Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Важное значение в формировании гигиенических представлений младших школьников имеет тема «Организм человека» курса «Человек и мир», основная цель которого — сформировать гигиеническую культуру учащихся, научить ребенка самому заботиться о своем здоровье, воспитывать у учащихся навыки здорового образа жизни. В начальной школе учащиеся получают элементарные знания о строении человеческого тела, о наружных и внутренних органах. Эти знания будут содействовать формированию навыков личной и общественной гигиены, навыков здорового образа жизни. Дети должны уяснить, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение принимать ценные для здоровья решения.
Для того, чтобы процесс обучения был эффективен, учителю целесообразно использовать сочетание разнообразных методов обучения: лекция или рассказ учителя, чтение материала учебника учащимися и учителем, изучение нового материала с помощью аудиовизуальных средств и наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия (рисование, раскрашивание, соединение линией, наклеивание и др., практические занятия, опыты, наблюдения, экскурсии, ролевая игра, решение ситуативных задач), выступление учащихся в роли учителя.
В рамках исследования была проведена диагностика сформированности гигиенических представлений у учащихся второго класса (20 человек). Анализ результатов диагностики показал, что уровень сформированности знаний второклассников об особенностях человеческого организма в исследуемом классе удовлетворительный. Однако по ряду вопросов младшие школьники имеют недостаточно четкое и полное представление. Так, если вопросы, связанные с назначением того или иного органа в организме человека практически не вызвали затруднений у отвечавших, то вопросы, направленные на выяснение уровня гигиенических представлений детей младшего школьного возраста, вызвали некоторые сложности.
Работа по коррекции гигиенических представлений у учащихся второго класса проводилась на протяжении полутора месяцев. В изучения темы «Организм человека» использовались передовые технологии, активные формы и методы работы со школьниками: обучение в группах; применение дискуссионных форм обучения; ролевые игры и тренинги.
Работа над формированием гигиенических представлений учащихся проводилась также во внеурочное время. Были организованы беседы врача с учащимися; осуществлялся просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по вопросам здоровья; подготовка юных учителей здоровья; подготовка и проведение дней здоровья, разработка памяток, инструкций, пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни, выпуск газеты «Мое здоровье» и др.
Особое внимание уделялось работе с родителями по вопросам здоровья детей: информация врачей о здоровье учащихся на классных родительских собраниях, подготовка рекомендаций по укреплению здоровья школьников; индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, лекторий для родителей (лекции врачей, учителей).
Результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: увеличилось число второклассников с высоким уровнем гигиенических представлений, отсутствуют младшие школьники с низким гигиенических представлений.
8. Воспитание. Первый класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2000
9. Воспитание. Второй класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2001
10. Воспитание. Третий класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2000
Конспекты уроков и рекомендации по изучению отдельных тем
ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА
ЦЕЛИ:
1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
2. Передать важные сведения о гигиене органов чувств.
3. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Таблицы “Органы человека”, “Нервная система”, “Строение глаза”.
- Кроссворды “Организм”, “Органы”.
- Табло “Орган зрения”, “Орган слуха”, “Орган вкуса”, “Орган осязания”, “Орган обоняния”.
- Карточки для самостоятельной работы с заданиями и вопросами.
- Звонок, лёд, кипяток в стакане, лимон, кусочки конфеты.
- Плакат с пословицами о здоровье.
- Учебник “Мир вокруг нас” 3 класс 1 часть.
ПЛАН УРОКА
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
1. Кроссворд “Организм”.
2. Ответы на вопросы учителя.
3. Пословицы о здоровье.
III. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
3. Физминутка.
4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.
5. Проверка самостоятельной работы.
6. Сообщение учителя о мозге.
IV. Обобщение по уроку.
V. Оценка работы учащихся.
I. Организация класса.
- Сегодня каждый из вас на уроке будет и учителем, и учеником, каждый будет переживать за успехи одноклассников.
II. Проверка домашнего задания.
1. Кроссворд “Организм”
- Какую тему начали изучать? (Мы и наше здоровье).
- Отгадайте кроссворд “Организм” (Учитель показывает на плакате органы, а дети их называют: 1-желудок, 2-сердце, 3-лёгкие, 4-глаз, 5-печень, 6-почки, 7-зубы, 8-мозг.)
2. Ответы на вопросы учителя.
- Что вы узнали об органах человека?
(Каждый орган имеет определённое строение, выполняет свою работу: с помощью лёгких человек дышит, пищевод, желудок, кишечник образуют пищеварительную систему, обеспечивают переваривание пищи, сердце и кровеносные сосуды образуют кровеносную систему, обеспечивают движение крови. Все органы здорового человека действуют согласно, слажено).
- Какая система управляет деятельностью организма?
(Управляет деятельностью всего организма нервная система).
- Из чего она состоит?
(Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов).
- Для чего нужно знать и изучать свой организм?
(Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье).
3. Пословицы о здоровье.
- О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них:
(Дети читают пословицы, напечатанные на доске:
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём;
- Здоров будешь – всё добудешь;
- Здоровье не купишь – его разум дарит;
- Не рад больной и золотой кровати;
- У кого болят кости, тот не думает в гости;
- У кого что болит, тот о том и говорит;
- Ребёнком хил, тот и взрослым хил;
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит).
III. Работа над новым материалом
1 .Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.
- Но, чтобы быть здоровым, надо хорошо знать свой организм и сейчас мы продолжим этим заниматься. Давайте отгадаем кроссворд “Органы”:
-У зверюшки – на макушке, а у нас ниже глаз (ухо).
-Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.
-Чем покрыто наше тело? (кожа).
-Между двух светил, в середине я один (нос).
-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
-Какие это органы (органы чувств).
-Правильно, “Органы чувств” - это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Давайте познакомимся с ним подробнее.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
- С помощью какого органа вы видите, что написано на доске? (глаза)
(1 ученик получает табло “Орган зрения”).
- С помощью какого органа вы слышите звонок? (ухо)
(1 ученик получает табло “Орган слуха”).
- Закройте глаза.
(Учитель разрезает лимон и проходит между рядами с половинками лимона)
- Назовите запах, который вас окружает? (запах лимона).
- Какой орган помог вам почувствовать этот запах? (нос).
(1 ученик получает табло “Орган обоняния”).
- Закройте глаза, откройте рот.
(Учитель кладёт в рот кусочки лимона или кусочки конфет).
- Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях. Какой орган вам помог?
(1 ученик получает табло “Орган вкуса”).
- Какой орган помогает определить холодное или горячее?
(1 ученик получает табло “Орган осязания”).
3. Физминутка.
- А теперь покажем, каким вы представляете себе здорового человека:
Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит: почему?
Маша плавает как рыба.
Кто ответит: почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит: почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я.
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.
- Получите задания для самостоятельной работы в зависимости от табло, стоящего на парте. Приготовьтесь рассказать об этом органе своим товарищам.
(Каждый ученик получает карточку с текстом об органе и вопросам, по которым он будет отвечать).
5. Проверка самостоятельной работы.
- Что такое глаз? Какое строение он имеет?
(Ученик читает о строении глаза стихотворение, учитель показывает на таблице)
- Какие правила надо помнить, чтобы сберечь глаза?
(Ученик читает стихотворение о том, как сберечь глаза).
- Сколько у нас ушей?
На самом деле у нас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук.
-Как сохранить хороший слух?
-Что такое обоняние?
-Для чего человеку необходимо обоняние?
-Для чего нужен язык?
-Как язык узнает вкус пищи?
-О чём может рассказать кожа?
-Как беречь орган осязания?
6. Сообщение учителя о мозге.
- Вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств и всё же учёные говорят (плакат со словами: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг”. Чтение учителем статьи “Мозг” из книги А. Дорохова “Про тебя самого”).
IV. Обобщение по уроку.
- Над какой темой мы работали?
- Как же человек воспринимает окружающий мир?.
V. Оценка работы учащихся.
Рекомендации к проведению уроков по теме «Организм человека» во 2 классе
Человек — часть природы. Организм человека.
Цель. Показать учащимся, что человек тесно связан с природой Земли, с животными и растениями, что человек — часть живой природы; дать понятие об организме человека, органах, клетке; о значении здорового образа жизни для здоровья и жизни человека.