Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение формирования здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Для полноценной реализации поставленной цели поставлены задачи:
1 - характеризовать поведенческие отклонения подростков, употребляющих психоактивные вещества;
2 - описать концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления подростками психоактивных веществ;
3 - раскрыть сущность здорового образа жизни и альтернативные стратегии поведения подростков;
4 - исследовать ориентации подростков на здоровый жизненный стиль;
5 - проанализировать развитие у подростков мотиваций, побуждающих на здоровый образ жизни;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, как объект изучения и профилактики
1.1. Характеристика поведенческих отклонений подростков, употребляющих психоактивные вещества...……………………………..10
1.2. Концептуальные подходы к организации и содержанию профилактики употребления психоактивных веществ подростками……………………………………..………………………….16
Глава 2. Здоровый образ жизни как основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ
2.1. Здоровый образ жизни: понятие, сущность и альтернативная стратегия поведения подростков……………………..……………………29
2.2. Эмпирическое исследование ориентации подростков на здоровый жизненный стиль………………………………………...………………….36
Глава 3. Анализ объективных и субъективных факторов формирования здорового образа жизни подростков
3.1. Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый
образ жизни в системе образования……...………...……………………….47
3.2. Отечественный и зарубежный опыт превентивной деятельности по решению проблемы употребления психоактивных веществ подростков……………………………………………………..…………….55
Заключение………………………………………………………..…………….66
Литература………………

Файлы: 1 файл

диплом новый.doc

— 710.00 Кб (Скачать)

     В 2002-2003 годах Женской Палатой Республики Коми был реализован проект, рассчитанный на год «Молодежь говорит наркотикам – Нет!»[59]. Главной целью проекта стала реализация в вузах города Сыктывкара проектов по профилактике наркомании силами самих студентов – социальных менеджеров. При финансовой поддержке глобальной инициативы – проекта Управления организации объединенных наций по  контролю за наркотиками и преступностью и Всемирной Организации Здравоохранения был реализован ряд мероприятий. Среди них: организация учебы для студентов вузов города Сыктывкар в Школе социальных менеджеров, которые в конце обучения представляли на защиту собственные социальные проекты по борьбе с наркоманией. Лучшие проекты получили финансовую поддержку и нашли практическое  применение. Был проведен конкурс «Лучший сценарий видеоролика» и «Лучший эскиз рекламного стенда» Стенды победителей были размещены на зданиях города Сыктывкара, преимущественно на стенах учебных заведений.
Лучшие сценарии видеороликов местное телевидение показывает  в эфире. Среди студентов трех вузов города (Сыктывкарский государственный университет, лесной институт, Коми государственный педагогический институт) был проведен анкетный опрос по проблеме наркомании, результаты которого дали общую картину состояния данной проблемы в городе, что имело важность.

     Зарубежный опыт организации профилактической работы по употреблению психоактивных веществ как на государственном уровне, так и на уровне непосредственно образовательных учреждений имеет более длительную историю чем в нашей стране. Профилактика употребления психоактивных веществ в США начиная с 70-х годов ХХ века рассматривается как система мер, направленных на стабилизацию наркомании в обществе и снижение случаев наркотизации[60]. При этом особое внимание уделяется созданию, совершенствованию и оценке эффективности профилактических программ. Любая программа прямо или косвенно влияющая на снижение факторов риска наркотизации подростков и повышающая действие защитных факторов, считается профилактической.

     Американские специалисты при построении профилактических программ основываются на следующих принципах: профилактические программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению «факторов риска»; профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и летучих наркотических веществ.[61] Профилактические программы должны включать: обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях наркогенного   давления со стороны сверстников и др.; меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков; обучение специальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению, эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).

      В профилактической работе предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (например – моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно образовательным методам. Профилактические программы должны включать модули для родителей или лиц их заменяющих, соответствующие тематике программ для подростков (например, содержащие информацию о наркотиках и неблагоприятных эффектах употребления психоактивных веществ), что создает возможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещенных законом препаратам и способствует выработке честной политике в отношении их использования в самих семьях. Профилактические программы должны быть долгосрочными и не ограничиваться рамками школьного обучения, но предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта (например, работа в начальной школе должна продолжаться последовательно повторяющимися модулями, помогающими критическому периоду перехода от средних в старшие классам). Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на подростков. Широкомасштабные программы нуждаются в мероприятиях по усилению     общественного мнения, направленного против использования психоактивных веществ во всех областях профилактической работы, включая семейную, школьную и общественную. Школы предоставляют удобную возможность охватить всех подростков и могут служить базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск возникновения злоупотребления психоактивными веществами, таких как подростки с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе, или таких у кого существует вероятность изоляции от социально позитивной среды. Профилактические программы должны быть адаптированы к специфическим проблемам злоупотребления психоактивными веществами в данном регионе (на уровне областей, районов, городов, поселков и т.п., в мегаполисах необходимо учитывать особенности отдельных городских районов).[62] Чем выше уровень наркотизации среди населения, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться.

        Во многих странах неправительственным организациям отводится главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления наркотическими веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антинаркотические программы. Они доказали свою эффективность в начальных классах и среди подростков. Представляется целесообразным более подробно рассмотреть опыт первичной антинаркотической профилактики в различных странах.[63] Например, в Шри-Ланке председатель Национального совета по контролю за опасными наркотическими веществами профессор медицины Дайяна Самасинх, обобщая большой и успешный опыт антинаркотической работы в своей стране, пишет: "Мероприятия, осуществляемые с целью предупреждения проблем наркотиков, зачастую весьма надоедливы, неуместны и непрактичны, а потому неэффективны. Надоедливые подходы в основном направлены на то, чтобы предупредить подростков о возможной опасности, вреде и зле, причиненном наркотиками, а также дать рекомендации быть примерными мальчиками и девочками. Но подросток охотнее откликается на те подходы, которые предлагают его участие и активную роль.

      Вследствие неэффективности всяческих лекций и предостережений акцент сместился на обеспечение "позитивных альтернатив", включая возможности для лидерства, занятия спортом и другие виды деятельности. Но предоставление подросткам возможностей для отдыха или повышения собственного имиджа не всегда может снизить их интерес к наркотикам или желание поэкспериментировать. К примеру, известно, что многие люди начали употреблять алкоголь или наркотики по праздничным случаям, а интерес подростков к наркотикам могут подогреть вечеринки".[64] Более эффективными оказались комплексные программы, способствующие становлению здорового образа жизни, устранению романтического ореола вокруг наркотиков. Успех профилактической работы достигается в том случае, когда подросток начинает относиться к употреблению наркотиков как к скучному и бездарному занятию и когда даже закоренелые наркоманы осознают, что они погрязли в однообразной и ограниченной рутине и потому почти неспособны наслаждаться реальной жизнью.

      В Польше действует подростковое движение по борьбе с наркоманией - "Монар" со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип - "отдай себя другим". "Монар" проводит огромную работу против наркомании, алкоголизма, СПИДа. Актив – школьники-подростки и студенты. "Монар" финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике подростковой наркомании.   В Польше уже много лет ведутся занятия с подростками по игровой программе "Спасибо, нет!". "Альтернатива - в вовлечении подростков в игры, которые развивают независимость и ответственность. Ребята должны научиться ограничивать сами себя. Пропагандистские мероприятия заменяются в настоящей программе активным действием и сопереживанием. Аналогичные программы, основанные на устрашении подростка возможностью ухудшения здоровья, не дали да и не могли дать устойчивых положительных результатов". Цель программы - помочь подросткам  безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников да и взрослых к употреблению наркотиков. 

      Таким образом, в отечественной практике действуют такие организации как: «Азария», «Живая педагогика», «УОСС», «Матери против наркотиков» в которых наработан опыт по борьбе с проблемой употребления психоактивных веществ, который носит выраженный профилактический характер и направлен, в основном, на социальную группу подростков. При этом мероприятия осуществляют как взрослые, так и сами молодые подростки. Проблема употребления психоактивных веществ подростков тревожит общество, именно поэтому, подростки объединяются вместе, чтобы стараться эффективно решать проблемы, как профилактики употребления психоактивных веществ, так и организовывать помощь их семьям. Рассмотрение зарубежного опыта работы с подростками употребляющими психоактивные вещества даёт возможность использовать полезные, положительные уроки на основе американского, польского, индийского опытов работы, побуждает отечественных специалистов различных областей к активным действиям, применительно к нашей стране можно использовать опыт Польши и Америки. Ведь именно от активности каждого члена общества зависит конкретный результат решения проблемы употребления подростками психоактивных веществ и формирование альтернативной стратегии поведения – здорового образа жизни.  Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый образ жизни является приоритетным направлением. Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Следовательно, многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности, уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную угрозу генофонду нации, нашему будущему. Главное вести - здоровый образ жизни всему обществу, тогда и подросткам будет на кого равняться и развивать побуждающие мотивации на здоровый образ жизни, к ним относятся: занятие спортом, различные досуговые мероприятия, проведение тренингов личностного роста, всевозможные мероприятия по развитию и воспитанию привития навыков к здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            На основе проведенного дипломного исследования, можно сделать ряд выводов: Употребление психоактивных веществ - это проблема, имеющая глубинный и многосторонний характер и затрагивающая различные аспекты жизни общества: социальный, медицинский, психолого-педагогический, социокультурный и другие. По данным опроса, проведенного в 2009 году Международной Ассоциацией по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в регионах России, 87 % учащихся девятых классов (подростки 14-15 лет) употребляли психоактивные вещества с той или иной частотой. По данным Коми республиканского наркологического диспансера количество наркобольных в регионе в расчете на 100 тысяч населения составляет 117,5 человек. Правоохранительными органами республики в 2010 году по сравнению с 2009 годом зарегистрировано преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 11,1%,   в поведении подростков проявляются отклонения: неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию – основные факторы для первых проб психоактивных веществ и токсических веществ, подвергаются риску столкновения с многочисленными проблемами, связанными с неспешностью социализации, снижением адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, ухудшением  показателей их психического и физического здоровья, нарушениям социальных связей с семьей, друзьями, сверстниками, учебной средой.

        Анализ концептуальных подходов к организации и содержанию профилактики психоактивных веществ позволяет выделить подходы такие как: запретительный и информационный. Внедрение основных направлений Концепции профилактики психоактивных веществ должно привести к общему снижению спроса на психоактивные вещества и числа лиц, зависимых, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания». Анализ концептуальных подходов к организации и содержанию профилактики психоактивных веществ показал, что подростки это одна из социальных групп, которая употребляет психоактивные вещества и поведенческие отклонения употребляющих психоактивные вещества вызывают необходимость изучения формирования здорового образа жизни у подростков и профилактику употребления психоактивных веществ. Следовательно, в рамках проблемы употребления психоактивных веществ нужно разрабатывать новые более эффективные методы профилактики употребления психоактивных веществ  и упор должен быть направлен на формировании здорового образа жизни, но не путем пропаганды и формальности мероприятий, а на предложении более интересным  способам проведения свободного времени, отвечающим времени и интересам подростков.

       Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа; инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль; личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада. Успеха можно достичь только при условии партнерского взаимодействия, объединив усилия медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников, родителей  и  самих подростков. Следовательно, это осознанная необходимость формирования здорового образа жизни у подростков.

       Эмпирическое исследование четко позволило определить,  здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанную на выполнении норм здоровья – это альтернативная употреблению психоактивных веществ стратегия поведении, правил и требовании личной и общей гигиены. Сложившаяся система образования не достаточно полно способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе информация о здоровом образе жизни часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у подростков положительные реакции. Взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил. Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

      Развитие у подростков побуждающих мотиваций на здоровый образ жизни является приоритетным направлением. Вступая в контакт с подростком, педагог должен учитывать его возраст, психику, индивидуальные способности и интересы, взаимоотношения с родителями, старшими и товарищами. Чем больше нравственный опыт подростка, тем строже нужно относиться к нему. Нравственная деятельность преподавателя при этом направлена на просвещение подростков, организацию их жизненного опыта и нравственного самовоспитания, стимуляцию положительных и торможение отрицательных поступков. Именно этим целям служат средства и методы нравственного воспитания подростков. Следовательно, многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности, уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную угрозу генофонду нации, нашему будущему. Главное вести - здоровый образ жизни всему обществу, тогда и подросткам будет на кого равняться и развивать побуждающие мотивации на здоровый образ жизни, к ним относятся: занятие спортом, различные досуговые мероприятия, проведение тренингов личностного роста, всевозможные мероприятия по развитию и воспитанию привития навыков к здоровому образу жизни.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни как направление в системе профилактики употребления подростками психоактивных веществ