Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Важное значение в формировании гигиенических представлений младших школьников имеет тема «Организм человека» курса «Человек и мир», основная цель которого — сформировать гигиеническую культуру учащихся, научить ребенка самому заботиться о своем здоровье, воспитывать у учащихся навыки здорового образа жизни. В начальной школе учащиеся получают элементарные зна­ния о строении человеческого тела, о наружных и внутренних органах. Эти знания будут содействовать формированию навыков личной и общественной гигиены, навыков здорового образа жизни. Дети должны уяснить, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение принимать ценные для здоровья решения.

Для того, чтобы процесс обучения был эффективен, учителю целесообразно использовать сочетание разнообразных методов обучения: лекция или рассказ учителя, чтение материала учебника учащимися и учителем, изучение нового материала с помощью аудиовизуальных средств и наглядных пособий, обсуждение в группах,  обучение практикой действия (рисование, раскрашивание, соединение линией, наклеивание и др., практические занятия, опыты, наблюдения, экскурсии, ролевая игра, решение ситуативных задач), выступление учащихся в роли учителя.

В рамках исследования была проведена диагностика сформированности гигиенических представлений у учащихся второго класса (20 человек). Анализ результатов диагностики  показал, что уровень сформированности знаний второклассников об особенностях человеческого организма в исследуемом классе удовлетворительный. Однако по ряду вопросов младшие школьники имеют недостаточно четкое и полное представление. Так, если вопросы, связанные с назначением того или иного органа в организме человека практически не вызвали затруднений у отвечавших, то вопросы, направленные на выяснение уровня гигиенических представлений детей младшего школьного возраста, вызвали некоторые сложности.

Работа по коррекции гигиенических представлений у учащихся второго класса проводилась на протяжении полутора месяцев. В изучения темы «Организм человека» использовались передовые технологии, активные формы и методы работы со школьниками: обучение в группах; применение дискуссионных форм обучения; ролевые игры и тренинги.

Работа над формированием гигиенических представлений учащихся проводилась также во внеурочное время. Были организованы беседы врача с учащимися; осуществлялся просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по вопросам здоровья; подготовка юных учителей здоровья; подготовка и проведение дней здоровья, разработка памяток, инструкций, пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни, выпуск газеты «Мое здоровье» и др.


Особое внимание уделялось работе с родителями по вопросам здоровья детей: информация врачей о здоровье учащихся на классных родительских собраниях, подготовка рекомендаций по укреплению здоровья школьников; индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, лекторий для родителей (лекции врачей, учителей).

Результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: увеличилось число второклассников с высоким уровнем гигиенических представлений, отсутствуют младшие школьники с низким гигиенических представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Белая В. Л. Человек и мир. -- Мн., 2000
  2. Брехман И.И. Валеология -- наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
  3. Вахрушев А. А., Раутман А. С. Новый курс «Человек и мир» // Начальная школа. – 1997. -- № 10. – С. 38-47
  4. Вахрушев А. А. Человек и мир. – М., 1996
  5. Вдовиченко В. М. Особенности изучения курса «Человек и мир» в подготовительных классах //Здаровы лад жыцця. – 1998, №2. – С. 12-17
  6. Вдовиченко В. М. Человек и мир. -- Мн., 1996
  7. Вдовиченко В. М., Минаева В. И. Природа и человек. – Мн., 1996

8.      Воспитание. Первый класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2000

9.      Воспитание. Второй класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2001

10. Воспитание. Третий класс / Под ред. М. П. Осиповой. -- Брест, 2000

  1. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. – М., RETORIKA, 1999. -- 500 с.
  2. Капалыгина И. И. Индивидуально-типологический подход как средство формирования здорового образа жизни младших школьников // заровы лад жыцця. – 2006, №3. – С. 3-9
  3. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях // Валеология: Диагностика; средства и практика обеспечения здоровья. -- Владивосток: Даль-наука, 1996. Вып. 3 -- С.139-147.
  4. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни младших школьников. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 112 с.
  5. Менчинская Н. А. Психология усвоения понятий // Известия АПН РСФСР. – Вып. 28. – М., 1950. – С. 6-21
  6. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., 1986
  7. Чалавек i свет у 1 класе. – Мн., 2000
  8. Чудинова Е. Н., Букварева Е. В. Окружающий мир. II класс. – М., 2002
  9. «Человек и мир» в подготовительном классе / В. М. Вдовиченко,                Л. И. Дурейко, В. И. Кучинский, С. П. Докиш. – Мн., 2002.
  10. Юдин Г. Н. Главное чудо света. – М., 1991


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспекты уроков и рекомендации по изучению отдельных тем

 

ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ЦЕЛИ:

1.                  Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

2.                  Передать важные сведения о гигиене органов чувств.

3.                  Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-Таблицы “Органы человека”, “Нервная система”, “Строение глаза”.

- Кроссворды “Организм”, “Органы”.

- Табло “Орган зрения”, “Орган слуха”, “Орган вкуса”, “Орган осязания”, “Орган обоняния”.

- Карточки для самостоятельной работы с заданиями и вопросами.

- Звонок, лёд, кипяток в стакане, лимон, кусочки конфеты.

- Плакат с пословицами о здоровье.

- Учебник “Мир вокруг нас” 3 класс 1 часть.

ПЛАН УРОКА

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

1.                  Кроссворд “Организм”.

2.                  Ответы на вопросы учителя.

3.                  Пословицы о здоровье.

III. Работа над новым материалом.

1.                  Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.

2.                  Подготовка к восприятию нового материала.

3.                  Физминутка.

4.                  Самостоятельная работа по заданиям учителя.

5.                  Проверка самостоятельной работы.

6.                  Сообщение учителя о мозге.

IV. Обобщение по уроку.

V. Оценка работы учащихся.

I. Организация класса.

- Сегодня каждый из вас на уроке будет и учителем, и учеником, каждый будет переживать за успехи одноклассников.

II. Проверка домашнего задания.

1. Кроссворд “Организм”

- Какую тему начали изучать? (Мы и наше здоровье).

- Отгадайте кроссворд “Организм” (Учитель показывает на плакате органы, а дети их называют: 1-желудок, 2-сердце, 3-лёгкие, 4-глаз, 5-печень, 6-почки, 7-зубы, 8-мозг.)

2. Ответы на вопросы учителя.

- Что вы узнали об органах человека?

(Каждый орган имеет определённое строение, выполняет свою работу: с помощью лёгких человек дышит, пищевод, желудок, кишечник образуют пищеварительную систему, обеспечивают переваривание пищи, сердце и кровеносные сосуды образуют кровеносную систему, обеспечивают движение крови. Все органы здорового человека действуют согласно, слажено).

- Какая система управляет деятельностью организма?

(Управляет деятельностью всего организма нервная система).

- Из чего она состоит?

(Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов).

- Для чего нужно знать и изучать свой организм?

(Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье).

3. Пословицы о здоровье.

- О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них:

(Дети читают пословицы, напечатанные на доске:

- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём;

- Здоров будешь – всё добудешь;

- Здоровье не купишь – его разум дарит;

- Не рад больной и золотой кровати;

- У кого болят кости, тот не думает в гости;

- У кого что болит, тот о том и говорит;

- Ребёнком хил, тот и взрослым хил;

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит).

III. Работа над новым материалом

1 .Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.

- Но, чтобы быть здоровым, надо хорошо знать свой организм и сейчас мы продолжим этим заниматься. Давайте отгадаем кроссворд “Органы”:

-У зверюшки – на макушке, а у нас ниже глаз (ухо).

-Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.

-Чем покрыто наше тело? (кожа).

-Между двух светил, в середине я один (нос).

-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

-Какие это органы (органы чувств).

-Правильно, “Органы чувств” - это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Давайте познакомимся с ним подробнее.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

- С помощью какого органа вы видите, что написано на доске? (глаза)

(1 ученик получает табло “Орган зрения”).

- С помощью какого органа вы слышите звонок? (ухо)

(1 ученик получает табло “Орган слуха”).

- Закройте глаза.

(Учитель разрезает лимон и проходит между рядами с половинками лимона)

- Назовите запах, который вас окружает? (запах лимона).

- Какой орган помог вам почувствовать этот запах? (нос).

(1 ученик получает табло “Орган обоняния”).

- Закройте глаза, откройте рот.

(Учитель кладёт в рот кусочки лимона или кусочки конфет).

- Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях. Какой орган вам помог?

(1 ученик получает табло “Орган вкуса”).

- Какой орган помогает определить холодное или горячее?

(1 ученик получает табло “Орган осязания”).

3. Физминутка.

- А теперь покажем, каким вы представляете себе здорового человека:

Мы бежим быстрее ветра.

Кто ответит почему?

Коля прыгнул на два метра.

Кто ответит: почему?

Маша плавает как рыба.

Кто ответит: почему?

На губах у нас улыбка.

Кто ответит: почему?

Может мостик сделать Шура,

По канату лезу я.

Потому что с физкультурой

Мы давнишние друзья.

4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.

- Получите задания для самостоятельной работы в зависимости от табло, стоящего на парте. Приготовьтесь рассказать об этом органе своим товарищам.

(Каждый ученик получает карточку с текстом об органе и вопросам, по которым он будет отвечать).

5. Проверка самостоятельной работы.

- Что такое глаз? Какое строение он имеет?

(Ученик читает о строении глаза стихотворение, учитель показывает на таблице)

- Какие правила надо помнить, чтобы сберечь глаза?

(Ученик читает стихотворение о том, как сберечь глаза).

- Сколько у нас ушей?

На самом деле у нас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук.

-Как сохранить хороший слух?

-Что такое обоняние?

-Для чего человеку необходимо обоняние?

-Для чего нужен язык?

-Как язык узнает вкус пищи?

-О чём может рассказать кожа?

-Как беречь орган осязания?

6. Сообщение учителя о мозге.

- Вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств и всё же учёные говорят (плакат со словами: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг”. Чтение учителем статьи “Мозг” из книги А. Дорохова “Про тебя самого”).

IV. Обобщение по уроку.

- Над какой темой мы работали?

- Как же человек воспринимает окружающий мир?.

V.  Оценка работы учащихся.

 

Рекомендации к проведению уроков по теме «Организм человека» во 2 классе

 

Человек — часть природы. Организм человека.

Цель. Показать учащимся, что человек тесно связан с природой Земли, с животными и растениями, что человек — часть живой природы; дать понятие об организме челове­ка, органах, клетке; о значении здорового образа жизни для здоровья и жизни человека.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"