Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………

Файлы: 1 файл

диплом новый.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

     В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена Концепция профилактики, в которой определены основные виды профилактики зависимости от психоактивных веществ - первичная, вторичная и третичная.[31] Кратко раскроем первичную, вторичную и третичную профилактику психоактивных веществ.

     Первичная профилактика направлена на формирование общественного неприятия употребления психоактивных веществ, на предупреждение приобщения  подростков к психоактивным веществам. Существенную роль в достижении целей этого этапа играет современная школа. Первичная профилактика разрабатывается с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации подростка - семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (включающего микросоциальное окружение).[32] Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: во-первых, формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; во-вторых, на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку подростку, начавшему употреблять психоактивные вещества, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема психоактивных веществ; в-третьих, на внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема психоактивных веществ, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления психоактивных веществ учащимися; в-четвертых, на  развитие социально-профилактической инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение подростка «группы риска» и подростка, заболевшего наркоманией.

     Можно полагать, что наиболее адекватной для современного состояния развития общества является стратегия сдерживания распространения употребления психоактивных веществ. Ставить вопрос о полном предупреждении употребления психоактивных веществ и избавления от зависимости невозможно. Следует подчеркнуть, что проблема предупреждения употребления психоактивных веществ не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема психоактивных веществ в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта. Именно поэтому в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку подростка помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

     Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже испытал на себе влияние психоактивных веществ, но не обнаруживает проявления болезни. Цель профилактики - максимально сократить продолжительность воздействия психоактивного вещества на подростка, ограничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму - друзьям, одноклассникам, семье, то есть предотвратить возникновение хронического и «заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей наркотизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.[33] Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

     Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению психоактивных веществ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения психоактивных веществ сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», подросток нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего, необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.

     Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов, ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном уровне.[34] Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

         Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведение третичной профилактики. Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий. Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ. Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Третья стратегия - осознание ценностей личности. Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля. Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности. Шестая стратегия - формирование и развитие социально – поддерживающей сети.

     Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования и науки Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – ППМС - центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным: во-первых, должно осуществляться  оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи подросткам, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость; во-вторых, оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам зависимости подростков; организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых; в-третьих, оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости среди подростков от психоактивных веществ; в-четвертых, взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам дезадаптации и реабилитации подростков, вовлеченных в употребление психоактивных веществ; в-пятых, разработка и апробирование реабилитационных программ для подростков с зависимостью от психоактивных веществ; в шестых,  разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у подростков, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.

     Работа с родителями в процессе профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению  зависимости) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики) задач. При этом можно выделить общую и специальную работу с родителями.[35] Общая работа осуществляется за счёт организации специальных семинаров, лекций, привлечения взрослых членов семей к процессу профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков и ориентирована на все группы родителей. Специальная работа ориентирована на родителей подростков, а также на подростков, которые уже имеют опыт использования психоактивных веществ. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых членов семьи, помощь при организации их взаимодействия с учреждениями подростковых наркологических служб, совместную организацию антинаркотического контроля, исключающего возможность использования подростками психоактивных веществ, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе ППМС - службы школы.

     Современные исследования показывают, что, несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и третичной профилактики активное участие в процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь подростка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором много созидательной деятельности.

     Таким образом, существуют концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики психоактивных веществ такие как: запретительный и информационный. Внедрение основных направлений Концепции профилактики психоактивных веществ должно привести к общему снижению спроса на психоактивные вещества и числа лиц, зависимых, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания». Итак, изучение подростков, употребляющих психоактивные вещества, отличаются своим поведением: неспособностью правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний. Беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию – основные факторы для первых проб психоактивных веществ и токсических веществ. Аналогичному поведению подростков, имеющих нарушения со стороны центральной нервной системы, в огромной степени способствуют недостатки воспитания в семье, школе, других детских учреждениях. Это так называемые «педагогически запущенные» подростки, именно поэтому они являются объектом профилактики в употреблении психоактивных веществ. Следовательно, это осознанная необходимость формирования здорового образа жизни у подростков. Анализ концептуальных подходов к организации и содержанию профилактики психоактивных веществ показал, что подростки это одна из социальных групп, которая употребляет психоактивные вещества и поведенческие отклонения употребляющих психоактивные вещества вызывают необходимость изучения формирования здорового образа жизни у подростков и профилактику употребления психоактивных веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственый уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи. Проблема здоровья подростков в настоящее время, как никогда актуальна.

Среди многих человеческих ценностей, здоровье занимает одно из первых мест. Эксперты ООН из десяти важнейших факторов, необходимых для полноценной жизни человека, поставили именно его на первое место. Здоровье всего населения и каждого человека – это бесценное богатство нашей страны. Здоровье, как отдельного человека, так и населения нашей планеты в целом, зависит от комплекса различных факторов: социальных, экономических, природно-климатических и д.р. Является установленным, что более 50% здоровья определяется образом жизни самого человека, человеческими фактором[36]. Здоровье всего населения и каждого человека – это бесценное богатство нашей страны.

Для того, чтобы знать, какой смысл лежит в основе того или иного определения, необходимо дать толкование ряду основополагающих понятий – здоровье, образ жизни, болезнь. Стоит отметить, что ни одно из вышеназванных понятии, не может трактоваться однозначно. Каждое из них имеет большой перечень значении, которые существенно отличаются друг от друга. Такое разнообразие в понимании сущности явлении и биологических процессов, происходящих в организме человека, есть отражение неоднозначности самого человека. Процесс познания природы человека более 2 тысяч лет. Он продолжается и «сегодня». Однако чем больше наука накапливает знании о человеке, тем больше доказательств его многообразной природы[37]. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме, потому что сам человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Неоднозначны его поведение, восприятие, взгляды, мысли, проступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному, но одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состоянии человека. Оно вполне наделено очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминании о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знании, навыков и умении, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно в свою очередь формирует культуру человека. Безусловно, в данном случае – это медицинская, а точнее – гигиеническая культура, как элемент общечеловеческой культуры. Таким образом, здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры[38]. Можно без преувеличения утвердить, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела, духа и жилища. Здоровый образ жизни - единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ