Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Формирование
здорового образа
жизни детей дошкольного
возраста
Современный человек
не имеет права считать себя образованным,
не освоив культуры здоровья. Культура
здоровья определяет, прежде всего, умение
жить, не вредя своему организму, а
принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней,
это состояние оптимальной работоспособности,
творческой отдачи, эмоционального тонуса,
того, что создает фундамент будущего
благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению
здоровья детей в детском саду являются
формирование у них представлений о здоровье
как одной из главных ценностей жизни,
формирование здорового образа жизни.
Педагоги должны научить ребенка правильному
выбору в любой ситуации только полезного
для здоровья и отказа от всего вредного.
Привить ребенку с малых лет правильное
отношение к своему здоровью, чувство
ответственности за него. Эти задачи должны
решаться путем создания целостной системы
по сохранению физического, психического
и социального благополучия ребенка.
Каждое образовательное учреждение призвано
выполнять свои образовательно-развивающие
задачи, определять свою стратегию сохранения
здоровья, выбирать инновационные технологии.
Все это позволяет целенаправленно формировать
культуру здоровья, основанную на осознании
социальной ценности здоровья личности
идее ответственного отношения каждого
субъекта образовательного процесса к
своему здоровью.
Одним из главных условий успешности работы
в этом направлении является грамотная
организация здоровье сберегающего процесса
в детском саду, обеспечение его управляемости.
Управление целесообразно строить на
основе выстраивания алгоритмов на всех
уровнях: индивидуальном, групповом, на
уровне ДОУ и образовательного социума,
которые позволят своевременно разрабатывать
систему мер, способных влиять на состояние
здоровья ребенка в условиях ДОУ.
Целостность педагогического процесса
в дошкольном образовательном учреждении
обеспечивается реализацией той или иной
программы, определяющей новое представление
о развитии ребенка, в том числе и физическом.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном
учреждении, уровень его физической подготовленности,
объем приобретаемых двигательных умений
в значительной степени зависят от того,
чем и как он занимается, т. е. оттого, какими
программами пользуются его педагоги.
Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Привычка к здоровому
образу жизни — это главная, основная,
жизненно важная привычка; она аккумулирует
в себе результат использования
имеющихся средств физического
воспитания детей дошкольного возраста
в целях решения
Чтобы активно влиять на позицию ребенка
по отношению к собственному здоровью,
нам, воспитателям, необходимо знать, прежде
всего, что сам термин "здоровье"
определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется
в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние
органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая
программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста
и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической
сферы, основу которой составляет состояние
общего душевного комфорта.
Нравственное
здоровье, основу которого определяет
система ценностей, установок и
мотивов поведения человека в
обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных
факторов, на 20% - от условий внешней среды,
т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы
здравоохранения, а на 50% - от самого человека,
от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели,
повлиять не можем, то другие 50% мы можем
и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее
благоприятным для формирования здорового
образа жизни. Осознание ребенком своего
"Я", правильное отношение к миру,
окружающим людям — все это зависит от
того насколько добросовестно, с любовью,
грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том,
чтобы не задавить ребенка потоком пока
еще неосознанной информации, а дать возможность
поразмышлять, подумать, прислушаться
к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях,
дети могут оказаться в неожиданных ситуациях
на улице и дома, поэтому главной задачей
является развитие у них самостоятельности
и ответственности. Все, чему мы учим детей,
они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим
компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное
отношение друг к другу, развитие умения
слушать и говорить, умения отличать ложь
от правды
• Бережное отношение к окружающей среде,
к природе
• Медицинское воспитание, своевременное
посещение врача, выполнение различных
рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе
сам"
Отношение детей к своему здоровью на разных возрастных этапах.
Отношение ребенка
к своему здоровью является фундаментом,
на котором можно будет выстроить
здание потребности в здоровом образе
жизни. Оно зарождается и развивается
в процессе осознания ребенком себя
как человека и личности. Отношение
ребенка к здоровью напрямую зависит
от сформированности в его сознании
этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают,
что такое болезнь, но дать самую элементарную
характеристику здоровью еще не могут.
Вследствие этого никакого отношения
к нему у маленьких детей практически
не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей
формируется представление о здоровье
как "не болезни". Они рассказывают
о том, как болели, у них проявляется негативное
отношение к болезни на основании своего
опыта. Но что, значит, быть здоровым и
чувствовать себя здоровым, они объяснить
еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью,
как к чему-то абстрактному. В их понимании
быть здоровым — значит не болеть. На вопрос,
что нужно делать, чтобы не болеть, многие
дети отвечают, нужно не простужаться,
не есть на улице мороженого, не мочить
ноги и т.д. Из этих ответов следует, что
в среднем дошкольном возрасте дети начинают
осознавать угрозы здоровью со стороны
внешней среды (холодно, дождь, сквозняк),
а также своих собственных действиях (есть
мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте благодаря
возрастанию опыта личности отношение
к здоровью существенно меняется. Но наблюдается
смешение понятий "здоровый", как
большой, хороший (вот здорово!) и "здоровый",
как не больной, дети по-прежнему соотносят
здоровье с болезнью, но более отчетливо
определяют угрозы здоровью как от своих
собственных действии ("нельзя есть
грязные фрукты", "нельзя брать еду
грязными руками" и пр.), так и от внешней
среды. При определенной воспитательной
работе дети соотносят понятие "здоровье"
с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить занятия физкультурой
с укреплением здоровья и в его определении
(как, собственно, и взрослые) на первое
место ставят физическую составляющую.
В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно)
начинают выделять и психическую, и социальную
компоненты здоровья ("там все так кричали,
ругались, и у меня голова заболела").
Но, несмотря на имеющиеся представления
о здоровье и способах его сохранения,
в целом отношение к нему у детей старшего
дошкольного возраста остается достаточно
пассивным. Причины такого отношения кроются
в недостатке у детей необходимых знаний
о нем, а также не осознании опасностей
не здорового поведения человека для сохранения
здоровья.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит
удовольствие (как приятно съесть холодное
мороженое, выпить целую бутылку охлажденного
лимонада, пробежать по луже, поваляться
подольше в постели и т.п.), а долговременные
негативные последствия таких поступков
кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного
поведения детей старшего дошкольного
возраста определяется их представлениями
о здоровье. При целенаправленном воспитании,
обучении, закреплении в повседневной
жизни правил гигиены, соответствующей
мотивации занятий физкультурой отношение
детей к своему здоровью существенно меняется.
Сформированность отношения к здоровью
как к величайшей ценности в жизни (на
доступном пониманию детей уровне) становится
основой формирования у детей потребности
в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности
помогает решить важнейшую психологическую
и социальную задачу становление у ребенка
позиции созидателя в отношении своего
здоровья и здоровья окружающих.
Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья.
Психологической основой
формирования позиции созидателя в
отношении своего здоровья является
наличие у ребенка потребности
в здоровом образе жизни. Но, такой
потребности у ребенка
Биологические потребности (голод, жажда
и пр.), потребность в безопасности, любви,
присущие ребенку, как и взрослому, ни
по отдельности, ни вместе не создают фундамента
потребности в здоровом образе жизни,
которую мы должны отнести к высшей потребности.
И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической
средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная
среда обитания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении является первым и основным
условием развития у него потребности
в здоровом образе жизни. Учитывая,
что значительную часть своей жизни ребенок
находится в дошкольном учреждении, оно
в силу специфики своей деятельности и
возможностей несет большую, чем родители,
ответственность за возникновение и развитие
этой потребности. Микросреда дошкольного
учреждения должна отвечать не только
санитарно-гигиеническим требованиям.
Она должна отвечать требованиям гигиены
нервной системы, психологической безопасности,
гигиены социальных отношений. Важно,
например, не только то, что детей в соответствующее
по режиму время укладывают спать, а то,
как это делают, каким образом обеспечивают
глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне
важно обеспечить детям комфортность
при их пробуждении.
Безупречное обеспечение базовых потребностей
индивида создает предпосылки возникновения
высших потребностей, к которым мы относим
потребность в здоровье и здоровом образе
жизни у здорового человека. Мы должны
понимать, что воспитание у детей этой
потребности — задача государственной
важности, а оздоровительная деятельность
дошкольного образовательного учреждения
— это долгосрочная инвестиция государства
в семью, которая вернется ему в виде здоровых
и полноценных граждан.
Вторым по важности условием воспитания
у детей потребности в здоровом образе
жизни является наличие в дошкольном учреждении
специальной обучающей программы,
которая была бы нацелена на приобретение
детьми комплекса необходимых навыков
и привычек ухода за собой, своим телом,
бережного отношения к окружающим людям,
дело в том, что многие потребности связаны
с привычками. Например, человек, привыкший
утром и вечером чистить зубы, чувствует
себя весьма некомфортно, если по каким-либо
причинам лишен этой возможности. У него
возникает потребность очистить полость
рта. У человека, незнакомого с зубной
щеткой, нет потребности не только чистить
зубы, но даже полоскать рот. Его это не
беспокоит.
Другой пример. Если человек постоянно
занимается гимнастикой, оздоровительным
бегом и т.д., то в определенное время у
него наступает чувство "мышечного
томления". Организм привык получать
нагрузку и как бы просит своего хозяина:
"Ну, давай, побегай!". Чувство мышечного
томления связано с позитивными изменениями
в гормональной сфере, и его появление
говорит о наличии у человека потребности
в систематических движениях. Приведенные
примеры показывают, что потребность в
здоровом образе жизни вызвана особым
внутренним состоянием человека, связанным
с чувством удовольствия, комфортности,
удовлетворения. Педагогам дошкольного
учреждения необходимо составить перечень
привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков
и умений!) здорового образа жизни, которые
они гарантированно сумеют воспитать
у детей за время их пребывания в дошкольном
учреждении. При этом необходимо провести
анализ имеющихся привычек, как полезных,
так и вредных. И в первую очередь избавлять
детей от вредных. Система мер, которая
для этого будет избрана, должна согласовываться
с родителями каждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания
в дошкольном учреждении, предполагающую
обеспечение необходимых условий для
приобретения детьми навыков здорового
образа жизни, мы должны учитывать эффект
задержанной обратной связи. Его суть
заключается в том, что люди предпочитают
не обременять себя работой над собственным
здоровьем, поскольку результат от затраченных
усилий может быть не сразу заметен и очевиден.
Занятия физкультурой, закаливание приносят
ощутимый эффект далеко не сразу, чаще
через месяцы и даже годы. Люди, а тем более
дети, этого не понимают, и зачастую им
этого не объясняют. Не получив быстрых
результатов от полезных для своего здоровья
действий, дети теряют к ним интерес и
выполняют их механически (так надо), а
если появляется возможность, то попросту
увиливают. Эффект задержанной обратной
связи — одна из главных причин негигиенического
поведения детей и взрослых, пренебрежения
ими правилами здорового образа жизни.
Мы должны учитывать специфику этого эффекта
при организации оздоровительной работы
и позаботиться о том, чтобы самим не попасть
в эту ловушку.
В программе, формирующей у детей привычки
здорового образа жизни, должен быть учтен
лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном
учреждении в буквальном смысле должна
быть введена мода на здоровье среди родителей
и сотрудников. Лучший их опыт должен стать
достоянием коллектива родителей и педагогов.
И в этом смысле не столь важны предлагаемые
технологии оздоровления, сколько методы
и средства быстрого приобретения привычек
здорового образа жизни. От привычки к
потребности — от потребности к здоровому
образу жизни — таким должен быть алгоритм
деятельности дошкольного образовательного
учреждения.
Третьим условием формирования у детей
потребности в здоровом образе жизни является
овладение системой понятий о своем организме,
здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье
и здоровом образе жизни у ребенка
формируется также на основе представлений
о самом себе, своих физических
и личностных возможностях, о том,
что для здоровья вредно, а что
полезно. Например, вредно не чистить
зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Эти знания дети приобретают на специальных
занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье
представляет собой целостный интегрированный
курс с другими образовательными областями.
Этот курс, несмотря на то, что некоторая
часть его содержания совпадает с содержанием
широко распространенного в системе дошкольного
образования России курса ОБЖ, имеет ряд
существенных отличий, в том числе и по
методике организации занятий.
Во-первых, этот курс легко интегрируется
в другие образовательные курсы, что позволяет
"укладываться" в отведенное для
занятий время и не перегружать детей.
Во-вторых, методика организации занятий
нацеливает педагога на то, чтобы дети
в полной мере были субъектами образовательного
процесса, дети должны сами сформулировать
соответствующие выводы, подобно .герою
из произведения В.Маяковского: "...и
сказала кроха — буду делать хорошо, а
не буду плохо".
В-третьих, на этих занятиях дети должны
осваивать практику самомониторинга здоровья.
В-четвертых, содержание занятий должно
в полной мере соответствовать практике
физкультурно-оздоровительной работы,
проводимой в дошкольном учреждении.
Становясь активными участниками образовательного
процесса, ощущая его органичную связь
с тем, что требуют от них в плане ухода
за своим телом взрослые, дети полнее осознают
связь между состоянием своего организма
и их собственной заботой о нем.
Четвертым условием формирования позиции
созидателя своего здоровья является
реализация принципа резонанса при организации
физического воспитания детей. Сущность
его заключается в создании взрослыми
бесчисленных ситуаций для бесконечного
проявления детьми своих растущих физических
возможностей.
Адекватно оценивая актуальные возможности,
видя перспективы их роста, ребенок начинает
выстраивать образ себя "будущего".
Мало того, он начинает любить этот образ
и стремится к достижению этого идеала.
Отсюда следует, что взрослые должны иметь
представления об "идеалах" детей
и помогать в их актуализации. Они должны
уметь "организовать" успех каждому
ребенку. Чувствуя поддержку, видя свои
растущие возможности, ребенок стремится
к новым физическим и личностным достижениям
или, говоря психологическим языком, встает
на путь саморазвития и самовоспитания.
Управление ребенком в этом случае начинает
уступать место самоуправлению.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у детей