Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Организуется работа в парах. В течение минуты дети рассматривают внешний вид глаз своего товарища, называют предметы и явления, которые можно увидеть с помо­щью зрения.

В дальнейшем можно урок продолжить с помощью методики «Обучение сверстников» и заготовок (рисунка глаза и надписей). Класс делится на группы. Дети первой группы готовят коллективный плакат «Глаз — орган зрения». Вто­рой — разучивают комплекс упражнений для глаз, распре­деляют обязанности, кто и как будет демонстрировать эти упражнения, обучая им других детей. Третьей — составля­ет плакат «Уход за глазами» или демонстрируют практи­ческие приемы ухода за глазами при их покраснении, при опадании в них инородных предметов. Ученики четвертой группы могут разучить юмористическую сценку «Я смотрю телевизор» и подготовить ее для показа. С помощью рубрики «Интересно знать» и дополнительного материала «Конкурс глаз», «Косоглазие», «Кто сделал первые очки» и др. ребята пятой группы готовят устный журнал.

Затем группы поочередно работают с классом: демонстрируют плакат «Глаз — орган зрения», задают необходимые вопросы, разучивают упражнения для глаз, показывают приемы ухода за ними, сценку и устный журнал.

В конце урока проводится закрепление изученного материала с помощью вопросов и заданий учебника, а также работа с дневником здоровья.

Дома предлагается подготовить сообщение на одну из тем «Глаз — орган зрения», «Как сберечь зрение».

 

Ухо — орган слуха. Нос — орган обоняния

Цели: дать учащимся представление о строении уха как органа слуха, носа как органа обоняния; формировать эле­ментарные навыки гигиены и охраны слуха.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы, раз­даточный материал, муляж уха.

Ход урока

Чтобы выяснить усвоение предыдущего материала, уме­стно заслушать несколько сообщений учащихся на одну из тем: «Глаз — орган зрения», «Как сберечь зрение». Рассказчикам могут задаваться вопросы.

Для объяснения нового материала можно предложить ученикам понаблюдать, какие звуки мы можем услышать в классном помещении. Какие из этих звуков мы слышим часто? Какие звуки можно назвать редкими, необычными? С помощью чего мы слышим? Назовите орган слуха.

Далее следует объяснительное чтение статьи «Ухо — орган слуха». Параллельно учащиеся рассматривают рису­нок в учебнике о строении уха, находят на нем составные части, записывают их названия в словарик. Возможна работа с раздаточным материалом — карточками со схемати­ческим изображением уха. Дети раскрашивают рисунок, называют его части, пишут их названия.

Детям предлагается назвать в течение одной минуты товарищу по паре как можно больше звуков, которые можно услышать в природе. Или же проводится игра из серии «Ледокол» — «10 секунд» (из методического пособия).

В завершение первого этапа урока организуется работа по методике «Обучение сверстников». Дети делятся на четыре группы. Первая из них готовит плакат «Ухо — орган слуха». Исходный материал — учебник, схематическое изображение уха на плакате, полоски с названиями час­тей уха. Аналогично с помощью заготовок-рисунков и над­писей учащиеся второй группы готовят плакат «Охрана слуха»; третьей — разыгрывают ситуации из методичес­кого пособия, чтобы затем обсудить их с учащимися всего класса; четвертой — с помощью учебника, дополнитель­ного материала готовят устный журнал «Конкурс ушей». Можно провести игру «Карандаш» серии «Ледокол» из ме­тодического пособия.

После недлительной подготовки учащиеся каждой из групп могут представить классу таблицу, плакат, задать вопросы, обсудить ситуацию, показать устный журнал.

Для закрепления в конце первого этапа урока детям можно предложить вопросы и задания учебника, работу с дневником здоровья. Следует добиваться того, чтобы каж­дый ученик задумался, достаточно ли и правильно ли он ухаживает за ушами и охраняет слух, что еще он может сделать в этом направлении.

Второй этап урока посвящается теме «Нос — орган обо­няния». Ранее дети дома проводили несложные наблюде­ния. Нужно предложить им вспомнить свои любимые запа­хи, выделить необычные, рассказать о влиянии запахов на самочувствие и настроение человека.

Целесообразно провести объяснительное чтение статьи «Нос — орган обоняния». Учащиеся отвечают на вопросы в конце текста. Можно провести небольшой опыт в процессе парной работы — о связи вкуса и обоняния.

Групповую работу желательно организовать следую­щим образом. Дети делятся на несколько групп. К этому уроку они приносят повязки на глаза — строго индиви­дуально. Каждой группе предлагаются кусочки нарезанных овощей и фруктов, желательно с ярко выраженным сильным запахом. Ребята по очереди с завязанными гла­зами определяют по запаху, какие овощи и фрукты лежат перед ними. Одно из условий — нельзя касаться ру­ками фруктов и овощей. Кусочки (на блюдечке) дает по­нюхать другой ученик.

Если есть время, можно организовать работу в парах по теме «О неприятных запахах».

Выберите название одного из неприятных запахов. Расскажите с помощью опорных словосочетаний о нем товарищу по парте в таком порядке: запах. Что случилось? О чем предупреждает неприятный запах? Что делать?

Запах

Плохой запах изо рта.

Запах дыма.

Запах газа.

Запах несвежего мяса. 

Запах гнилых фруктов.

Что случилось?

Утечка газа, пожар, нечищенные зубы, кариес, фрукты сгнили, мясо испортилось.

О чем предупреждает неприятный запах?

Ребенок неряшлив, об утечке газа, о пожаре, о воз­можности отравления, ребенок неаккуратен, о болезни зу­бов, о нарушении правил личной гигиены.

Что делать?

Чистить зубы, вызвать де­журных по телефону 04, сообщить взрослым, вызвать по­жарных по телефону 01, не употреблять в пищу, отрезать испорченную часть фруктов.

В заключение урока с помощью вопросов и заданий обоб­щается пройденный материал по темам «Ухо — орган слу­ха» и «Нос — орган обоняния». Ведется работа с дневником здоровья, со словариком.

Дома дети готовят сообщения «Ухо — орган слуха», «Как беречь слух», «Нос — орган обоняния».

 

Язык — орган вкуса. Кожа — орган осязания

Цели: дать учащимся представление о языке как органе вкуса и о коже как органе осязания; обобщить знания детей об органах чувств.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица.

Ход урока

Для проверки домашнего задания, кроме сообщений на темы «Ухо — орган слуха», «Как беречь слух», «Нос — орган обоняния», педагог может рассказать второклассникам о своих наблюдениях за органами чувств, показать за­писи в тетрадях, зарисовки. Затем провести беседу о том, что можно узнать на ощупь, с помощью кожи, с помощью пальцев рук.

Эффективной будет и проведение игры «Передай монету» из серии «Ледокол».

Далее следует объяснительное чтение статьи «Кожа — орган осязания» по логически законченным частям. Главный вывод, который должны усвоить дети: кожа — орган осяза­ния, она чувствует боль, прикосновение и давление, ощу­щает тепло и холод.

Параллельно с объяснением учителя изготовляется са­модельная таблица «Кожа — орган осязания». Это делают 2—3 ученика у доски.

Учащиеся отвечают на вопросы: какую роль в жизни человека играет кожа как орган осязания? Объясните связь кожи с нервами, спинным и головным мозгом. Что кожа чувствует? Назовите примеры ощущения боли, прикосно­вения, давления, холода, тепла. В словарь записываются термины: осязание, кожа, боль, прикосновение, давление, холод, тепло.

Перед тем, как перейти к парной работе, учитель с тремя-четырьмя учениками с завязанными глазами прово­дит несложный опыт. Один ученик прикасается щекой к предмету, пытаясь его узнать. Другой — локтем. Третьему можно приложить его к шее (ноге). Четвертый ощупы­вает предмет пальцами. Делается вывод. Вся кожа ощуща­ет прикосновение, но наиболее чувствительны кончики пальцев.

В парах проводится игра «Волшебный мешочек». Уча­щиеся приносят с собой мешочки с несколькими мелкими предметами из дерева, металла, пластмассы, ткани, меха. Они пробуют на ощупь узнать предметы из мешочка това­рища, определить их величину, вес (тяжелый, легкий), форму, из какого материала сделан предмет.

Подводится итог первого этапа урока.

На втором этапе изучается тема «Язык — орган вкуса». Учащиеся читают статью «Язык — орган вкуса», рассмат­ривают рисунок или соответствующую таблицу либо рабо­тают с раздаточным материалом — схематическим изобра­жением языка. Ученики отвечают на вопросы.

При изучении темы «Язык — орган вкуса» возможен са­модельный несложный плакат с изображением языка. С по­мощью надписей, рисунков или стрелками ученики пока­зывают, какой участок языка ощущает кислый вкус (на­пример, ягоды клюквы), горький (красный жгучий перец), сладкий (конфета), соленый (сельдь).

С помощью чего мы определяем вкус? Назовите четы­ре основные вкуса. Почему пища не должна быть горячей?

Работая в дальнейшем в группах, дети выполняют одно и то же задание. Они проводят опыт по определению, ка­кой участок языка чувствителен к сладкому, соленому, горь­кому и кислому. Они также проверяют, правильно ли то, что почувствовать вкус можно, растворив пищу в слюне. Можно провести опыт о вкусе сладких продуктов.

Возможна работа в парах. Чтобы убедиться, что у раз­ных людей — различные чувства вкуса, учащиеся расска­зывают друг другу, какая еда им нравится, какая — нет.

В дневнике здоровья они записывают или рисуют те блюда или продукты, вкус которых им нравится.

В качестве самостоятельного чтения учитель может пред­ложить статью «Органы чувств можно тренировать» и ма­териал из рубрики «Интересно знать».

В заключение урока проводится краткая обобщающая беседа по теме «Органы чувств»: какие органы чувств по­зволяют тебе воспринимать окружающий мир? Назови их. Расскажи об охране зрения. Как нужно беречь слух?

Домашнее задание может быть следующим. Ребенок го­товит устное сообщение об одном из органов чувств (по выбору).

 

Кожа

Цели: познакомить учащихся со строением кожи, ее свойствами и значением; формировать у детей элемен­тарные навыки ухода за кожей, волосами, ногтями, одеждой, обувью, учить простейшим приемам оказания первой помощи при ударах, порезах, ранениях, обмо­рожениях.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы, пла­каты по уходу за кожей, средства гигиены.

Ход урока

Проверка домашнего задания может быть проведена в виде одной из игр из серии «Ледокол» (на выбор учителя) или в виде конкурса на самый интересный материал об орга­нах чувств у человека или у животных.

Проведение игры «Предметы» из серии «Ледокол».

Вводные вопросы классу: «дышит» ли кожа? Сколько пота выделяется у человека за сутки? Сколько микробов живет на твоей коже? Убивает ли кожа микробов? Полезен или вреден загар? Что следует. делать при обморожении? Можно ли выдавливать прыщики и гнойнички на коже?

Работа с вводными вопросами проводится по аналогии с предыдущими уроками.

Желательно провести простейшие опыты и наблюдения за кожей. Дети рассматривают ее через увеличительное стекло, изучают свойства с помощью заданий учебника.

В виде объяснительного чтения изучается статья «Свой­ства кожи». Учащиеся обращают внимание на рисунки, таб­лицу «Строение кожи», если она имеется, раздаточный материал, который можно изготовить, если есть ксерокс. Схематическое изображение кожи размножается. Второ­классники могут рисовать, раскрашивать, подписывать на­звания частей кожи, отвечать на вопросы и задания в кон­це текста, записывать в тетради новые термины.

Следующий этап урока отводится на изучение статьи «Как нужно заботиться о коже». Так как статья не содер­жит ничего принципиально нового, то учащиеся могут про­читать ее сами. Здесь же возможно проведение парной работы — рассказы друг другу о том, как они содержат кожу в чистоте.

Примечание. Если класс работает в неспешном темпе, можно обой­тись без второго этапа урока — он не так важен, так как в дальней­шем учащиеся в группах будут изучать тему «Уход за кожей».  

Продолжает урок групповая работа по методике «Обу­чение сверстников». Одна из 4-5 групп готовит сообщение «Кожа» с помощью таблицы. Вторая группа — коллектив­ный плакат «Уход за кожей». Его можно изготовить следу­ющим образом. Лист бумаги делится на три части, причем одна из частей самая большая — на половину листа. Пер­вая часть озаглавлена «Уход за кожей», вторая — «Уход за волосами», третья — «Уход за ногтями».

Плакат оформляется в виде коллективного рисунка. На карточках дети рисуют ванну, душ, мыло, руки под кра­ном, мытье волос, расческу, стрижку и т.д. Затем карточ­ки прикрепляются к каждой части.

Вариант работы для второй группы или же задание для еще одной группы — упражнение «Когда люди не болеют». Дети в группе должны дополнить предложения.

Когда я знаю, что руки нужно мыть, то я...

за волосами надо ухаживать, то я ...

ногти должны быть ...

Когда я умею

ухаживать за одеждой, то ...

ухаживать за обувью, то ...

Когда я хочу заботиться о чистоте своего тела, то ...

Третья группа готовит к показу приемы оказания пер­вой помощи при ушибах, ссадинах, отморожении; четвер­тая — устный журнал «Любопытные факты» и игру «Разгадчик» из серии «Ледокол».

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"