Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
Автор проекта: Маркова Ольга Олеговна
Руководитель проекта: Евсеева А.Н.
Сроки осуществления проекта: 01.09.2011 по 01.06. 2012.г.
Регион проведения: Республика Коми г. Сыктывкар МОУ СОШ № 38
Наименование проекта: «Жить здорово - здорово»
Миссия: формирование здорового образа жизни и профилактика аддиктивного поведения у учащихся.
Цель: создание центра здоровья на базе школы № 38 города Сыктывкара
Задачи:
1) разработка анкеты на предмет знаний о здоровом образе жизни.
2) организовать подростковую волонтерскую группу.
3) разработать программу по ЗОЖ (беседы, тренинги, и т.д.)
4) обучить волонтерскую учащуюся группу 8-х классов интернет технологиям по созданию социальных плакатов в графических редакторах.
5) привлечь группу узких специалистов.
Целевой аудиторией проекта являются подростки.
Ожидаемые результаты:
1) разработана анкета на предмет знаний о здоровом образе жизни.
2) организована подростковая волонтерская группа.
3) разработана программа по ЗОЖ (беседы, тренинги, и т.д.)
4) обучена волонтерская учащаяся группа 8-х классов интернет технологиям по созданию социальных плакатов в графических редакторах.
5) привлечена группа узких специалистов.
Этапы проекта
Мероприятия | Дата и место проведения | Ответственные |
1. этап: Подготовительный |
|
|
Сентябрь |
|
|
1. Соглашение о сотрудничестве с МОУ «СОШ» № 38 г. Сыктывкара РК. | МОУ « СОШ» № 38. | Евтушенко Н.Н Директор МОУ «СОШ» № 38 в г. Сыктывкаре. РК |
2. Проведение организационного семинара – презентации проекта. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О. |
3. Проведение первичного анкетирования на предмет знаний о здоровом образе жизни. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О |
4. Создание сайта поддержки проекта на сайте Информационно-аналитического центра.
| МОУ « СОШ» № 38. | специалист по информационным технологиям. |
5. Привлечение группы узких специалистов: социальный педагог, психолог, специалист по информационным технологиям. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О |
6. Заключение договора с МОУ «СОШ» № 38 о создании центра здоровья на базе школы. | МОУ « СОШ» № 38. | Евтушенко Н.Н. Директор МОУ «СОШ» № 38 в г. Сыктывкаре. РК
|
7. Организация конкурса социальных плакатов. | МОУ « СОШ» № 38. | Социальный педагог; Психолог |
1. Набор группы учащихся (30 человек). | МОУ « СОШ» № 38. | Социальный педагог |
2. Основной этап. Октябрь – Апрель 2012г. |
|
|
1. Октябрь. Проведение семинаров – тренингов «Социальные проекты», «Социальная реклама». | МОУ « СОШ» № 38. | Ведущий семинара: социальный педагог, психолог |
2. Проведение занятий «Обучение и Доступ к Интернет». Занятия начинаются с 7.10.11. по 7.03.12. и продолжаются 6 месяцев. Занятия проводятся на базе Информационно-аналитического центра 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2,5 часа с перерывами. | МОУ « СОШ» № 38. | Специалист по информационным технологиям |
3. Ноябрь. Организация и проведение семинара, в рамках которого рабочие группы защищают свой социальный проект. Все работы размещаются на сайте поддержки проекта, к ним прилагается анкета. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О., социальный педагог, психолог. |
4. Декабрь - Январь. Организация и проведение конкурса рисунков (социальных плакатов). | МОУ « СОШ» № 38. | Социальный педагог, психолог |
5. Февраль. Размещение рисунков на сайте поддержки проекта на ресурсе информационно-аналитического центра в сети Интернет. | МОУ « СОШ» № 38. | Специалист по информационным технологиям |
6. Март. Проведение программы копинг-профилактики аддиктивного поведения для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров-сверстников). С 6.03.12- 13.04.12. Программа рассчитана на 34 учебных часа. Состоит из 17 занятий, по 90 минут каждое, 3 раза в неделю. | МОУ « СОШ» № 38. | Специалист по тренингам, психолог |
3. Заключительный этап Апрель - Май |
|
|
1. Проведение вторичного анкетирования на выявление социальных ценностей. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О. |
2. Отбор лучших социальных плакатов. | МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О., специалист по информационным технологиям, социальный педагог, психолог. |
3. Тиражирование лучших социальных плакатов, распространение по образовательным учреждениям города. | Типография г. Сыктывкара РК | Маркова О.О. |
4. Подведение итогов проекта: Итоги проекта будут опубликованы в средствах массовой информации.
| МОУ « СОШ» № 38. | Маркова О.О., Евтушенко Н.Н., специалист по информационным технологиям, социальный педагог, психолог. |
Программа копинг-профилактики аддиктивного поведения для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров-сверстников)
Программа рассчитана на 34 учебных часа, состоит из 17 занятий, по 90 минут каждое. Более эффективно проводить занятия 3 раза в неделю. Основная форма обучения – групповая работа с учащимися, предполагающая развитие внутригрупповых процессов взаимодействия. В программу должны быть обязательно включены индивидуальные формы работы с подростками и их семьями[65]. Предусматривается также самостоятельная работа (выполнение домашних заданий). Желательно, чтобы группу вели двое ведущих. Если в учебной группе 30 человек и более, то ведущих должно быть трое. Это облегчает их работу, дает возможность взаимной поддержке, помогает анализировать свою работу, а подросткам – возможность наблюдать пример здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми.
Таблица основных занятий программы
Занятие 1. Знакомство. Представление программы. Установление доверия и контакта в группе | Цель: создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки. Представить цели и задачи программы и получить поддержку участников.
| Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00-18:30. Дата проведения: 06.03.12. |
Занятие 2. Жизненные навыки и стратегии преодоления жизненных проблем
| Цель: получить представление о жизненных навыках, событиях и проблемах. Практическая отработка навыков преодоления проблем.
| Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 08.03.12.
|
Занятие 3. Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем» и тренинг навыков проблеморазрешающего поведения
| Цель: ознакомление участников программы с процессом разрешения | Ответственный: педагог-психолог. Пт: 17:00- 18:30. Дата проведения: 10.03.12.
|
Занятие 4. Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем» и тренинг навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение)
| Цель: осознание и отработка третьего и четвертого этапов разрешения проблем (генерация альтернатив, принятие решения). | Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00- 18:30. Дата проведения: 13.03.12.
|
Занятие 5. Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем» и тренировка навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение)
| Цель: осознание и отработка пятого этапа разрешения проблем (выполнение решения и проверка). Тренинг проблеморазрешающего поведения в целом. Реализация первого этапа создания социально-поддерживающей сети лидеров-сверстников — «мозгового центра разрешения проблем».
| Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 15.03.12.
|
Занятие 6. Развитие копинг-стратегии «Разрешения проблем и поиск социальной поддержки». Тренинг навыков проблеморазрешающего и социально-поддерживающего поведения
| Цель: научиться использовать навыки разрешения проблем, поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. | Ответственный: педагог-психолог. Пт: 17:00- 18:30. Дата проведения: 17.03.12.
|
Занятие 7. тренинг навыков разрешения проблем и принятия решения
| Цель: тренировка навыков принятия решения.
| Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00- 18:30. Дата проведения: 20.03.12.
|
Занятие 8. Развитие навыков когнитивной оценки проблемной и/или стрессовой ситуации
| Цель: познакомить участников с процессом первичной и вторичной оценки проблемной и/или стрессовой ситуации. Провести тренировку навыков оценки стрессовой ситуации.
| Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 22.03.12.
|
Занятие 9. Развитие копинг-стратегии поиска социальной поддержки и тренинг навыков поиска, оказания и восприятия социальной поддержки
| Цель: ознакомить участников программы с поведенческими стратегиями поиска и оказания социальной поддержки, а также с понятием социально-поддерживающей системы. Дать новый импульс для развития группы социальной поддержки среди сверстников и родителей.
| Ответственный: педагог-психолог. Пт: 17:00- 18:30. Дата проведения: 24.03.12.
|
Занятие 10. Развитие копинг-стратегии поиска социальной поддержки и тренинг навыков поиска, оказания и восприятия социальной поддержки (продолжение)
| Цель: провести тренировку навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки.
| Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00- 18:30. Дата проведения: 27.03.12.
|
Занятие 11. Модификация копинг-стратегии избегания и тренинг адекватных ее форм
| Цель: ознакомить участников программы с поведенческими стратегиями преодоления стресса (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание). Провести тренировку адекватного выбора поведенческой стратегии избегания.
| Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 29.03.12.
|
Занятие 12. Развитие «Я-концепции». Тренинг навыков самоконтроля самоэффективности
| Цель: научить участников программы лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение. Отработать навыки самоэффективности и самоконтроля.
| Ответственный: педагог-психолог. Пт: 17:00- 18:30. Дата проведения: 01.04.12.
|
Занятие 13. Развитие «Я-концепции». Тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности (продолжение)
| Цель: ознакомить участников программы с понятиями самоконтроля, самоэффективности. Тренировка навыков самоконтроля и самоэффективности.
| Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00- 18:30. Дата проведения: 04.04.12.
|
Занятие 14. Развитие навыков эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков.
| Цель: научиться идентифицировать и разделять эмоциональные состояния других людей, развивать способности «вставать» на позицию других, научиться «принимать их роли». Научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения | Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 06.04.12 |
Занятие 15. Информация о наркотиках и психоактивных веществах
| Цель: выяснить степень информированности участников тренинга о наркотиках и ПАВ. Расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной.
| Ответственный: педагог-психолог. Пт: 17:00- 18:30. Дата проведения: 08.04.12. |
Занятие 16. Развитие навыков личностного | Цель: развить умение контролировать ситуацию, научиться принимать на себя ответственность за собственную жизнь. Развить навыки уверенного поведения, навыки резистентности к давлению среды.
| Ответственный: педагог-психолог. Пн: 17:00- 18:30. Дата проведения: 11.04.12. |
занятие 17. обзор программы и будущие цели
| Цель: сделать обзор программы и наметить цели на будущее.
| Ответственный: педагог-психолог. Ср: 17:00- 18:30. Дата проведения: 13.03.12. |
Заключительный этап
1. проведение контрольного анкетирования. Сравнение результатов, подведение итогов. Ответственный: социальный педагог и психолог проекта.
2. отбор лучших социальных плакатов по итогам анкетирования. Ответственный руководитель проекта.
3. тиражирование лучших социальных плакатов, распространение по образовательным учреждениям города, изготовление баннера с социальной рекламой и размещение. Ответственный руководитель проекта.
4. организация Интернет форума на тему: "Влияние социальной рекламы на формирование социальных ценностей молодежи". Ответственный: специалист-консультант по информационным технологиям.
5. подведение итогов проекта (ответственный руководитель проекта). Итоги проекта будут опубликованы в средствах массовой информации.
104
[1] Жукова Н. Наркотики в пенале /www.5.plus.ru/
[2]Чем сильна Россия . /www.iamik.ru/
[4] Доклад Т.Саенко на конференции "О злоупотреблении психоактивными веществами в детской и молодежной среде: состояние, проблемы, пути решения" С. 25-29. 2010.
[5] Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 2007. – 45-47.
[6] Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2009. – С. 20-22.
[7] Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 2007. – С. 60-65.
[8] Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 2008, с. 176-177.
[9] Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб: Петрос, 2008. – C. 145
[10] Пятницкая И.Н. Наркомания. М.: Медицина.1997. С. 40-44.
[11] Психологические исследования и психотерапия в наркологии: Переизд. Сб.науч.тр.НИИ им.Бехтерева. Л.,2006. С 76-77.
[12] Личко.А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология.Л.: Медицина, 1991. С. 56-57.
[13] Скворцова Е.С., Карлсен Н.Г. К вопросу о профилактике распространенности среди подростков вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ // Медицинская помощь.2008.№ 2.С.3-6.
[14] Мирошничеко Л.Д. проблемы антиалкогольной и антинаркотической профилактики в подростковой среде// Педагогика.2009.№3.С.3-13.
[15] Романова О.Л. первичная профилактика наркологических заболеваний у детей //Вопросы наркологии.2006.№3.С.54.
[17] Маркова О.О. «Социальные и психологические технологии влияния употребления психоактивных веществ на развитие подростков».// «Информационные и социальные технологии в современном обществе». Липецк. 2011.
[18] Маркова О.О. «Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления ПАВ подростками»// «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых». Сыктывкар. 2011.
[19] Маркова О.О. Исследование роль образовательных учреждений в первичной профилактики подростковой наркомании. // Социальные и психологические проблемы глазами молодых, Сыктывкар: Издательство СыктГУ, 2011.
[20] Щурков Н.Р. Подростковый наркотизм. СПб., 2006. C. 256-260
[21] Фельдштейн Д.И. Психология наркомании: структурно-содержательные характеристики процесс развития личности: избранные труды. М., 2008. C. 40-42.
[22] Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология наркомании. Введение в проблему. М.:Московский психолого-социальный институт, 2008. С.13.
[23] Попова Н.Е. Сущность наркомании // Социологические исследования, № 9, 2009. С. 43-52
[24] Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. 2-е изд. СПб., 2007. С. 34-67.
[25] Ларионов А.В. Подросток и наркомания. Екатеренбург: Изд-во Уральского университета, 2009. C. 156-157.
[26] Шипицына Л.М. Экспресс-диагностика выявления «групп риска» наркоманий у подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. №2. С. 40-47.
[27] Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. C.145-160.
[28] Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. C. 120-136.
[29] Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М.: АСАДЕМА. 2008. C. 56-58.
[30] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Российской Федерации № 120 – ФЗ, 24.06.1999 г.
[31] Караганова С.А. Наркомания в России: угроза нации (аналитический доклад)/ Совет по внешней обороне и политике. М., 2009. C. 23.
[32] Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М.: АСАДЕМА. 2008. C.96-104.
[33] Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М.: Академа. 2008. C.110.
[34] Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М.: АСАДЕМА. 2008. C. 128.
[35] Котляков В.Ю., Селердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. М., 2009. C. 178.
[36] Профилактика наркомании как составляющая формирования ЗОЖ воспитанников в системе УДО: Монография. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2009. – C. 69.
[37] Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", №9, 2007., C.56-58.
[38] Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Воспитание школьников", №10, 2008., C. 35-37.
[39] Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2008, с. 19-39.
[40]37
Скворцова Е.С., Нилотин О.А. Потребление ПАВ среди сельских подростков В России // Социальная профилактика и здоровье – 2008. - № 2. – С. 24-35.
[41] Подросток и взрослый: проблемы взаимодействия в виртуальном пространстве. - Сборник трудов сотр. каф соц. психологии МПСИ, 2009. -2 п.л. С. 34-35.
[42] Московин С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 2007, Т.16. №1-2, с.3-18, с.3-14.
[43] Профилактика наркомании как составляющая формирования ЗОЖ воспитанников в системе УДО: Монография. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2009. – C. 45.
[44] Бубнова С.С. принципы и методы изучения ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 2006. №1;С.45-48.
[45] Шашарина Е. Межведомственное взаимодействие в профилактике преступности наркомании и несовершеннолетних // Социальная педагогика. - 2007. - № 2.- С.56-59.
[46] Баевский P.M., Берсенева А.П., Максимов А.Л. Валеология, проблема са-моконтроля здоровья в экологии человека. - Магадан, 2009.- С. 39.
[47] Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М., 2009. С 47-50.
[48] Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., Наука, 2009, С. 80-81.
[49] Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 2010 - N 2. - C.48-53.
[50] Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. - 2010 - № 3 С. 37.
[51] Видерман Н.С. Социальный педагог в сфере профилактики наркомании // Психологическая наука и образование. – 2007.-№ 4.-С. 120-126.
[52] Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2009.- С. 197.
[53] Петрова Г.В. Еще раз о необходимости здорового образа жизни // Валеология 2009., - 2 С.23 – 26.
[54] Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М., 2009. С.245-251.
[55] Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога [Электронный ресурс] // И. Финько, С. Кривцова. http://www.narcom.ru/parents/
[56] Как сказать «нет» и не потерять друзей: манипулирование глазами школьного психолога [Электронный ресурс] // И. Финько, С. Кривцова. http://www.narcom.ru/parents/
[57] http://www.gsrk.ru.
[58] http://www.gsrk.ru.
[59] Информация о деятельности общественных организаций Республики Коми по профилактике наркомании / Информационный листок для социальных менеджеров в рамках проекта Женской Палаты Республики Коми «Молодежь говорит наркотикам – Нет1». Октябрь, 2002. С.1-2.
[60] Выборнова Е. И. Наркомания // Социальная профилактика и здоровье. - 2008. - № 3.С.68-70.
[61] Выборнова Е.И. Наркомания // Социальная профилактика и здоровье.- 2008.-№ 3.- С.89-90.
[62] Комиссаров Б.Г., Фоменко А.А. SOS: наркомания. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2008. С.226.
[63] Чепурных Е.В. будущее без наркотиков // Основы безопасности жизни. 2009. № 6. С. 51-54.
[64] Чарин В.Г. Наркомания. СПб., 2009. C. 234.
[65] «Работающие программы», выпуск 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программы формирования здорового жизненного стиля – М.:, 2008. – С. 7-49.