Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:15, контрольная работа
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят превосходство техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились.
Введение………………………………………………………………3
Взаимодействие человека и организации………………………..4
Модели взаимодействия человека и организационного окружения…………………………………………………….4
Конфликты в организации…………………………………...8
Мотивация, как элемент корпоративной культуры……….13
Формирование корпоративной культуры……………………….16
Общие понятия………………………………………………16
Теоретические аспекты организационной культуры……...19
Влияние внутренних и внешних факторов на формирование корпоративной культуры …………………………………...23
Западная корпоративная культура: сходства и различия….28
Заключение……………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………...36
Содержание
Стр.
Введение………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………...36
Основой
любой организации и ее главным
богатством являются люди. Было время,
когда считалось, что машина, автомат
или робот вытеснят человека из большинства
организаций и окончательно утвердят
превосходство техники над работником.
Однако хотя машина и стала полновластным
хозяином во многих технологических и
управленческих процессах, хотя она и
вытеснила человека частично или даже
полностью из отдельных подразделений
организаций, роль и значение человека
в организации не только не упали, но и
увеличились. При этом человек стал не
только самым ценным «ресурсом» организации,
но и самым дорогостоящим. Многие организации,
желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности,
говорят не о размере их производственных
мощностей, объеме производства или продаж,
финансовом потенциале и т.п., а о числе
работников в организации и их профессионализме.
Хорошая организация стремится максимально
эффективно использовать потенциал своих
работников, создавая все условия для
наиболее полной отдачи сотрудников на
работе и для интенсивного развития их
потенциала. Для того чтобы люди хотели
отдавать все свои силы и знания на благо
родного предприятия, необходимо особая
внутренняя атмосфера, общая идея компании.
А воплощается эта идея в корпоративной
(организационной) культуре. Ее нельзя
ни внедрить, ни занять, она должна быть
сформирована и этот процесс формирования
не так уж прост. Прежде, чем перейти рассмотрению
этого вопроса, расскажем о важных составляющий
организационной жизни: моделях взаимодействия
внутри организации, конфликтах и мотивации.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1.
С позиции взаимодействия
2.
С позиции организации,
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Рис.
1.1. Модель включения
человека в организационное
окружение
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид:
Ответ организации
Запросы на запросы
среды
Рис.
1.2. Модель включения
человека в организационное
окружение с позиций
организации
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик того окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
Основанием для типологии конфликтов выступают: цели участников конфликта, соответствие их действий существующим нормам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей. Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие. Выделяются также конфликты деструктивно-ситуативные (его участники стремятся к личной выгоде) и деструктивно-тотальные (в которых участники добиваются престижа или власти). И в том и в другом случае стремления участников противоречат общим интересам коллектива, поскольку они добиваются своих целей средствами, не одобряемыми в обществе.
Горизонтальный конфликт
Первым в классификации по
уровням идет горизонтальный
конфликт: "равный против равного".
Типичные горизонтальные
В системе “равный-равный”
1. Распределение задач и
2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки.
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему "равный-равный", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Изменение отношений