохранения Респ. Татарстан, Казан. гос. мед. академия. - Казань: Изд. «Медицина», 2009. - 360с.

94.       Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд. «Новосибирский медицинский институт», 2008. - 68с.

95.       Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков [Электронный ресурс] // Пер. с англ. - СПб, 2009. — Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/agit/4.html.

96.       Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога [Электронный ресурс] // И. Финько, С. Кривцова. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/14.html.

97.       Молодёжь в действии. Участие молодёжи в профилактике злоупотребления наркотиками. (Руководство для осуществления антинаркотических молодёжных проектов) [Электронный ресурс] // Пер. с англ. Е. Готлиб. - Департамент Юстиции США. Офис программ правосудия. Офис ювенальной юстиции и профилактики преступности среди несовершеннолетних. - 2009. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/agit/6.ht

98.       Шаблина В. Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде [Электронный ресурс]. - СПб, 2008. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/11.html.

99.       Шаблина В. Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде [Электронный ресурс]. - СПб, 2009. - Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/11.html.

100.   Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ // сост. А.И. Федоров, С.Б. Шарманова. – Челябинск: Изд. «УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО», 2008. - 88с.

101.   Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: монография // А.Г. Комков. - СПб: Изд. « СПбНИИФК», 2007. - 228с.

102.   Комков А.Г.. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет-2003: Национальные и региональные особенности // А.Г. Комков [и др.]. - СПб.: Изд. «СПбНИИФК», 2007.- 228с.

103.   Сергеев А.Н., Целинский Б.П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространению наркотиков и злоупотребления ими в молодежной и подростковой среде. - М.: Изд. «Владос», 2008. - 180с.

104.   Гурвич И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. -М.: Изд. «СПб», 2008. - 175с.

105.   Сирота Н.Я., Ялтонский В.М., Баушева И.Л., Хажилина И.И., Петунс О.В., Корецкая И.А. Проект первичной профилактики употребления психоактивных веществ в школьной среде. - М.: Изд. «Инфра», 2009. - 239с.

106.   Соболев В.А., Белоусов Ю.Л., Подгорный И.А. Центр первичной профилактики наркотизма: методологическое и организационное обеспечение. – Харьков: Изд. «Финарт» , 2008. - 180с.

107.   Научно-методические основы профилактики наркомании в семье. // Под. ред. С.В. Березина, К.С. -М.:  Изд. «РАО». - 2003.- 203с.

108.   Создание семьи профилактики наркомании. Краткое описание проекта. - Тольятти: Общественная организация « Родители против наркотиков», 2008. - 302с.

109.   Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. -М.: Изд. «СПб»,  Университетская книга, 2007. - 160-с.

110.   Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков // Пер. с англ. -М.: Изд. «Инфра», СПб, 2008.- 186с.

111.   Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. -М.: Изд. «Самара», 2008.-130с.

112.   Гурвич И.Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. -М.: Изд. «Инфра»,СПб.- 2007. - 175с.

113.   Наркология. // Пер. с англ. -М.: Спб. «Издательство Бином» - Невский диалект», 2007. - 174 с.

114.   Анпилогова Л.В. , Тарасенко Т.Н. Профилактика наркомании как составляющая формирования ЗОЖ воспитанников в системе УДО: Монография. - Оренбург: Изд. «Оренбургский институт экономики и культуры», 2009. - 106с.

115.   Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья" // Журнал Классный руководитель.- 2008.- №4.- 88с.

116.   Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей // Журнал Воспитание школьников. - 2007. -№ 9.- 97с.

117.   Программа учебно-оздоровительной деятельности школы-интерната // Образование и здоровьесберегающие технологии.-  2009.- №20.- 120с.

118.   Антипенко Е.Н., Когут Н.Н. Качество жизни и самооценка здоровья // Медицинские вести. - 2009. - №2. - 140с.

119.   Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека. Спец. вы-пуск, М.: Изд. «Наука».- 2009.- 142с.

120.   Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Изд. «Инфра», 2009.- 324с.

121.   Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Изд. «Наука», 2009. - 125с.

122.   Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии.- 2010 - N 2. - 138с.

123.   Вайнер Э.Н. Общая валеология. - Липецк, 2009.- 261с.

124.   Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология.- 2010. - №3. -159с.

125.   Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. - 2010. - 170с.

126.   Петрова Г.В. Еще раз о необходимости здорового образа жизни // Валеология. - 2009. - 140с.

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Средние показатели значимости типов ценностей по методике

М. Рокича в группе 9-классников в начале учебного года

Список «терминальных ценностей

По группе

в целом

девушки

юноши

активная, деятельная жизнь

3,65

3,80

3,50

здоровье и здоровый жизненный стиль

4,14

4,00

4,28

красота природы и искусства

3,32

3,65

3,20

материально обеспеченная жизнь

3,46

3,45

3,47

познание, интеллектуальное развитие

3,87

3,60

4,35

независимость суждений и оценок

3,60

3,20

3,80

счастливая семейная жизнь

4,35

4,55

4,20

уверенность в себе

3,48

3,40

3,52

жизненная мудрость

3,18

3,18

3,18

интересная работа

4,42

4,35

4,50

любовь

3,95

4,26

3,65

наличие верных и хороших друзей

4,22

4,00

4,35

общественное признание

3,10

3,00

3,20

равенство (в возможностях)

3,62

3,75

3,50

свобода поступков и действий

3,47

3,58

3,36

творческая деятельность

3,34

3,25

3,34

аккуратность

3,31

3,30

3,32

жизнерадостность

4,40

4,45

4,35

непримиримость к своим и чужим недостаткам

3,39

3,56

3,62

ответственность

3,85

4,15

3,60

самоконтроль

3,43

3,46

3, 40

смелость в отстаивании своего мнения

3,62

3,40

3,85

терпимость к мнению других

3,24

3,20

3,28

честность

4,26

4,12

4,46

воспитанность

3,45

3,85

3,10

исполнительность

3,04

3,18

3,00

рационализм (умение принимать обдуманные решения)

4,29

4,35

4,24

трудолюбие

3,28

3,34

3,23

высокие запросы

3,30

3,00

3,60

независимость

3,66

3,54

3,78

образованность

3.30

3,00.

3,60

твердая воля

3,35

3,00

3,70

широта взглядов

3,64

3,44

3,84

чуткость

4,10

4,20

4,00

Информация о работе Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ