Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
По мнению ряда авторитетных ученых, доля экологических факторов составляет 154 – 20% среди всех факторов, определяющих здоровье человека. В атмосфере крупных городов кислорода остается в 5 -10 раз меньше, чем за городом. Особо актуальны эти проблемы для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического неблагополучия или даже бедствия[50]. Подростковый организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучении, растительной пищи, впитывающей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия, и помогать организму бороться с их последствиями (активизировать саногенные процессы). Н.С. Видерман выделяет задачи школы по защите здоровья подростков от неблагоприятных экологических факторов и приобщению их к здоровому образу жизни. Эти задачи включают: информационно-просветительскую работу с подростками – повышение уровня их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды (на уроках биологии, экологии, валеологии путем интеграции этих вопросов в предметное содержание других курсов); воспитательную работу по формированию экологической культуры подростков (работа на пришкольном участке, озеленение и уборка территории, во время турпоходов, специальных акции по защите природы и т.д.); повышение уровня адаптационных возможностей, «наращивание» защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять патогенным воздействиям (витаминопрофилактика, прием антиоксидантов, закаливание и т.д.); создание в образовательном учреждении условии, хотя бы частично нейтрализующих патогенное воздействие факторов окружающей среды (дополнительная очистка воды для пищеблока, очистка воздуха в классных помещениях, грамотное озеленение территории и помещения школы).[51]
По уровню травматизма населения наша страна намного опережает все развитые страны. Но и без чрезвычайных ситуации, техногенные причины ухудшения здоровья – в числе важнейших (дырявые и ржавые трубопроводы, пройдя по которым питьевая вода обогащается ядовитыми «включениями»). По вопросам о здоровье, а также о здоровом образе жизни подросткам в школе должны рассказывать и обучать как преподаватели ОБЖ, валеологии, так и руководители образовательных учреждений.
Общее положение в стране не может прямо или косвенно не отразиться на гражданах, а тем более на подростках, это создает у подростков предпосылки чувства обиженности, обделенности, что сказывается на их здоровье (состояние фрустрации, депрессии, неврозы) и способствует проявлению зависимости и уныния, которые даже церковь относит к числу самых разрушительных. Все это можно предотвратить, заблаговременно сформировав у подростка иерархию ценностей, в которой материальные блага не занимали бы блага главенствующее положение. Поэтому вопросы медико-психологической профилактики и воспитания культуры здоровья тесно переплетаются со многими разделами курсов граждановедения, правоведения, школьной экономики, что подтверждает целесообразность проведения интегрированных занятии и в тоже время приобщения подростков к здоровому образу жизни. Также занимаясь формированием иерархии ценностей личности, повышая субъективную ценность здоровья, нельзя не касаться вопросов смысла и целей жизни, способов, которыми эти цели достигаются.
Важно, чтобы подростки понимали, что даже при скромном бюджете семьи расходы на укрепление здоровья, на профилактику заболеваний, ведения здорового образа жизни, должны быть приоритетными. Будучи правильно усвоена подростками такая позиция позволит им избежать стремления обрести «начальный капитал» любыми средствами. Эти воспитательные задачи можно решить и в рамках формирования культуры здоровья, используя естественный для каждого подростка интерес к своему здоровью[52]. Помочь подросткам развиваться в контексте настоящей культуры, в том числе коммуникативной, уберечь их личность, психику от деформации и разрушения можно, если заменить существующий приоритет обучения подростков приоритетом их воспитания в процессе получения образования, причем построенных на современных психолого-педагогических технологиях, альтернативных морализаторству. Одним из элементов такого преобразования школы может стать введение учебно-развивающего курса культуры и психологии здоровья.
Большой вред подростку наносит ситуация, когда он по нескольку часов подряд бездумно внимает сменяющим друг друга на экране программам. Один из самых психотравматических факторов влияние телевизионных просмотров на психическое и физическое здоровье подростков – содержание того, что они смотрят. Следовательно, время нахождения перед экраном и содержание просматриваемых программ - это критерии, по которым следует оценивать величину риска неблагоприятного воздействия телепросмотров на психическое здоровье. На физическое здоровье влияют также условия просмотра – поза, расстояние от экрана и продолжительность самого просмотра. Подросткам надо помогать отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемукулатуры», делать выбор в пользу первых, воспитывать у них хороший художественный вкус. Специалисты рекомендуют родителям подростков не только ограничивать просмотр телепередач и время, проведенное за компьютером, но и следить за содержанием того, что их чадо видит на экране[53]. В настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья подростка, охватывающая все его составляющие. Для решения этой задачи необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов, не ангажированных представителей церкви. По данным многих социологических опросов, именно ближайшее окружение подростка: его друзья, приятели, соседи – обычно составляют референтную группу более значимую для него, чем родители и педагоги, и оказывающую сильное влияние на формирование личности, установок, принятие тех или иных решении, выбор форм проведения досуга, формирование привычек, в том числе вредных. Только установление доверительных взаимоотношении в семье позволяет родителям быть в курсе дел своего ребенка и реально влиять на его решение, предупреждать совершение ошибок.
По утверждению В.М. Белова школе не всегда удается значимо повлиять на образ жизни своих воспитанников. Во многом это обусловлено ее неспособностью воспринять новые реалии жизни. За период смены одного поколения другим (20-25 лет) жизнь человека разительно переменилась, и рекомендации педагогов, психологов, гигиенистов советской поры в наше время все чаще «дают сбой»[54]. Почти наполовину здоровье подростка зависит от образа его жизни, поэтому различные факторы, характеризующие жизнь учащегося вне школы, воздействия, которым он подвергается, должны фиксироваться и учитываться школой для получения объективных результатов мониторинга и для повышения эффективности работы с подростками и их родителями. Особую важность приобретает эта информация, если подросток попадает в группу риска, если имеющиеся у него отклонения находятся в прямой зависимости от образа жизни. Поэтому в карте индивидуальных показателей учащегося (КИПУ) должны быть соответствующие графы, которые следует учитывать при разработке психолого-педагогического и валеологического сопровождения подростка.
Таким образом, развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый образ жизни является приоритетным направлением. Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Следовательно, многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности, уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную угрозу генофонду нации, нашему будущему. Главное вести - здоровый образ жизни всему обществу, тогда и подросткам будет на кого равняться и развивать побуждающие мотивации на здоровый образ жизни, к ним относятся: занятие спортом, различные досуговые мероприятия, проведение тренингов личностного роста, всевозможные мероприятия по развитию и воспитанию привития навыков к здоровому образу жизни.
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков
Проблема употребления психоактивных веществ, столь обострившаяся в нашей стране с началом периода масштабных социальных преобразований, в настоящее время всё больше встаёт в центр внимания и практических усилий работников как государственных, так и негосударственных организаций. Анализ экспертных оценок показывает, что несмотря на все проводимые государством мероприятия, ситуация с наркоманией в целом не только не улучшается, но и становится все более актуальной. Особую роль в решении этой проблемы играют общественные организации. Так, в России существует ряд неправительственных организаций, занимающихся проблемой наркомании в подростковой среде. Например, в городе Тула осуществляет свою деятельность подростково - молодёжный клуб «Заречье, плюс». Основными направлениями деятельности являются: профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений подростков, организация досуга. Подростково - молодёжный клуб «Заречье, плюс» реализует программы «Нарконон», «Программа моей независимости» и т.д[55]. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.
Так же нужно отметить деятельность Центра профилактики наркомании Санкт–Петербурга, региональной благотворительной общественной организации «Азария», основанной матерями наркотизирующихся подростков, «Общества анонимных наркоманов».[56] В них собран опыт внедрения целевых программ «12 шагов», «Автобус» и т.д.
В Республике Коми созданы и действуют неправительственные организации, которые одной из своих целей ставят цель решения проблемы наркомании среди подростков. Созданная в 1992 году общественная организация «Живая педагогика» действует в городе Сыктывкаре. Руководитель организации считает: «Сегодня вся работа по профилактике наркомании идет по западному типу, т.е. проводятся различные публичные действия (митинги, акции), распространяются буклеты, листовки. Такой тип профилактики наркомании недостаточно эффективен. Поэтому необходимо работать на общую профилактику, т.е. ценностное ориентирование». Так, с 1996 года организация реализует комплексную программу под рабочим названием «Познай себя» (официально эта программа называется «ориентация во внутреннем мире»). Одна из целей программы – профилактика наркомании. Первоначально эта программа была нацелена на сельских подростков. В настоящее время она адаптирована для студентов сыктывкарских вузов, а также для различных целевых групп. В рамках программы организация регулярно проводит занятия с подростками методом активного обучения (моделирование ситуаций, деловые игры, групповая работа). Цель этих занятий – помочь подросткам самоопределиться в отношении ключевых ценностей: что есть красота, добро, истина; в чем смысл бытия; человек – это жертва обстоятельств или же хозяин самого себя. На основе программы «Познай себя» в сентябре 2002 года прошло обучение тренеров из числа студентов педагогического колледжа № 1 и представителей общественных организаций Республики Коми.[57] Тренеры были сформированы в мобильные отряды для выездов в районы Республики Коми, отряды проводили тренинги по профилактике наркомании с разными категориями населения.
Общественная организация УОСС «Матери против наркотиков» решает проблему подростковой наркомании в городе Ухта. Основными целями организации является: объединение граждан, занимающих активную позицию для совместной деятельности по решению проблемы наркомании в городе Ухта; противодействие вовлечению детей и молодежи в наркогенную ситуацию и субкультуру через проведение профилактической и пропагандистской антинаркотической деятельности; организация в городе Ухта реабилитационного центра для наркозависимых. Деятельность организации идет по нескольким направлениям. Во-первых, это работа по проекту «Правильный выбор», который направлен на профилактическую антинаркотическую работу среди учащихся подростков по двум направлениям. Первое направление предполагает просвещение (выступления специалистов с лекциями, беседами, издание и распространение листовок, брошюр, санбюллетеней по теме наркомании) и пропаганду здорового образа жизни (проведение концертов, конкурсов и других зрелищных мероприятий).
Второе направление - организация в рамках работы по реабилитационному центру, направления отдельных наркозависимых на реабилитацию в монастыри или реабилитационные учреждения при общинах других христианских конфессий. Организацией было запланировано введение мониторинга состояния проблемы наркомании в Ухте, для чего в 2002-2003 учебном году была организована связь с населением по телефону. Принимались звонки от населения с указанием мест продажи наркотиков, мест сбора наркоманов. Также была запланирована работа по вторичной профилактике наркомании (с наркозависимыми) по проекту «Спасательный круг», совместно с Управлением внутренних дел, наркологической службой города. Вторичная профилактика была направлена на снижение вреда и обеспечение полноценной медицинской помощи со стороны наркологов и психолого-просветительской помощи со стороны организации «Матери против наркотиков».
Общественная организация города Сыктывкара «Матери против наркотиков» своей миссией определила создание системы эффективной профилактики наркомании, помощи наркозависимым и членам их семей. Члены движения образовали две группы само- и взаимопомощи для матерей наркоманов. Основная цель работы с группами – психологическая взаимопомощи, направленная на более глубокое понимание собственной ситуации, улучшение семейных отношений и повышение мотивации наркозависимых к лечению. Члены семей получают достоверную информацию о наркозависимости и в то же время – эмоциональную поддержку, необходимую для преодоления страха и растерянности перед наркоманией. Главная цель работы в группах – это профилактика «срыва». Также на базе Сыктывкарской медико-педагогической школы организован Центр профилактики наркомании, так как руководители организации считают, что только одной работы взрослых с детьми недостаточно, что профилактическая работа будет наиболее эффективна, если подростки сами будут проводить ее среди своих товарищей.
В настоящее время реализуется проект «Развитие добровольческого движения среди подростков» на базе Сыктывкарского педагогического колледжа № 1[58]. Одной из форм профилактической работы с подростками является созданный в этом колледже «Музей вредных привычек», работу в котором ведут сами студенты. Музей создан для повышения уровня осведомленности подростков о вреде психоактивных веществ и формирования установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие. В ходе экскурсии по залам музея создаются условия для личной встречи и общения подростка с экспонатами: не только информирование, но и проживание с опорой на все каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), на ассоциативное мышление. Наряду с традиционными методами (беседа, рассказ, демонстрация) сотрудники музея (сами студенты) широко используют ролевые игры и игровые приемы, элемент театрализации и эвристики. На материале одной и той же экспозиции проводятся экскурсии для детей разных возрастов и уровня развития. Музей не требует стационарного помещения, является передвижным. Он может быть развернут в школьном классе, рекреации, в актовом зале, на открытой площадке в летнем лагере.