Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Оглавление

1. Понятие «здоровье»: его содержание и критерии 3
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности 4
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. 5
4. Здоровый образа жизни студентов 6
5. Влияние окружающей среды на здоровье 6
6. Наследственность и ее влияние на здоровье 8
7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 9
8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья 10
9. Самооценка собственного здоровья 10
10. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и отражение в жизнедеятельности 11
11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13
12. Режим труда и отдыха 14
13. Организация сна 15
14. Организация режима питания 16
15. Организация двигательной активности 20
16. Личная гигиена и закаливание 23
17. Личная гигиена и закаливание 24
18. Закаливание воздухом 26
19. Закаливание солнцем 26
20. Закаливание водой 27
21. Профилактика вредных привычек 28
22. Культура межличностных отношений 31
23. Психофизическая регуляция организма 32
24. Культура сексуального поведения 32
25. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 34
26.Физическое самовоспитание и совершенствование – условие здорового образа жизни 34
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

0165623_BFB88_zdorovyy_obraz_zhizni.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровый образ жизни

реферат по физической культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния  здоровья организма и масштабов  использования его психофизиологического  потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).  

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Сфера

Значение для здоровья,

примерный удельный вес,

%

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые  условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические  условия

17-20

Загрязнения воздуха, воды и почвы  канцерогенами и смена атмосферных  явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение, медицинская активность

8-10

Неэффективность личных гигиенических  и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.


 

       Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Раскроем понятие здоровье более полно, как : 

- отсутствие болезней; 

- нормальное функционирование  организма;       

- динамическое равновесие организма  в системе «человек-окружающая  среда»;

- полное физическое, духовное, умственное  и социальное благополучие;       

- способность приспосабливаться  к постоянно меняющимся условиям  существования в окружающей среде;        

- способность к полноценному  выполнению основных социальных  функций (общение, образование,  труд).     

Таким образом, можно сказать, что  Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.     

Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.      

На практике врачи оценивают  состояние здоровья более конкретными  показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного  давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.      

Если эти показатели соответствуют  возрастным нормам человека и позволяют  ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек  здоров. Если же человек без видимых  причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.     

Здоровье – ценность, к которой  необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют  свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.      

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья?      

Наиболее широкое распространение  получил функциональный подход: в  способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».      

Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья. 

 2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

 

       Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.        

В тоже время здесь проявляется  и обратная зависимость: стиль жизни  человека, степень и характер его  активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние  его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.       

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного  труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В  условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.        

Уровень здоровья и физического  развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким  уровнем его механизации и  автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.  

3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.   Это показатель того, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

Образ жизни студентов не способствует сохранению здоровья.

Функциональное состояние нервной  системы у студентов непосредственно связано с учебной нагрузкой. Она определяется характером умственной деятельности – сложностью, общим объемом и временем ее выполнения. Продуктивность деятельности (количество выполняемой работы) также зависит от характера деятельности, активности, индивидуально-типологических особенностей и т.д.

Умственный труд студентов обычно протекает при относительно удовлетворительных условиях окружающей среды. Однако ему  нередко сопутствуют неблагоприятные  факторы, к которым относятся  учебно-педагогические, погодные и др. Учебная нагрузка студента вуза не должна превышать 36 часов в неделю. В действительности же она превышает это время.

Суммарная учебная нагрузка резко  увеличивается в зачетный и предэкзаменационный  периоды, когда, помимо подготовки к  текущим занятиям, студен- там приходится готовиться к сдаче очередного зачета или экзамена. Возрастает нагрузка и в период экзаменационной сессии, когда 46–49% студентов занимаются 8–10 часов в день, а 30% – больше.

Многие авторы, изучая изменения  функционального состояния у студентов под воздействием различных видов учебной нагрузки, приходят к выводу, что сохранение работоспособности к концу недели происходит за счет напряжения физиологических функций, увеличения «физиологической цены», которой расплачивается организм за усиленную умственную деятельность. У большей части студентов отмечается ухудшение различных функциональных показателей в конце осеннего семестра по сравнению с его началом. Это объясняется, прежде всего, утомлением: из- меняется возбудимость центральной нервной системы, страдает точность работы, падает скорость ответной реакции. Экзамены являются трудным и важным этапом обучения, вызывающим у студента значительное нервно-эмоциональное напряжение.

Напряженный умственный труд студентов  нередко сопровождается ограничением физической активности. Дефицит мышечной деятельности оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма, способствует снижению умственной работоспособности и, в конечном итоге, оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья студентов.

Среди студентов все еще наблюдается  значительная прослойка больных  и ослабленных людей. Например, в  Курском и Смоленском медицинских  институтах в 90-х годах XX века около  половины студентов имели те или  иные отклонения в состоянии здоровья.

 Среди студентов регистрируется  сравнительно высокий уровень  лиц, больных гипертонической  болезнью, заболеваниями желудочно-  кишечного тракта, функциональными  расстройствами нервной системы.  Наибольшая заболеваемость во  всех вузах отмечена среди студентов старших курсов.

4. Здоровый образа жизни студентов

Главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека.

От рождения человек обладает определенными  резервами здоровья, а длительность их использования зависит  от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье – главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения  человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:        

1. Активные действия самого человека  по формированию и улучшению  своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и       

2. Стремление человека избежать  действия факторов, способствующих  разрушению здоровья (прежде всего  таких вредных привычек, как курение,  наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).       

Важные составляющие здорового  образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

5. Влияние окружающей среды на здоровье

По данным ВОЗ на декабрь 2009г1 самым серьезным фактором, влияющим на здоровье людей, является изменение окружающей среды из-за человеческой деятельности.

Огромное количество данных свидетельствует  о том, что человеческая деятельность оказывает воздействие на глобальный климат и это имеет серьезные последствия для здоровья людей. Катастрофические метеорологические явления, неустойчивые климатические условия, влияющие на запасы продовольствия и воды, новые модели вспышек инфекционных болезней и возникающие в связи с изменениями экосистем болезни — все это вызвано глобальным потеплением и представляет опасности для здоровья.

Информация о работе Здоровый образ жизни