Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………
Приложение 2
Таблица 2
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников в начале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||
По всей группе в целом | девушки | юноши | |
конформность | 3,52 | 4,02 | 3,02 |
традиции | 2,45 | 3,00 | 1,89 |
доброта | 3,89 | 4,45 | 3,32 |
универсализм | 3,89 | 3,27 | 2,51 |
самостоятельность | 3,94 | 4,68 | 3,20 |
стимуляция | 2,92 | 3,42 | 2,42 |
гедонизм | 3,75 | 4,45 | 3,05 |
достижения | 4,11 | 4,70 | 3,52 |
власть | 3,03 | 3,65 | 2,41 |
безопасность | 3,59 | 4,06 | 3,12 |
Приложение 3
Таблица 3
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||
По всей группе в целом | девушки | юноши | |
конформность | 1,43 | 1,34 | 1,52 |
традиции | 0,89 | 0,87 | 0,90 |
доброта | 2,16 | 2,26 | 2,05 |
универсализм | 1,66 | 1,76 | 1,56 |
самостоятельность | 2,54 | 2,43 | 2,64 |
стимуляция | 2,07 | 2,15 | 1,98 |
гедонизм | 2,30 | 2,51 | 2,09 |
достижения | 2,03 | 2,18 | 2,00 |
власть | 1,57 | 1,65 | 1,50 |
безопасность | 1,78 | 1,75 | 1,80 |
Приложение 4
Таблица 4
Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | |
девушки | юноши | |
конформность | 3 | 3 |
традиции | 7 | 8 |
доброта | 1 | 2 |
универсализм | 4 | 4 |
самостоятельность | 6 | 5 |
стимуляция | 9 | 9 |
гедонизм | 8 | 7 |
достижения | 5 | 1 |
власть | 10 | 10 |
безопасность | 2 | 6 |
Приложение 5
Таблица 5
Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе 9-классников вначале учебного года (по методике Ш. Шварца)
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | |
девушки | юноши | |
конформность | 8 | 9 |
традиции | 9 | 10 |
доброта | 1 | 4 |
универсализм | 7 | 7 |
самостоятельность | 5 | 4 |
стимуляция | 3 | 5 |
гедонизм | 6 | 8 |
достижения | 2 | 3 |
власть | 10 | 9 |
безопасность | 4 | 6 |
Приложение 6
Таблица 6
Средние показатели значимости типов ценностей по методике
М. Рокича в группе 9-классников в конце учебного года
Список «терминальных ценностей | По группе в целом | девушки | юноши |
активная, деятельная жизнь | 4,30 | 4,00 | 4,65 |
здоровье | 4,67 | 4,69 | 4,65 |
красота природы и искусства | 3,88 | 3,79 | 3,62 |
материально обеспеченная жизнь | 4,46 | 4,47 | 4,45 |
познание, интеллектуальное развитие | 4,39 | 4,23 | 4,56 |
независимость суждений и оценок | 3,43 | 3,20 | 3,67 |
счастливая семейная жизнь | 4,67 | 4,78 | 4,54 |
уверенность в себе | 4,50 | 4,45 | 4,56 |
жизненная мудрость | 3,96 | 3,93 | 4,00 |
интересная работа | 4,73 | 4,68 | 4,78 |
любовь | 4,67 | 4,68 | 4,66 |
наличие верных и хороших друзей | 4,36 | 4,26 | 4,47 |
общественное признание | 3,54 | 3,58 | 3,50 |
равенство (в возможностях) | 3,93 | 4,56 | 3,30 |
свобода поступков и действий | 4,04 | 3,88 | 4,20 |
творческая деятельность | 3,34 | 3,18 | 3,50 |
аккуратность | 2,24 | 2,28 | 2,20 |
жизнерадостность | 3,60 | 3,60 | 3,60 |
непримиримость к своим и чужим недостаткам | 3,04 | 3,03 | 3,15 |
ответственность | 3,08 | 3,18 | 3,50 |
самоконтроль | 3,94 | 3,60 | 4,29 |
смелость в отстаивании своего мнения | 3,60 | 3,35 | 3,85 |
терпимость к мнению других | 3,32 | 3,20 | 3,45 |
честность | 4,45 | 4,30 | 4,60 |
воспитанность | 3,51 | 3,86 | 3,65 |
исполнительность | 3,34 | 3,25 | 3, 34 |
рационализм (умение принимать обдуманные решения) | 4,11 | 3,89 | 4,12 |
трудолюбие | 3,94 | 3,98 | 3,90 |
высокие запросы | 3,98 | 4,00 | 3,97 |
независимость | 4,39 | 4,65 | 4,94 |
образованность | 4,32 | 4,86 | 4,78 |
твердая воля | 3,25 | 3,00 | 3,50 |
широта взглядов | 4,07 | 4,15 | 4,00 |
чуткость | 4,26 | 4,38 | 4,20 |