Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
Первая часть опросника состоит из двух списков ценностей. Первый список содержит «терминальные» (по М. Рокичу) ценности, во втором списке представлены инструментальные ценности (всего 57 ценностей). Все они имеют ясную мотивационную цель. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как «руководящего принципа его жизни» по 9-ти бальной шкале (от -1 до 7, включая 0). Чем выше балл, тем более важной представляется испытуемому данная ценность. Вторая часть опросника («Профиль личности») направлена на изучение реально действующих ценностей личности, индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в поведении человека. Данные, полученные по первой и второй части методики, обычно не совпадают, поскольку ценностные приоритеты личности на уровне нормативных идеалов не всегда реализуются вследствие ограничения возможностей человека или группового давления. Во второй части опросника приводится список из сорока описаний личности человека, соответствующих одному из десяти типов ценностей. Испытуемый должен оценить, в какой степени каждый описанный человек похож или непохож на него. Используется шкала из пяти позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».
Была проведена групповая форма опроса. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости. При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профили личности»») вычисляется средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого, а средние показатели типов ценностей по группам – о соотношении значимости типов ценностей отдельно для мальчиков и для девочек. Полученные данные сведены в таблицы 2, 3,4,5. В течение учебного периода психологом школы, в котором проводилось тестирование совместно с педагогическим коллективом бы проведен ряд педагогико-воспитательных мероприятий, направленных на профориентацию подростков, нравственное и трудовое воспитание, развитие кругозора, на развитие здорового образа жизни. После чего, в конце учебного года проведено повторное исследование ценностных ориентаций подростков данного класса. Полученные данные представлены в таблицах 6,7,8, 9, 10.
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков (см. таблицу 1). Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55) балла, «интересная работа» (4,35) балла, «любовь» (4,26) балла. Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье и здоровый жизненный стиль» (4,20) балла, «хорошие и верные друзья» (4,00) балла. Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45). Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25). Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.
Диаграмма 1
Анализ показателей, полученных по методике Ш. Шварца в начале года на уровне нормативных идеалов
Анализ показателей, полученных по методике Ш. Шварца в начале года на уровне нормативных идеалов выявил, что наибольшей значимостью для представителей исследуемой нами группы обладают такие типы ценностей, как «достижение» (4,11) балла, «самостоятельность» (3,94) балла, «доброта» (3,89) балла (приложение 2).
Диаграмма 2
Анализ данных по «инструментальным ценностям»
Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
Анализ данных по второй части опросника («Профиль личности») показал, что на уровне индивидуальных приоритетов наибольшей значимостью для испытуемых подростков обладают такие типы ценностей как «самостоятельность» (2,54) балла, «доброта» (2,16) балла и «достижения» (2,09) балла, а наименьшей значимостью – «традиции», «комформность». Анализ гендерных особенностей показывает, что на уровне нормативных идеалов девочки несколько выше оценивают три, указанные выше наиболее значимые ценности, особенно «достижения».
Результаты повторного опроса по данным методикам в конце года выявили изменения в приоритете ценностей. Так у девочек доминирующими становятся такие ценности как «интересная работа» (4,79) балла и «любовь» (4,76) балла. В качестве главной цели жизни у девочек определены «счастливая семейная жизнь» (4,68) балла, «здоровье и здоровый жизненный стиль» (4,49) балла, «материально обеспеченная жизнь» (4,47) балла, «равенство в возможностях) (4,46) балла. Середину иерархической структуры ценностных ориентаций у девочек составляют «активная деятельная жизнь» (4,00) балла, уверенность в себе» (4,45) балла, «наличие хороших и верных друзей» (4,26) баллов. У мальчиков прежняя ориентация на «интересную работу» уступила место ориентации «на хороших и верных друзей». Лидируют у мальчиков такие ценности как «активная деятельная жизнь», «любовь», «здоровье и здоровый жизненный стиль». Среднее положение занимают «интересная работа», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «познание». Как малозначимые оказались «красота природы и искусства», «общественное признание», «получение удовольствия».
Несмотря на то, что в конце учебного года в группах мальчиков и девочек ориентации изменились, в целом по группе подростков в конце учебного года ценности распределились также как и в начале года, т.е. приоритетными являются « интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», счастливая семейная жизнь», «здоровье и здоровый жизненный стиль». Ценными для подростков являются также «активная деятельная жизнь», «познание», «материально обеспеченная жизнь». Иные ценности имеют для них малое значение. «Инструментальные ценности» - «жизнерадостность», «чуткость», «рационализм», «образованность» - преобладают.
Из анализа данных, полученных по вторичному опросу по методике Ш.Шварца вытекает, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для данной группы подростков наиболее значимыми являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность (таблицы 7,8,9,10). На уровне индивидуальных приоритетов (т.е. в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности как самостоятельность, доброта, универсализм.
Результаты, полученные с помощью методик М. Рокича и Ш. Шварца согласованы между собой: во всех группах испытуемых верхнюю часть рейтинга занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье и здоровый жизненный стиль». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гед
Следовательно, данные, полученные в результате повторного эмпирического исследования подростков одной из школ города Сыктывкара достоверно показало, что после проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений изменились как в средних показателях по группе в целом, так и в гендерном аспекте. Средние показатели значимости такого типа ценности как «интересная работа» увеличились с 4,42 до 4,73; «наличие хороших и верных друзей с 4.00 до 4,36; «активная жизненная деятельность с 4,00 до 4,32. Изменились ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Лидирующее место стали занимать такие ценности как «доброта», «достижения», «самостоятельность».
Итак, эмпирическое исследование четко показало, что здоровый образ жизни является основой профилактики употребления психоактивных веществ. Здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанную на выполнении норм здоровья – это альтернативная употреблению психоактивных веществ стратегия поведения подростков, которая требует выполнения определенных правил и требовании личной и общей гигиены. Система образования не достаточно способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. По оценке проанкетированных подростков в школе информация о здоровом образе жизни часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у подростков положительных реакций. Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый образ жизни в системе образования
Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью или даже жизни. В России в год погибает по «неестественным» причинам около 35 тысяч человек, т.е. возрастает уровень агрессивности окружающей среды, как природной, так и социальной. Исходя из того, что образ жизни закладывается в детстве и формируется в школьные годы, рассмотрим развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый образ жизни в школьные годы. По данным Ю.П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины, среди факторов, обусловливающих здоровье человека на долю экологических приходится около 20 – 25% всех воздействий; 20% - составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55%, является образ жизни[45]. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье[46]. Следовательно, существуют как объективные, так и субъективные факторы, побуждающие мотивации на здоровый образ жизни. К объективным следует отнести экологические, биологические, медицинские, к субъективным избранный личностью образ жизни.
Анализируя возможности охраны здоровья учащихся и педагогов от этих воздействии, следует отметить, что принятое их обозначение как «внешкольных» нередко приводит к недооценке их роли[47]. Многие педагоги считают, что поскольку эти опасности угрожают подростку преимущественно за пределами школы, то и беспокоиться об этом должно государство, его родители. Однако важнейшая задача школы – помочь подростку самому грамотно заботится о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к специалистам. Решение этих вопросов также нуждается в эффективности здоровьесберегающих образовательных технологии: системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологии по критерию их воздействия на здоровье учащегося и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей технологии.
Здоровьесберегающие технологии в школе – системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя это цель трудно достижимая. Дело не только в том, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к учащемуся, который необходим для эффективной заботы о его здоровье, но и в воспитательном воздействии педагога. Полноценное воспитание - это и формирование культуры здоровья, в том числе личным примером.
Отношение педагогов к факторам, негативно воздействующим на здоровье своих учеников, но не связанных напрямую с работой школы, может проявиться в трех различных формах: безразличное отношение, гиперопекающее (тревожно-патерналистическое) отношение, конструктивное отношение. Безразличное отношение, игнорирование их воздействий по принципу: это от меня не зависит, что неизбежно ведет к резкому возрастанию риска для здоровья и жизни ребенка. Гиперопекающее (тревожно-патерналистическое) отношение, при котором во всех проявлениях окружающего мира видится угроза, а ученик воспринимается как совершенно беззащитное существо. В стремлении уберечь ребенка от любых опасностей такие учителя, врачи и родители переусердствуют, не заботясь о развитии его собственных сил организма, формируя и у ребенка такое же тревожно-недоверчивое отношение к миру. Конструктивное отношение, учитывающее собственные силы ребенка, отвечающее известному положению: «Измени то, что можешь, и измени свое отношение к тому, что изменить не в силах»[48]. Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение на отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков.[49] Нравственное воспитание позволяет вырабатывать негативное отношение к психоактивным веществам.
Организация нравственного опыта путем планомерного и регулярного выполнения определенных действии, совершения тех или иных поступков, позволяющая закалять волю, формировать положительные привычки и навыки, является эффективным способом воспитания и приобщения подростка к здоровому образу жизни. Так, в 1992 году вышел совместный приказ двух министерств, который часто называют «революционным» и согласно которому значительно улучшилась система диагностики состояния здоровья школьников. В 1995 году была введена специальность «Валеология», после чего в школах появились соответствующие специалисты, на которых была возложена ответственность за работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В 2000 году приказом Министерство здравоохранения утвердило «Медицинскую карту ребенка» для образовательного учреждения. В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребенок».