Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Организм человека», самодельные плакаты «Когда человек здоров» и «Когда человек болен».
Ход урока
Урок начинается с краткой вводной беседы (2—3 мин). Учитель просит учащихся вспомнить, что они узнали о здоровье человека в подготовительном и первом классах.
Представление о том, что дети будут изучать во 2-м классе, учащиеся получают, ознакомившись с разделом «Человек и его здоровье» в учебнике. Листая страницы учебника, ребята обращают внимание на условные обозначения, на содержание, названия разделов, тем, заглавия статей, рисунки. Возможны вопросы учителя:
— Что нового мы узнаем, изучая раздел «Человек и его здоровье»?
— Какие темы будут изучаться?
— Какие из них вам наиболее интересны?
На следующем этапе урока внимание детей привлекается к названию раздела. Можно провести и изготовить самодельные плакаты о здоровье. Класс делится на четыре группы.
Первая группа на доске или на большом листе бумаги готовит плакат «Когда человек здоров». Каждый из участников группы записывает 1—2 коротких предложения, как чувствует себя и что может сделать человек, если он здоров.
Вторая группа готовит плакат «Когда человек болен».
Участники третьей группы могут ответить на вопрос «Как я могу научиться быть здоровым?». Каждый из детей третьей группы на карточке пишет ответы, предвари^ тельно обсудив их в группах. Учитель просит прикрепить на доске или листе бумаги ответы таким образом, чтобы в столбике вверху были названы те люди, кто, по мнению детей, может наиболее эффективно научить их здоровью, затем те, кто влияет в меньшей мере, и т. д.
Четвертая группа может показать с помощью мимики, жестов, болен человек или здоров (когда он здоров, когда у него высокая температура, озноб, насморк, болит зуб, горло, голова, живот, колено и т. д.). Работу в группах необходимо провести в максимально сжатые сроки — 5—7 минут.
Итоги может подвести учитель, подчеркивая мысль, что о своем здоровье необходимо заботиться самим, а чтобы это делать правильно, нужно знать свой организм.
Учащиеся читают вслух статью «Организм человека» по логически законченным частям. После прочтения каждой части ученики отвечают на вопросы:
— Что необходимо человеку для жизни? Что объединяет человека и растения? Что у человека общего с другими животными? Из чего состоит организм человека? Рассмотрите рисунок (таблицу). Какие органы вам известны? Покажите. Какую работу выполняет сердце? Легкие? Головной мозг? Другие органы? Как действуют все органы в организме человека? Для чего необходимо знать свой организм?
Статью «Клетка» дети могут прочитать самостоятельно, ответить на вопросы и выполнить задания: что вы узнали о клетке? Рассмотрите рисунок. Назовите клетки. Покажите их на рисунке. Прочитайте описание нервной клетки, мышечной клетки, клетки кожи. Докажите, что клетка — живой организм.
Учитель сообщает, какие виды работ будут проводиться в тетради, о ведении дневника здоровья Можно записать в словарик термины: «организм», «орган», «клетка».
Закрепление пройденного материала проводится по вопросам и заданиям в конце главы.
В качестве домашнего задания предлагается подготовить устное сообщение «Организм человека», а также оформить тетрадь. Для этого надо придумать и написать ее название — «Дневник здоровья», «Расту здоровым», «Мое здоровье», «Шаги к здоровью» или любое другое — по выбору детей. Можно на первой странице наклеить свою фотографию, записать данные о себе: фамилию, имя, дату рождения, возраст, вес, рост и др. По желанию можно сделать зарисовки некоторых клеток организма и подписать их.
Мозг и нервы
Цели: познакомить учащихся с нервной системой человека, дать элементарное представление о том, как работают мозг и нервы.
Оборудование: учебник «Человек и мир», раздаточный материал «Головной мозг», иллюстрации к теме.
Ход урока
Для проверки домашнего задания целесообразно заслушать устные сообщения детей об организме человека, проверить оформление тетрадей, выделяя лучшие названия, зарисовки и т.д. Затем провести групповую работу по методике «Обучение сверстников». Класс делится на четыре группы: первая — изображает на коллективном рисунке инопланетный корабль и инопланетян, вторая — пишет на доске названия сказочных существ, персонажей детских книг; третья — записывает названия любимых мультфильмов; четвертая — готовит показ с помощью пантомимы, как дети заботятся о своем здоровье (виды спорта, упражнения утренней зарядки, личная гигиена и т.д.). На подготовку отводится не более 5 минут. Затем группы поочередно демонстрируют выполнение заданий. Учитель спрашивает, догадываются ли дети, зачем они это делают. Ответ ребята самостоятельно находят в учебнике.
«Все, что ты сейчас делал, — двигался, писал, читал, думал, говорил, вспоминал — ты выполнил с помощью мозга».
Определяется тема урока. Здесь и на последующих занятиях учитель предлагает детям вводные вопросы. Они записываются на доске и читаются детьми вслух или самостоятельно. Немедленных ответов на них не требуется. Учитель предупреждает, что изучая тему, учащиеся найдут ответы на вопросы сами. В конце изучения темы желательно еще раз вернуться к этим вопросам и попытаться ответить на них.
Вводные вопросы к теме «Мозг и нервы»: чем управляет мозг? Где расположен головной мозг? Где находится спинной мозг? Для чего нужны нервы? Что такое усталость? Почему мы видим кошмарные сны? Где рождается мысль? Нужен ли мозгу отдых?
Самостоятельное чтение рассказа Н.Грозовой «Умнее умных машин».
Предлагаются вопросы: что в рассказе тебя удивило? Что ты узнал о мозге? Почему мозг можно назвать настоящим чудом?
Объяснительное чтение статьи «Мозг и нервы» по логически законченным частям — о головном мозге, о спинном мозге, о нервах. Параллельно ведется работа с таблицами, если они имеются, с рисунками или раздаточным материалом. Учитель может изготовить таблицу со схематическим изображением мозга, где цветным фоном выделены центры. Было бы неплохо размножить на ксероксе, если он имеется, схематическое изображение мозга в качестве раздаточного материала. Дети находят, раскрашивают и подписывают названия частей мозга.
Примерные вопросы и задания, которые может задать учитель после работы со статьей: чем управляет головной мозг? Где он расположен? Как выглядит головной мозг? Назовите главные и наиболее крупные части головного мозга. Почему клеткам мозга необходимо больше крови, чем другим органам? Чем управляет спинной мозг? Для чего нужны нервы?
В словарик записываются термины, обязательные для запоминания: головной мозг, спинной мозг, нервы.
Целесообразно предложить самостоятельно прочитать материал «Клетки мозга», ответить на вопросы к нему.
Иногда полезно проводить определенные параллели с животным миром. На этом уроке проводится устный журнал, подготовленный учащимися «Думают ли животные». Он может состоять из 3-5 страниц.
Если позволяет время, учитель может рассказать детям о деятельности правого и левого полушарий мозга, о левшах.
Домашнее задание: подготовить сообщение «Мозг и нервы».
Гигиена умственного труда. Сон. Травмы головы
Цели: расширить понятие о гигиене умственного труда, сформировать у учащихся позитивное отношение к режиму дня, наглядно продемонстрировав его большое оздоровительное и воспитательное значение; познакомить учащихся со значением сна для здоровья человека, обучать детей практическим навыкам оказания первой помощи при ушибах головы.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы.
Ход урока
Чтобы убедиться, что пройденный материал усвоен, можно предложить ребятам сделать 3-4 устных сообщения на тему «Мозг и нервы», проверить ведение словарика и тетради. Возможно краткое повторение изученного в подготовительном и 1 классах о режиме дня.
В качестве вводного можно провести упражнение «Режим дня».
Приседая, учащиеся считают количество приседаний. Когда почувствуют, что устали, садятся, не мешая остальным. По истечении пяти минут садятся все. В парах они делятся впечатлениями. Важно при подведении итогов придти к выводу:
- дети потратили на упражнение разное время;
- они проделали разное количество приседаний;
- у всех был разный темп;
- отмечается разная степень утомления.
Учитель с помощью вопросов также подводит ребят к следующим обобщениям:
- если быстро работаешь — быстрее утомляешься;
- таким детям отдых необходим быстрее, чем тем, кто работает медленней;
- каждый человек по-разному переносит физические нагрузки;
- более слабые сильнее утомляются, раньше и чаще отдыхают, и поэтому каждый ученик должен по-своему строить режим дня.
На следующем этапе возможна работа в группах по методике «Обучение сверстников». Учащиеся первой группы готовят коллективный плакат «Гигиена умственного труда». Исходный материал для его изготовления: учебник, заранее подготовленные записи. Второй — ситуации к обсуждению. Третьей — сообщение «Сон и сновидения» с помощью учебника и дополнительного материала (вариант — плакат «Чтобы сон был здоровым»). Четвертой — тест «Сон». Пятой — сообщение о травмах головы и практический показ приемов первой помощи при ушибах головы, а также при головной боли.
После небольшой подготовки (5-7 мин) группы демонстрируют поочередно плакаты, сообщения, проводят обсуждение ситуаций и тест.
При подведении итогов еще раз следует повторить, какие на протяжении дня (утренняя зарядка, гигиенические процедуры, еда, дорога в школу и из школы, уроки, игры, посильный труд, приготовление домашних заданий, прогулка на свежем воздухе) режимные моменты являются обязательными, какое значение для здоровья они имеют.
При планировании режима дня дети должны продумать следующие моменты:
- сон — 9—10 часов;
- обязательный завтрак;
- домашние задания не ранее чем через 2 часа после уроков;
- ужин не позднее чем за два часа перед сном;
- найти время на прогулки, игры на свежем воздухе, а также на помощь родителям, занятия по интересам.
В конце урока повторяются правила здорового сна, приемы оказания первой помощи при травмах головы, головной боли.
Дома предлагается подготовить одно из сообщений: «Гигиена умственного труда», «Сон», «Травмы головы», а также составить и записать в тетради примерный режим дня, учитывая сменность занятия, свои индивидуальные особенности.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств. Глаз — орган зрения
Цели: расширить представления детей о том, что окружающий мир мы познаем с помощью органов чувств; познакомить учащихся с органом зрения — глазом, учить второклассников беречь зрение, оказывать первую помощь при утомлении глаз, покраснении, попадании в них инородных предметов.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы, плакаты о строении глаза, о том, как беречь зрение, картинки с изображением леса летом
Ход урока
Для проверки домашнего задания можно заслушать устные сообщения учащихся «Гигиена умственного труда», «Сон», «Травмы головы». Отдельные ученики могут рассказать о своем режиме питания.
За один — два дня до проведения урока ребятам необходимо дать задание провести наблюдения. Они могут наблюдать:
- предметы и явления, какие можно увидеть с помощью зрения;
- традиционные и необычные звуки (речь, шум, музыку и т.д.);
- приятные и неприятные запахи;
- вкус привычных и необычных блюд и продуктов.
Кроме этого детям предлагается поиграть с родными или товарищами дома в игру «Волшебный мешочек» или «Узнай предмет наощупь».
Результаты наблюдений записываются в тетрадь.
В начале урока дети могут самостоятельно определить тему, рассказать о своих наблюдениях, зачитать записи. Учитель оценивает несколько работ, поощряет наиболее интересные наблюдения.
Вводные вопросы к теме «Органы чувств»: как устроен глаз? Кто придумал очки? Кто «разговаривает» жестами? Чувствуем ли мы запах во время насморка? Можно ли узнать предмет на ощупь? Можно ли привыкнуть к боли? Почему мы лижем мороженое кончиком языка? Почему мы одну еду любим, а другую — нет? «В одно ухо влетает, в другое вылетает». Так ли это?
После работы с вводными вопросами ребята самостоятельно читают статью «Как человек воспринимает окружающий мир», отвечают на вопросы в конце текста. Используется картина с изображением леса весной или летом.
С помощью объяснительного чтения ребята знакомятся с глазом как органом зрения, а также со строением глаза. Обе статьи читаются вслух по логически законченным частям. Рассматривается рисунок. Ребята показывают на рисунке части глаза, с помощью выборочного чтения еще раз читают о каждой части, записывают в словарь новые термины.
На этом уроке, как на предыдущем и последующем, если есть возможность размножить схематическое изображение глаза, проводится работа с раздаточным материалом. Рисунок раскрашивается, называются и обозначаются части глаза.