Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:07, дипломная работа
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья младших подростков.
Цель исследования – разработать научное обоснование процесса формирования основ культуры здоровья младших подростков.
Введение..………………………..…………………………...…………….3
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков
1.1. Сущность понятия «культура здоровья»………………………………………7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья младших подростков….............................................................................................................26
Выводы по главе I……………………………………………………………………
Глава 2 Процесс формирования культуры здоровья младших подростков
2.1. Диагностика сформированности культуры здоровья младших подростков……………………………………………………………………..……
2.2. Формы и методы формирования культуры здоровья в младшем подростковом возрасте…………………………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..…………………………………….
Список литературы……………
с
т
в
е
н
н
о
г
о
п
р
е
д
м
е
т
н
о
г
о
м
и
р
а
и
м
и
р
а
е
г
о
о
б
щ
е
с
т
в
е
н
н
ы
х
о
т
н
о
ш
е
н
и
й
»
[18
;
С
.
129
]
.
Р
а
с
с
м
а
т
р
и
в
а
я
с
у
щ
н
о
с
т
ь
к
у
л
ь
т
у
р
ы,
н
е
о
б
х
о
д
и
м
о
п
о
м
н
и
т
ь
,
ч
т
о
о
н
а
н
е
т
о
л
ь
к
о
с
о
з
д
а
е
т
с
я
л
ю
д
ь
м
и
,
н
о
и
с
о
з
д
а
е
т
с
я
р
а
д
и
л
ю
д
е
й
,
ч
т
о
ч
е
л
о
в
е
к
п
р
и
с
у
т
с
т
в
у
е
т
в
н
е
й
к
а
к
т
в
о
р
е
ц
и
к
а
к
е
е
г
л
а
в
н
ы
й
п
р
о
д
у
к
т
.
К
у
л
ь
т
у
р
а
и
ч
е
л
о
в
е
к
–
п
о
н
я
т
и
я
н
е
р
а
з
р
ы
в
н
ы
е
.
К
у
л
ь
т
у
р
а
в
ы
р
а
ж
а
е
т
м
е
р
у
о
с
о
з
н
а
н
и
я
и
о
в
л
а
д
е
н
и
я
ч
е
л
о
в
е
к
о
м
с
в
о
и
м
и
о
т
н
о
ш
е
н
и
я
м
и
к
с
а
м
о
м
у
с
е
б
е,
к
о
б
щ
е
с
т
в
у,
к
п
р
и
р
о
д
е
,
с
т
е
п
е
н
ь
и
у
р
о
в
е
н
ь
с
а
м
о
р
е
г
у
л
я
ц
и
и
е
г
о
с
у
щ
н
о
с
т
н
ы
х
п
о
т
е
н
ц
и
й.
К
у
л
ь
т
у
р
а
е
с
т
ь
о
с
о
б
ы
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
н
ы
й
с
п
о
с
о
б
о
с
в
о
е
н
и
я,
ч
е
л
о
в
е
к
о
м
м
и
р
а,
в
к
л
ю
ч
а
я
к
а
к
в
н
е
ш
н
и
й
м
и
р
–
п
р
и
р
о
д
у
и
о
б
щ
е
с
т
в
о,
т
а
к
и
в
н
у
т
р
е
н
н
и
й
м
и
р
с
а
м
о
г
о
ч
е
л
о
в
е
к
а
в
с
м
ы
с
л
е
е
г
о
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
я
и
р
а
з
в
и
т
и
я
[40
;
С
.
15
]
.
С
о
з
д
а
в
а
я
м
и
р
в
е
щ
е
й
,
п
р
е
д
м
е
т
н
е
е
б
о
г
а
т
с
т
в
о
о
б
щ
е
с
т
в
а
ч
е
л
о
в
е
к
ф
о
р
м
и
р
у
е
т
,
с
о
з
д
а
е
т
с
а
м
о
г
о
с
е
б
я,
с
о
в
е
р
ш
е
н
с
т
в
у
е
т
с
в
о
и
с
и
л
ы
и
с
п
о
с
о
б
н
о
с
т
и
,
р
а
с
ш
и
р
я
е
т
р
а
м
к
и
с
в
о
е
г
о
о
б
щ
е
н
и
я
,
п
о
р
о
ж
д
а
е
т
н
о
в
ы
е
п
о
т
р
е
б
н
о
с
т
и
и
с
р
е
д
с
т
в
а
и
х
у
д
о
в
л
е
т
в
о
р
е
н
и
я.
И
н
ы
м
и
с
л
о
в
а
м
и
ч
е
л
о
в
е
к
я
в
л
я
е
т
с
я
с
у
б
ъ
е
к
т
о
м
и
о
д
н
о
в
р
е
м
е
н
н
о
г
л
а
в
н
ы
м
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
о
м
с
в
о
е
й
с
о
б
с
т
в
е
н
н
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и,
с
а
м
о
и
з
м
е
н
я
ю
щ
и
м
с
я,
с
а
м
о
р
а
з
в
и
в
а
ю
щ
и
м
с
я
с
у
щ
е
с
т
в
о
м
.
Б
е
з
у
ч
е
т
а
э
т
о
й
о
б
ъ
е
к
т
и
в
н
о
й
л
о
г
и
к
и
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
н
е
л
ь
з
я
п
о
н
я
т
ь
и
с
у
щ
н
о
с
т
ь
к
у
л
ь
т
у
р
ы
.
К
у
л
ь
т
у
р
у
с
э
т
о
й
т
о
ч
к
и
з
р
е
н
и
я
м
о
ж
н
о
о
п
р
е
д
е
л
и
т
ь
к
а
к
с
а
м
о
с
о
з
и
д
а
н
и
е
,
с
а
м
о
п
р
о
и
з
в
о
д
с
т
в
о
ч
е
л
о
в
е
к
а
в
к
о
н
к
р
е
т
н
ы
х
ф
о
р
м
а
х
е
г
о
о
б
щ
е
с
т
в
е
н
н
о
–
п
р
е
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
[
24
]
.
Т
а
к
и
м
о
б
р
а
з
о
м
,
п
о
д
к
у
л
ь
т
у
р
о
й
б
о
л
е
е
к
о
н
к
р
е
т
н
о
п
о
н
и
м
а
е
т
с
я
о
с
о
б
о
г
о
р
о
д
а
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
–
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
к
с
а
м
о
м
у
с
е
б
е,
с
в
о
й
с
т
в
е
н
н
о
е
т
о
л
ь
к
о
ч
е
л
о
в
е
к
у.
К
у
л
ь
т
у
р
а
н
е
т
о
л
ь
к
о
с
у
м
м
а
з
н
а
н
и
й,
э
т
о
п
о
в
е
д
е
н
и
е
и
с
у
м
м
а
н
р
а
в
с
т
в
е
н
н
ы
х
н
а
ч
а
л
[
6;
С
.
62
]
.
И
с
х
о
д
я
и
з
в
ы
ш
е
с
к
а
з
а
н
н
о
г
о
м
о
ж
н
о
с
к
а
з
а
т
ь
,
ч
т
о
«
к
у
л
ь
т
у
р
а
е
с
т
ь
у
н
и
в
е
р
с
а
л
ь
н
ы
й
с
п
о
с
о
б
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
ч
е
л
о
в
е
к
а
п
о
о
с
в
о
е
н
и
ю
м
и
р
а
и
в
ы
я
в
л
е
н
и
ю
с
в
о
е
й
в
н
у
т
р
е
н
н
е
й
с
у
щ
н
о
с
т
и
и
в
к
а
ч
е
с
т
в
е
и
т
о
г
а
,
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
а
э
т
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
к
у
л
ь
т
у
р
а
в
ы
с
т
у
п
а
е
т
к
а
к
с
о
в
о
к
у
п
н
о
с
т
ь
с
о
з
д
а
н
н
ы
х
и
н
а
к
о
п
л
е
н
н
ы
х
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
т
в
о
м
к
у
л
ь
т
у
р
н
ы
х
б
о
г
а
т
с
т
в,
к
а
к
о
с
о
б
о
г
о
р
о
д
а
к
у
л
ь
т
у
р
н
а
я
р
е
а
л
ь
н
о
с
т
ь,
с
л
у
ж
а
щ
а
я
о
д
н
и
м
и
з
г
л
а
в
н
ы
х
о
с
н
о
в
а
н
и
й
в
с
е
й
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
й
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
и
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о
б
ы
т
и
я
»
[40
;
С
.
19
]
.
П
о
м
н
е
н
и
ю
С
е
м
е
н
о
в
а
В
.
С
.
«
в
к
у
л
ь
т
у
р
е
ч
е
л
о
в
е
к
и
м
е
е
т
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
ь
,
в
о-
п
е
р
в
ы
х,
п
р
о
я
в
и
т
ь
и
р
а
с
к
р
ы
т
ь
с
в
о
ю
в
н
у
т
р
е
н
н
ю
ю
с
у
щ
н
о
с
т
ь
и
,
в
о
–
в
т
о
р
ы
х,
в
ы
р
а
з
и
т
ь
е
е
в
о
в
с
е
й
ц
е
л
о
с
т
н
о
с
т
и
и
у
н
и
в
е
р
с
а
л
ь
н
о
с
т
и
.
С
у
щ
е
с
т
в
о
р
а
з
в
и
т
и
я
ч
е
л
о
в
е
к
а
в
к
у
л
ь
т
у
р
е
к
а
к
о
д
н
о
м
и
з
г
л
а
в
н
ы
х
с
п
о
с
о
б
о
в
р
а
с
к
р
ы
т
и
я
в
с
е
х
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
и
х
с
и
л
п
р
о
я
в
л
я
е
т
с
я
в
т
р
е
х
о
с
н
о
в
н
ы
х
ф
о
р
м
а
х:
В культурной, культуросозидающей деятельности;
Все эти три главные формы развития человека в культуре глубоко взаимосвязаны, и во всех них проявляется качество, уровень культуры человека» [40; С. 22].
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что каждый из этих подходов имеет свою ценность, но в рамках нашего исследования особенно важен личностный подход, определяющий человеку роль духовного субъекта культуры.
В качестве составных частей культуры общества выделяют экономическую, политическую, экологическую, физическую. В последние годы одним из видов культуры стали выделять культуру здоровья [14; 32; 42].
Выделение культуры здоровья как особого феномена обусловлено осознанием того, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни.
Что же такое здоровье? Формирование определения этого понятия производилось неоднократно М. Я. Мудровым, С. П. Боткиным, И. В. Давыдовским, В. П. Казначеевым, И. И. Брехманом, И. Н. Смирновым, Н. М. Амосовым и др. В настоящее время насчитывают от 80 до 300 определений здоровья. По мнению Т. В. Карасевой, определить понятие «здоровье» так же сложно, как ответить на вопрос: «Что такое счастье, любовь, радость?». Эта сложность объясняется, с одной стороны, многоаспектностью и противоречивостью самого феномена человека, многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей; с другой стороны, отличием исследовательских установок авторов.
В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения». В тоже время живой организм – это система неравновесия и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие – либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.
Р.
М. Баевский определяет здоровье как
возможность организма
И. И. Брехман, основатель валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [5].
По мнению В. П. Казначеева, здоровье индивида – это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [16; С. 32].
Н. М. Амосов определил здоровье как максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций [1; С. 10].
В настоящее время существуют различные классификации, выделяющие компоненты (виды) в понятии «здоровье». Артюнина Г. Г. И Игнатькова С. А. [1; С. 9] выделяют несколько компонентов в понятии «здоровье»:
Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
Второй уровень – психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально – волевой и мотивационно – потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – это комплекс эмоционально – волевых и мотивационно – потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «в здоровом теле – здоровый дух».
Третий уровень – социальное здоровье связанно с влиянием на личность других людей, общество в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – это мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе и отражается социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает человека своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удовлетворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмоций, он может стать источником различных заболеваний. К характеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творчество, познание нового, неповторяемость. Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к отдыху – является стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью.
По другой классификации выделяют четыре компонента в понятии «здоровье» [35; С. 8]:
На основании предложенных классификаций и в результате внесенных поправок мы предлагаем выделить три аспекта здоровья: физический, психический; нравственный или духовный. Духовному здоровью можно дать следующее определение – это определенный резерв внутренних сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
Таким образом, рабочим определением здоровья мы избрали следующее: здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [29; С. 29].
От чего же зависит здоровье человека? Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20 % зависят от наследственных факторов, 20 % - от внешнесредовых условий, то есть в конечном итоге от экологии, 10 % - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50 %? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [35; С. 9].
Анализ литературных источников показывает, что категория «образ жизни» является на сегодня еще недостаточно разработанной, о чем свидетельствует отсутствие единой трактовки данного понятия.
В переводе с латинского «modus vivendi» - образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Более подробное определение приводит В. В. Колбанов: «Образ жизни – это устойчивая, долговременная система отношений человека с природой и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества» [1; С. 213].
В. Ж. Келле и М. Я. Ковальзон отмечают, что образ жизни есть присвоение окружающего мира индивидом, есть «способ реализации возможностей, предоставляемых ему, форма его проявления в индивидуальной жизнедеятельности человека. Поэтому можно сказать, что понятие «образ жизни» характеризует способ проявления социального в индивидуальном, и, следовательно, при анализе перехода от социального к индивидуальному оно приобретает категориальный статус» [26, С. 194]. Специфика категории «образа жизни», по мнению авторов, «выражает форму, способ активного присвоения индивидом общественных условий его жизни» [26, С. 193].
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни [1; С. 214].
Уровень жизни – это количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Понятие «уровень жизни» также включает в себя и культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени.
Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Качество жизни – это степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ).
Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности. Это существенный признак индивидуальности, проявление относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни (В. В. Колбанов).
Субъектом образа жизни выступает отдельная личность, социальная группа, общество в целом.
Для нас понятие «субъект образа жизни» соотносится в первую очередь с понятием «личность».
Изучение образа жизни личности, с одной стороны, дает информацию о системе отношений в обществе, а с другой – свидетельствует о самих людях, о том, как и чем, они живут, дает возможность проанализировать примеры и формы жизненной активности.
Если различные формы и проявления индивидуальной и общественной активности образуют комплексное представление об образе жизни, то понятие «здоровый образ жизни» выражает деятельность по оздоровлению условий жизни – труда, учебы, отдыха. Здоровый образ жизни, с одной стороны, это формы образа жизни, с другой – условие, способствующее реализации развития иных форм и проявлений образа жизни.
С научной же точки зрения общепринятого определения ЗОЖ не выработано. Ю. П. Лисицын определяет его как деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
По
мнению Л. И. Алешина: «здоровый образ
жизни – это система
От сюда следует, что процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся будет эффективнее при формировании у них здорового образа жизни на основе ценностно – мотивационных установок на здоровье. При этом формировании правильного и осознанного отношения к своему здоровью должно стать показателем общей культуры человека [48; С. 25].
Понимание здорового образа жизни всецело зависит от реального участия субъекта в культуротворчестве. Вне учета культуротворчества не возможно адекватно представить, как происходит преобразование природного в социальное, которое созидает социально – природную гармонию, характерную для человеческого здоровья.
В настоящее время существует несколько определений понятия «культура здоровья», или «валеологической культуры». Так, Т. А. Берсеньева, В. В. Колбанов понимают под культурой здоровья «динамический стереотип поведения, способствующий здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей» [19; С. 13].
На наш взгляд такой подход обедняет значение присвоения человеком знаний о здоровье в результате саморефлексии.
А. М. Митяева трактует культуру здоровья как индивидуальное и социальное качество человека, отражающее характер заинтересованного личного отношения к ЗОЖ и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно – практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья, как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности [32].
Л. Г. Татарникова считает, что культура здоровья – это присвоение на личностном уровне концепций здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни, сформированной на основе полученных знаний. Определение довольно интересное, но слишком абстрактное [42].
Более конкретную дефиницию предлагает И. Ю. Глинянова, которая под культурой здоровья понимает «обширные валеологические познания, глубокую заинтересованность в деятельности направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие своих потенциальных способностей и возможностей, на развитие навыков ведения здорового образа жизни» [14]. Однако культура здоровья представляет собой не только знания и умения, это сложное личностное качество [17; 27].
Проанализировав подходы к определению данного феномена, целесообразно, на наш взгляд, культуру здоровья определять как личностное качество, обеспечивающего формирование, сохранение и укрепление здоровья, благодаря знаниям и творческому осмыслению принципов здорового образа жизни, раскрытию своих потенциальных способностей и возможностей.
Компоненты культуры здоровья, используемые в нашем исследовании следующие:
1. Мотивационно-ценностный компонент отражает уровень развития потребностно-мотивационной сферы личности в отношении культуры здоровья и включает в себя следующие мотивы:
а) мотивы, связанные с сохранением своего здоровья;
б) когнитивные мотивы, связанные с потребностью получения и расширения валеологических знаний;
в) этические мотивы, связанные с ценностно-смысловым основанием деятельности, в числе которых ценность человеческой жизни, ценность здоровья, способность иметь собственное мнение и собственное суждение.
Под мотивом в теории деятельности (А. Н. Леонтьев) понимается материальный или идеальный только в мысленном плане предмет потребности. К мотивации же относят все то, что побуждает реально совершать активность, обобщенные или более конкретные жизненные цели, ради которых человек действует.
Таким
образом, данный компонент характеризует
уровень развития у младших подростков
мотивационного интереса к валеологическим
вопросам и валеологической
2. Когнитивный – это совокупность научных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья, а также данный компонент включает в себя валеологические знания и представления, изучение проблем здоровья и здорового образа жизни, раскрытия его потенциальных возможностей, знаний традиционных и нетрадиционных методов оздоровления организма человека. Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья. Кроме того , мы считаем необходимым наличие в этом компоненте не только совокупности знаний, но и опыта их применения на практике.
3. Деятельностно-практический компонент содержит систему валеологических навыков и умений, необходимых для организации и проведения процесса оздоровления организма, степень овладения практическими навыками и умениями по реализации резервных возможностей всех участников педагогического процесса и сохранение их здоровья.
Таблица 1.
Компоненты и методики диагностики культуры здоровья.
Компоненты культуры здоровья. | Методы диагностики. |
Мотивационно-ценностный |
|
Когнитивный |
|
Деятельностно-практический |
|
1.2 Особенности формирования культуры здоровья младших подростков.
Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями во внешнем облике и в физиологии ребенка. Изменения в анатомии и физиологии подростка столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и т.д. Перестройка организма подростка происходит по всем направлениям: он интенсивно растет, увеличивается масса тела и мышечная сила, развивается сердечнососудистая система. Подростковый возраст начало периода полового созревания. Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола.
В
ходе бурного роста и
Рост, вес и внешность являются серьезными источниками тревоги для подростков. Подростки могут проявлять обеспокоенность любыми отклонениями от идеала, слишком ранним или поздним созреванием. Многие подростки исключительно чувствительны к своему внешнему виду и часами рассматривают себя в зеркале. Обычно мальчики озабочены своим низким ростом и малой физической силой; девочек беспокоит, что они слишком полные или слишком высокие.
Задачи развития в подростковом возрасте формулируются относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи развития: 1) необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской или женской идентичности; 2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.
3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки, 2) постепенное вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее, 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов, 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
Социальная
ситуация развития представляет собой
переход от зависимого детства к
самостоятельной и
Ведущей
деятельностью подростка
1) Общение является для подростков очень
важным информационным каналом; 2) Общение
- специфический вид межличностных отношений,
он формирует у подростка навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права;
3) Общение
- специфический вид
Информация о работе Формирование культуры здоровья младших подростков