Формирование толерантных качест младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:47, реферат

Краткое описание

Проблема формирования толерантных качеств личности и толерантных отношений в обществе в последнее время встала настолько очевидно, что о ней заговорили на самом высоком государственном уровне. Но настолько же очевидно, что решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность ребёнка наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 41.50 Кб (Скачать)


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИИ

     Проблема формирования толерантных качеств личности и толерантных отношений в обществе в последнее время встала настолько очевидно, что о ней заговорили на самом высоком государственном уровне. Но настолько же очевидно, что решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность ребёнка наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.

     Для того чтобы ребёнок максимально безболезненно мог адаптироваться в основных социальных средах, его окружающих, необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, ребёнок должен формироваться в адекватном информационном поле. Это поле может поэтапно знакомить младшего школьника со всем многообразием социальной действительности, не приукрашивая и не принижая её, соответственно возрастным особенностям ребёнка. Это позволит избежать многих психологических потрясений и формирования ненужных страхов и комплексов у ребёнка. В этом смысле очень показательным является опыт скандинавских стран, где детей уже в младшем школьном возрасте водят на экскурсии в роддома и крематории.

     Во-вторых, младшего школьника необходимо обучать эффективным технологиям общения и умению ориентировать его в зависимости от ситуации и партнёра по коммуникации. Поскольку вхождение ребёнка в социум происходит прежде всего через коммуникационный процесс, то и наиболее эффективная адаптация характерна для детей, которых научили правильно общаться.

     В-третьих, очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы социально значимые личностные качества и компетентности, такие как позитивная самооценка и самоуважение, готовность отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результат, умение слушать и вести диалог, строить продуктивное сотрудничество, противостоять влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества и др.

     Поскольку процесс формирования отношений, в том числе и толерантных, является комплексным, вписанным в весь круг взаимодействий личности, то и результатом такого процесса может стать комплексный продукт, такой, например, как социальная адаптация. Кроме того, в самом понятии «толерантность» мы можем проследить качества, способствующие эффективной адаптации человека в обществе. В свою очередь, для определения социально адаптированной личности мы обязательно обратимся к её толерантным качествам.

     Определений толерантности существует множество, но все они обращаются к определённому набору свойств личности, позволяющему человеку терпимо, с пониманием, приятием воспринимать другого человека, непохожего по каким-либо значимым качествам: национальным, конфессиональным, культурным, языковым, возрастным, гендерным и другим, – и доброжелательно взаимодействовать с ним, невзирая на названные различия. Кроме того, как нам кажется, важным нужно считать сформированность у личности установки на желание понять и принять чужую непохожесть. А установки, сформированные в младшем школьном возрасте, прочнее закрепляются и становятся базовыми качествами личности.

     Всё вышесказанное подводит нас к тому, что формировать толерантные качества и отношения личности ребёнка в начальной школе необходимо, выстраивая целостную систему взаимоотношений и мероприятий. Нам видится три основных поля в образовательном учреждении, где может эффективно и целенаправленно идти формирование необходимых социальных, в том числе и толерантных, качеств, – это основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и внеурочная деятельность учащихся.

     Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе может происходить через подбор и конструирование заданий, а также постановку проблемных вопросов, в которых сделан акцент на формировании необходимых свойств личности. Например, на уроках физкультуры можно выбирать такие подвижные игры, в которых акцент делается не столько на соревновании и соперничестве, сколько на взаимозависимости и взаимопомощи. Или на уроках литературного чтения при анализе произведений, особенно из программы внеклассного чтения, формулировать вопросы и задания таким образом, чтобы в центре стояли проблемы толерантных отношений. При этом взаимоотношения персонажей произведений обязательно дополнять реальными примерами, которые могут приводить и сами учащиеся. На уроках русского языка творческие задания также можно давать по темам, заставляющим детей размышлять о других людях, о взаимоотношениях людей и т. д.

     Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности. То, как складываются отношения ребёнка в классе, во многом определяет его личностное развитие и социальную адаптацию. Поэтому, конечно, нельзя оставлять без внимания и влияния педагога процесс организации и развития классного коллектива. Во многом этот процесс повторяет основные этапы и особенности, характерные для всех коллективов, но коллектив младших школьников, имея руководителем педагога, более гибок и управляем, здесь в большей степени возможно влиять на формирование отношений учащихся друг к другу, что почти невозможно во взрослом коллективе. Этим ни в коей мере нельзя пренебрегать, нельзя не использовать такую благодатную почву, поскольку в дальнейшем классу, в котором были сформированы толерантные отношения, легче будет пройти адаптацию при переходе на основную ступень, да и преподавателям на следующих ступенях обучения будет проще находить точки взаимодействия с классом.

     Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему общеклассных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов, которые целенаправленно будут вести учащихся к развитию запланированных качеств личности. Этими формами логичнее всего выбирать формы игры и тренинга, поскольку они позволяют изначально правильно задать настрой на неформальное общение, в котором только и возможно формировать личностные качества и установки. Формат же урочного занятия для классного часа не даёт такой свободы проявления внутреннего мира ребёнка.

     Последнее поле, обозначенное в данной статье, это внеурочная деятельность учащихся, которой в стандартах нового поколения отводится заметная роль. Это, пожалуй, самое благодатное поле для выстраивания системы формирования социально значимых качеств и установок личности, а также толерантных отношений. Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой – предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся. Организация внеурочной деятельности может быть реализована через игровые, треннинговые, экскурсионные, проектные, трудовые и другие активные формы работы. При этом, используя именно игровые и треннинговые технологии, можно выстроить целостную программу формирования толерантности как базового качества личности ребёнка и развития толерантных отношений в классной группе. Остальные же формы организации внеурочной деятельности могут носить для такой программы вспомогательный характер, давая учащимся возможность проявить те новые качества, которые развились в процессе работы программы, в непосредственной совместной продуктивной или исследовательской деятельности.

     Таким образом, можно обобщить процесс формирования толерантных отношений и качеств личности младшего школьника в следующей таблице:

 

№№ п\п               Поле формирования толерантных отношений              Формы работы

1.              Урочное занятие               Подбор и конструирование заданий, направленных на формирование и развитие толерантных качеств личности

2.              Жизнь класса              Психологически точное распределение ролей и обязанностей в классе, проведение классных часов в форме игр и тренингов, выстроенных в систему формирования толерантных отношений между учащимися

3.              Внеурочная деятельность              Построение программы формирования толерантных отношений и качеств личности учащегося и взаимосвязь программы с другими формами внеучебной деятельности: туристической, кружковой, проектной, исследовательской и др.

 

 

     Представленная модель является в достаточной мере абстрактной, однако она демонстрирует, что проблема формирования толерантных отношений личности учащегося начальной школы должна решаться комплексно, охватывая все стороны его школьной жизни, и тогда можно будет надеяться на успешную социальную адаптацию ребёнка на последующих ступенях обучения и во внешкольном пространстве.



Информация о работе Формирование толерантных качест младших школьников