Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Организуется работа в парах. В течение минуты дети рассматривают внешний вид глаз своего товарища, называют предметы и явления, которые можно увидеть с помощью зрения.
В дальнейшем можно урок продолжить с помощью методики «Обучение сверстников» и заготовок (рисунка глаза и надписей). Класс делится на группы. Дети первой группы готовят коллективный плакат «Глаз — орган зрения». Второй — разучивают комплекс упражнений для глаз, распределяют обязанности, кто и как будет демонстрировать эти упражнения, обучая им других детей. Третьей — составляет плакат «Уход за глазами» или демонстрируют практические приемы ухода за глазами при их покраснении, при опадании в них инородных предметов. Ученики четвертой группы могут разучить юмористическую сценку «Я смотрю телевизор» и подготовить ее для показа. С помощью рубрики «Интересно знать» и дополнительного материала «Конкурс глаз», «Косоглазие», «Кто сделал первые очки» и др. ребята пятой группы готовят устный журнал.
Затем группы поочередно работают с классом: демонстрируют плакат «Глаз — орган зрения», задают необходимые вопросы, разучивают упражнения для глаз, показывают приемы ухода за ними, сценку и устный журнал.
В конце урока проводится закрепление изученного материала с помощью вопросов и заданий учебника, а также работа с дневником здоровья.
Дома предлагается подготовить сообщение на одну из тем «Глаз — орган зрения», «Как сберечь зрение».
Ухо — орган слуха. Нос — орган обоняния
Цели: дать учащимся представление о строении уха как органа слуха, носа как органа обоняния; формировать элементарные навыки гигиены и охраны слуха.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы, раздаточный материал, муляж уха.
Ход урока
Чтобы выяснить усвоение предыдущего материала, уместно заслушать несколько сообщений учащихся на одну из тем: «Глаз — орган зрения», «Как сберечь зрение». Рассказчикам могут задаваться вопросы.
Для объяснения нового материала можно предложить ученикам понаблюдать, какие звуки мы можем услышать в классном помещении. Какие из этих звуков мы слышим часто? Какие звуки можно назвать редкими, необычными? С помощью чего мы слышим? Назовите орган слуха.
Далее следует объяснительное чтение статьи «Ухо — орган слуха». Параллельно учащиеся рассматривают рисунок в учебнике о строении уха, находят на нем составные части, записывают их названия в словарик. Возможна работа с раздаточным материалом — карточками со схематическим изображением уха. Дети раскрашивают рисунок, называют его части, пишут их названия.
Детям предлагается назвать в течение одной минуты товарищу по паре как можно больше звуков, которые можно услышать в природе. Или же проводится игра из серии «Ледокол» — «10 секунд» (из методического пособия).
В завершение первого этапа урока организуется работа по методике «Обучение сверстников». Дети делятся на четыре группы. Первая из них готовит плакат «Ухо — орган слуха». Исходный материал — учебник, схематическое изображение уха на плакате, полоски с названиями частей уха. Аналогично с помощью заготовок-рисунков и надписей учащиеся второй группы готовят плакат «Охрана слуха»; третьей — разыгрывают ситуации из методического пособия, чтобы затем обсудить их с учащимися всего класса; четвертой — с помощью учебника, дополнительного материала готовят устный журнал «Конкурс ушей». Можно провести игру «Карандаш» серии «Ледокол» из методического пособия.
После недлительной подготовки учащиеся каждой из групп могут представить классу таблицу, плакат, задать вопросы, обсудить ситуацию, показать устный журнал.
Для закрепления в конце первого этапа урока детям можно предложить вопросы и задания учебника, работу с дневником здоровья. Следует добиваться того, чтобы каждый ученик задумался, достаточно ли и правильно ли он ухаживает за ушами и охраняет слух, что еще он может сделать в этом направлении.
Второй этап урока посвящается теме «Нос — орган обоняния». Ранее дети дома проводили несложные наблюдения. Нужно предложить им вспомнить свои любимые запахи, выделить необычные, рассказать о влиянии запахов на самочувствие и настроение человека.
Целесообразно провести объяснительное чтение статьи «Нос — орган обоняния». Учащиеся отвечают на вопросы в конце текста. Можно провести небольшой опыт в процессе парной работы — о связи вкуса и обоняния.
Групповую работу желательно организовать следующим образом. Дети делятся на несколько групп. К этому уроку они приносят повязки на глаза — строго индивидуально. Каждой группе предлагаются кусочки нарезанных овощей и фруктов, желательно с ярко выраженным сильным запахом. Ребята по очереди с завязанными глазами определяют по запаху, какие овощи и фрукты лежат перед ними. Одно из условий — нельзя касаться руками фруктов и овощей. Кусочки (на блюдечке) дает понюхать другой ученик.
Если есть время, можно организовать работу в парах по теме «О неприятных запахах».
Выберите название одного из неприятных запахов. Расскажите с помощью опорных словосочетаний о нем товарищу по парте в таком порядке: запах. Что случилось? О чем предупреждает неприятный запах? Что делать?
Запах
Плохой запах изо рта.
Запах дыма.
Запах газа.
Запах несвежего мяса.
Запах гнилых фруктов.
Что случилось?
Утечка газа, пожар, нечищенные зубы, кариес, фрукты сгнили, мясо испортилось.
О чем предупреждает неприятный запах?
Ребенок неряшлив, об утечке газа, о пожаре, о возможности отравления, ребенок неаккуратен, о болезни зубов, о нарушении правил личной гигиены.
Что делать?
Чистить зубы, вызвать дежурных по телефону 04, сообщить взрослым, вызвать пожарных по телефону 01, не употреблять в пищу, отрезать испорченную часть фруктов.
В заключение урока с помощью вопросов и заданий обобщается пройденный материал по темам «Ухо — орган слуха» и «Нос — орган обоняния». Ведется работа с дневником здоровья, со словариком.
Дома дети готовят сообщения «Ухо — орган слуха», «Как беречь слух», «Нос — орган обоняния».
Язык — орган вкуса. Кожа — орган осязания
Цели: дать учащимся представление о языке как органе вкуса и о коже как органе осязания; обобщить знания детей об органах чувств.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица.
Ход урока
Для проверки домашнего задания, кроме сообщений на темы «Ухо — орган слуха», «Как беречь слух», «Нос — орган обоняния», педагог может рассказать второклассникам о своих наблюдениях за органами чувств, показать записи в тетрадях, зарисовки. Затем провести беседу о том, что можно узнать на ощупь, с помощью кожи, с помощью пальцев рук.
Эффективной будет и проведение игры «Передай монету» из серии «Ледокол».
Далее следует объяснительное чтение статьи «Кожа — орган осязания» по логически законченным частям. Главный вывод, который должны усвоить дети: кожа — орган осязания, она чувствует боль, прикосновение и давление, ощущает тепло и холод.
Параллельно с объяснением учителя изготовляется самодельная таблица «Кожа — орган осязания». Это делают 2—3 ученика у доски.
Учащиеся отвечают на вопросы: какую роль в жизни человека играет кожа как орган осязания? Объясните связь кожи с нервами, спинным и головным мозгом. Что кожа чувствует? Назовите примеры ощущения боли, прикосновения, давления, холода, тепла. В словарь записываются термины: осязание, кожа, боль, прикосновение, давление, холод, тепло.
Перед тем, как перейти к парной работе, учитель с тремя-четырьмя учениками с завязанными глазами проводит несложный опыт. Один ученик прикасается щекой к предмету, пытаясь его узнать. Другой — локтем. Третьему можно приложить его к шее (ноге). Четвертый ощупывает предмет пальцами. Делается вывод. Вся кожа ощущает прикосновение, но наиболее чувствительны кончики пальцев.
В парах проводится игра «Волшебный мешочек». Учащиеся приносят с собой мешочки с несколькими мелкими предметами из дерева, металла, пластмассы, ткани, меха. Они пробуют на ощупь узнать предметы из мешочка товарища, определить их величину, вес (тяжелый, легкий), форму, из какого материала сделан предмет.
Подводится итог первого этапа урока.
На втором этапе изучается тема «Язык — орган вкуса». Учащиеся читают статью «Язык — орган вкуса», рассматривают рисунок или соответствующую таблицу либо работают с раздаточным материалом — схематическим изображением языка. Ученики отвечают на вопросы.
При изучении темы «Язык — орган вкуса» возможен самодельный несложный плакат с изображением языка. С помощью надписей, рисунков или стрелками ученики показывают, какой участок языка ощущает кислый вкус (например, ягоды клюквы), горький (красный жгучий перец), сладкий (конфета), соленый (сельдь).
С помощью чего мы определяем вкус? Назовите четыре основные вкуса. Почему пища не должна быть горячей?
Работая в дальнейшем в группах, дети выполняют одно и то же задание. Они проводят опыт по определению, какой участок языка чувствителен к сладкому, соленому, горькому и кислому. Они также проверяют, правильно ли то, что почувствовать вкус можно, растворив пищу в слюне. Можно провести опыт о вкусе сладких продуктов.
Возможна работа в парах. Чтобы убедиться, что у разных людей — различные чувства вкуса, учащиеся рассказывают друг другу, какая еда им нравится, какая — нет.
В дневнике здоровья они записывают или рисуют те блюда или продукты, вкус которых им нравится.
В качестве самостоятельного чтения учитель может предложить статью «Органы чувств можно тренировать» и материал из рубрики «Интересно знать».
В заключение урока проводится краткая обобщающая беседа по теме «Органы чувств»: какие органы чувств позволяют тебе воспринимать окружающий мир? Назови их. Расскажи об охране зрения. Как нужно беречь слух?
Домашнее задание может быть следующим. Ребенок готовит устное сообщение об одном из органов чувств (по выбору).
Кожа
Цели: познакомить учащихся со строением кожи, ее свойствами и значением; формировать у детей элементарные навыки ухода за кожей, волосами, ногтями, одеждой, обувью, учить простейшим приемам оказания первой помощи при ударах, порезах, ранениях, обморожениях.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы, плакаты по уходу за кожей, средства гигиены.
Ход урока
Проверка домашнего задания может быть проведена в виде одной из игр из серии «Ледокол» (на выбор учителя) или в виде конкурса на самый интересный материал об органах чувств у человека или у животных.
Проведение игры «Предметы» из серии «Ледокол».
Вводные вопросы классу: «дышит» ли кожа? Сколько пота выделяется у человека за сутки? Сколько микробов живет на твоей коже? Убивает ли кожа микробов? Полезен или вреден загар? Что следует. делать при обморожении? Можно ли выдавливать прыщики и гнойнички на коже?
Работа с вводными вопросами проводится по аналогии с предыдущими уроками.
Желательно провести простейшие опыты и наблюдения за кожей. Дети рассматривают ее через увеличительное стекло, изучают свойства с помощью заданий учебника.
В виде объяснительного чтения изучается статья «Свойства кожи». Учащиеся обращают внимание на рисунки, таблицу «Строение кожи», если она имеется, раздаточный материал, который можно изготовить, если есть ксерокс. Схематическое изображение кожи размножается. Второклассники могут рисовать, раскрашивать, подписывать названия частей кожи, отвечать на вопросы и задания в конце текста, записывать в тетради новые термины.
Следующий этап урока отводится на изучение статьи «Как нужно заботиться о коже». Так как статья не содержит ничего принципиально нового, то учащиеся могут прочитать ее сами. Здесь же возможно проведение парной работы — рассказы друг другу о том, как они содержат кожу в чистоте.
Примечание. Если класс работает в неспешном темпе, можно обойтись без второго этапа урока — он не так важен, так как в дальнейшем учащиеся в группах будут изучать тему «Уход за кожей».
Продолжает урок групповая работа по методике «Обучение сверстников». Одна из 4-5 групп готовит сообщение «Кожа» с помощью таблицы. Вторая группа — коллективный плакат «Уход за кожей». Его можно изготовить следующим образом. Лист бумаги делится на три части, причем одна из частей самая большая — на половину листа. Первая часть озаглавлена «Уход за кожей», вторая — «Уход за волосами», третья — «Уход за ногтями».
Плакат оформляется в виде коллективного рисунка. На карточках дети рисуют ванну, душ, мыло, руки под краном, мытье волос, расческу, стрижку и т.д. Затем карточки прикрепляются к каждой части.
Вариант работы для второй группы или же задание для еще одной группы — упражнение «Когда люди не болеют». Дети в группе должны дополнить предложения.
Когда я знаю, что руки нужно мыть, то я...
за волосами надо ухаживать, то я ...
ногти должны быть ...
Когда я умею
ухаживать за одеждой, то ...
ухаживать за обувью, то ...
Когда я хочу заботиться о чистоте своего тела, то ...
Третья группа готовит к показу приемы оказания первой помощи при ушибах, ссадинах, отморожении; четвертая — устный журнал «Любопытные факты» и игру «Разгадчик» из серии «Ледокол».