Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:57, реферат
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
1. Понятие «здоровье»: его содержание и критерии 3
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности 4
3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. 5
4. Здоровый образа жизни студентов 6
5. Влияние окружающей среды на здоровье 6
6. Наследственность и ее влияние на здоровье 8
7. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека 9
8. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья 10
9. Самооценка собственного здоровья 10
10. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и отражение в жизнедеятельности 11
11. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни 13
12. Режим труда и отдыха 14
13. Организация сна 15
14. Организация режима питания 16
15. Организация двигательной активности 20
16. Личная гигиена и закаливание 23
17. Личная гигиена и закаливание 24
18. Закаливание воздухом 26
19. Закаливание солнцем 26
20. Закаливание водой 27
21. Профилактика вредных привычек 28
22. Культура межличностных отношений 31
23. Психофизическая регуляция организма 32
24. Культура сексуального поведения 32
25. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 34
26.Физическое самовоспитание и совершенствование – условие здорового образа жизни 34
Список использованной литературы 37
В аутогенной тренировке расслабление мышц (релаксация) имеет двойное физиологическое значение:
1) как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность;
2) как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну.
Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями, отличается меньшим объемом. Этот аутотренинг используется и в целях профессионально-прикладной подготовки, особенно в тех видах профессиональной деятельности, которая осуществляется в особо сложных и напряженных по нервно-психическим усилиям процессах.
Сексуальное поведение – один из аспектов социального поведения человека. Культура формирует эротический ритуал ухаживания и сексуальной техники. Регламентируя важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных или ситуационных вариаций. Социокультурные сдвиги влияют на сексуальное поведение, ритм сексуальной активности, ее интенсивность и социальные формы. В настоящее время молодежь раньше начинает половую жизнь, добрачные связи стали допустимы для обоих полов при наличии и отсутствии любви. Либерализация половой морали, частая смена партнеров в сочетании с низкой сексуальной культурой порождают ряд серьезных последствий – растет количество ВИЧ-инфицированных, увеличивается число разводов. Секс становится развлечением, рассматривается как сфера индивидуального самоутверждения. Чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, тем выше значение морального выбора. Возраст 18–25 лет характеризуется максимальной активностью половых гормонов, поэтому наблюдается большой разрыв между бурным ростом половой активности и формированием физического раз75 развития, интеллектуальных и личных качеств. В это время на первое место выходит задача быть способным управлять своими эмоциями, так как эмоции, сопровождающие любовь, а также половое поведение при соответствующем управлении становятся стимуляторами умственной и творческой деятельности. Для правильного формирования разумного полового поведения, для сохранения на долгие годы возвышенного чувства любви, необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) в период полового созревания эмоции еще не уравновешены, а творческие и интеллектуальные возможности большие. В этот период юноши более возбудимы и активны, чем девушки, но чувство любви более стойкое и преданное у девушек. В этих условиях следует учитывать, что сексуальные влечения управляемы, что половое влечение не является потребительским феноменом, что с помощью волевых усилий можно переключить ее на другой вид активности, в частности, на учебную деятельность. Чтобы не допускать психоэмоциональных нарушений во взаимоотношениях между юношами и девушками, необходимо хорошо познать себя, выработать собственную систему потребностей и эффективно управлять своими эмоциями;
2) в период повышенного
3) половое просвещение не должно
носить запретный, изолированны
4) на половое развитие и
5) опасной для юношей и девушек является несдержанность в половом поведении, она отрицательно влияет на нравственные и интеллектуальные стороны эмоций высшего порядка, препятствует достижению творческих и жизненных целей;
6) залогом правильного полового развития и поведения являются формирование гигиенических навыков, самовоспитание мужественности и женственности, понимание искусства, занятия спортом. Очень важны отказ от курения и злоупотребления спиртными напитками;
7) физическая привлекательность, высокий интеллект, развитое чувство красоты, дружбы и хорошие манеры поведения, а также половая воспитанность формируют сильную личность, способную оказывать эротическое воздействие на противоположный пол. Ощущение собственного достоинства, нравственной, умственной и физической привлекательности всегда стимулирует хорошее настроение и оптимизм, а значит крепкое здоровье и высокую работоспособность.
Сексуальная жизнь требует соблюдения здорового образа жизни. Так, у лиц, злоупотребляющих алкоголем, сексуальная жизнь постепенно нарушается, ее расстройства встречаются в 41–43% случаев. Чрезмерное курение в 11% случаев ведет к развитию импотенции; никотин оказывает угнетающее воздействие на центры эрекции, вызывая ее ослабление, а у женщин явление фригидности. Сексуальная удовлетворенность повышает самоуважение и самооценку. Она положительно сочетается с удовлетворенностью у молодых людей с другими (интеллектуальными, спортивными, эстетическими и др.) увлечениями, общительностью, жизнерадостностью, этим способствуя их общекультурному развитию.
здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — достижение полного духовного, физического и социального благополучия для себя, для нашего общества и государства.
Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:
Физическое самовоспитание понимается
как процесс целенаправленной, сознательной,
планомерной работы над собой. Физическое
совершенствование
На втором этапе определяется цель и программа самовоспитания и самосовершенствования, а на их основе – личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на небольшой период времени. Пример. Цель физического самовоспитания и самосовершенствования – формирование своей физической культуры. Задачи деятельности:
1) включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье;
2) активизировать познавательную
и практическую физкультурно-
3) овладеть основами методики
физического
4) улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания и самосовершенствования.
Третий этап связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на самосовершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является самоотчетом о проделанном за день.
Отчитываясь за свои действия, человек осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой, над своим здоровьем. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый самоотчет проводится за достаточно длительный период времени – несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на его морфофункциональном, психическом и психофизиологическом состоянии. Текущий самоотчет подводится за короткий промежуток времени – день, неделю, несколько недель.
Таким образом, способность каждого
человека отмечать даже самые незначительные
изменения в работе над собой
имеет важное значение, так как
подкрепляет уверенность в
1
материал взят с официального сайта Всемирной
Организации Здравоохранения: http://www.who.int/features/
2 Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005
3 Иванченко В. Тайны русского закала. М. Молодая гвардия 1985г