Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Учащиеся каждой группы поочередно отчитываются перед классом. Отчеты проходят в виде сообщения с демонстрацией таблицы или же как работа всего класса с раздаточным материалом (1 группа), упражнения «Когда люди не болеют» (как вариант), показа приемов оказания первой помощи, устного журнала и (или) игры.

Обобщается изученное по теме «Кожа».

Работа с дневником здоровья может быть проведена в виде теста в одной из групп или же в конце урока.

Дома дети готовят сообщения «Кожа», «Уход за кожей», записывают в тетради любопытные факты о коже. Учащиеся могут также в течение недели заполнять таблицу «Уход за кожей»:

Опора тела и движение

Цели: дать понятие о костной и мышечной системе че­ловека, познакомить со строением скелета в целом и отдельных его частей, его значением для функционирования организма.

Оборудование: учебник «Человек и мир», раздаточный материал, таблица «Скелет человека».

Ход урока

С целью проверки ранее изученного целесообразно за­слушать детские сообщения об уходе за кожей, интерес­ные факты о ней. Можно также проверить заполненные учащимися таблицы «Уход за кожей», подвести некото­рые итоги.

Начать объяснение нового материала можно с вопросов: что такое скелет? Одинаково ли развита у всех людей грудная клетка? Сколько у человека костей? Из чего со­стоит позвоночник? Почему мышца называется мышцей? Можно ли укрепить мышцы?

В тетради целесообразно записать названия частей ске­лета. Здесь и далее можно поиграть в игру «Печатная ма­шинка» из серии «Ледокол», используя новые термины.

В конце урока возможно самостоятельное чтение мате­риала из рубрики «Интересно знать» или же проведение устного журнала, где используются также данные из жизни некоторых животных.

Дома учащиеся готовят сообщение «Скелет человека», выполняют задания в дневнике здоровья.

Мышцы. Осанка. Растяжение, переломы и вывихи Цели: познакомить учащихся со строением мышц, их значением для организма человека; показать роль физкуль­туры и спорта для укрепления мышц; формировать навыки правильной осанки; учить приемам оказания первой помо­щи при растяжениях, переломах и вывихах.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы «Мыш­цы» и «Осанка», раздаточный материал «Мышцы», обору­дование для демонстрации приемов первой помощи при вывихах, растяжениях, переломах.

Ход урока

Проверка домашнего задания может быть проведена в виде фронтального опроса. Затем учитель может пред­ложить учащимся прощупать мышцы руки при ее сги­бании и разгибании, провести объяснительное чтение статьи «Мышцы». Параллельно желательна работа с ри­сунками в учебнике, с таблицей «Мышцы». Для самосто­ятельного чтения рекомендуется статья «Как устроены мышцы». Затем второклассникам можно предложить от­ветить на вопросы, выполнить задания: для чего необ­ходимы мышцы? Как они устроены? Благодаря какому свойству мышц мы совершаем движения? Рассмотрите рисунок. Покажите на нем мышцы рук, ног, спины, груд­ной клетки, лица, брюшные мышцы. (Если имеется раз­даточный материал, лучше провести эту работу с ним, раскрашивая рисунок.) Как вы думаете, какие профес­сии требуют большего развития мышц? Какие виды спорта развивают мышцы ног, а какие — мышцы рук? Как укрепляете мышцы вы?

Для изучения темы «Осанка» используются таблицы и практический показ. Второклассники обучаются правильной осанке стоя, сидя за партой, при вставании, при ходьбе, при выполнении привычных работ.

Желательны самостоятельное чтение учащимися ста­тьи «Осанка», а затем ответы на вопросы: что такое осан­ка? Что значит хорошая осанка в положении стоя? Сидя? При ходьбе? Для чего необходимо иметь правильную осанку?

Изучение приемов оказания первой помощи при растя­жениях, переломах и вывихах идет по методике «Обуче­ние сверстников». Ученики делятся на три группы. Первая группа готовится к показу приемов первой помощи при ра­стяжениях — накладыванию тугой повязки и холодного компресса; вторая — должна показать, что нужно сделать при переломах — с помощью внешнего осмотра и вопросов установить, сломана ли кость, зафиксировать сломанную конечность с помощью дощечки, палки и т.д., вызвать скорую медицинскую помощь; третья — будет демонстриро­вать оказание первой помощи при вывихах — наложение холодного компресса и обращение к врачу.  Если позволяет время, можно предложить учащимся самостоятельно прочитать материал из рубрики «Интерес­но знать».

В конце урока в словарик записываются новые терми­ны: мышцы, осанка, растяжение, вывих, перелом.

Изученное закрепляется с помощью вопросов и заданий учебника.

Дома ученики могут подготовить устное сообщение на одну из тем: «Для чего человеку нужны скелет и мышцы», «Как сохранить правильную осанку», «Как уберечься от травм, ушибов и переломов».

Можно предложить второклассникам в дневнике здоровья в течение недели понаблюдать за ролью физкультуры и спорта в своей жизни, заполняя при этом следующую таблицу:

 

Сердце и кровеносные сосуды

Цели: познакомить учащихся с системой кровообращения — сердцем и кровеносными сосудами, с их ролью г жизни организма, со значением физических упражнений для укрепления сердца; учить второклассников приемам оказания первой помощи при кровотечениях.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Кро­вообращение», раздаточный материал «Строение сердца» необходимые материалы для показа приемов оказания по­мощи при кровотечениях.

Ход урока

Урок можно начать с вводных вопросов: почему серд­це бьется? Что такое артерии и вены? Какого цвета кровь? Сколько всего крови в твоем теле? Из чего со­стоит кровь? Что такое пульс? Какой пульс у курицы, слона, обезьяны? Может ли пульс рассказать, здоров или болен человек?

Проводятся несложные опыты. Учитель может предло­жить прикоснуться ладонью к груди с левой стороны и по­слушать удары сердца. Рекомендуется сосчитать, сколько сокращений в минуту оно сделает. Для этого пальцами пра­вой руки дети нащупывают пульс (немного выше основа­ния большого пальца на левой руке).

Эффективно сочетать объяснительное чтение статей «Великий труженик — сердце», «Из чего состоит кровь» с работой по рисункам, таблицам, с раздаточным материа­лом, если он имеется. В качестве раздаточного материала может быть схематическое изображение сердца. Учащиеся раскрашивают рисунок, называют части сердца, органы кро­вообращения, стрелкой показывают движение крови и от­вечают на вопросы: какую роль выполняет сердце? Из ка­ких частей оно состоит? Для чего нужны кровеносные со­суды? Чем артерии отличаются от вен? Из чего состоит кровь? Какие из кровяных клеток борются с возбудителя­ми болезней? Какие переносят кислород? Какие помогают крови свертываться?

Второй этап урока можно провести по методике «Обу­чение сверстников». Учащиеся делятся на группы. Первая группа изготавливает таблицу «Строение сердца» с помо­щью заготовок — схематического рисунка, надписей; вто­рая — разрабатывает для разучивания серию упражнений для сердца; третья — выполняет задания по определе­нию пульса после различных видов деятельности (напри­мер, десяти приседаний, прыжков, танцев и т.д.); четвер­тая — готовится показывать приемы по оказанию первой помощи при кровотечениях из носа, небольших порезах, пятая выпускает устный журнал «Интересно знать».

После небольшой подготовки каждая группа по очереди работает с классом.

В конце урока, перед тем, как дети запишут новые тер­мины в тетрадь, полезно провести игру «Печатная машин­ка» из серии «Ледокол» с использованием слов: «сердце» «кровь», «артерии», «вены».

Подводятся итоги урока с помощью вопросов и заданий учебника.

Дома детям нужно подготовить сообщение «Сердце и кровеносные сосуды», в дневнике здоровья записать дан­ные наблюдений за собственным пульсом утром после сна, после утренней зарядки, во время приготовления домаш­них заданий, после подвижных игр или физического тру­да. Ребята могут записать в тетрадь и некоторые занима­тельные цифры и факты о кровообращении.

 

Органы дыхания

Цели: познакомить учащихся с органами дыхания, их ролью в жизнедеятельности организма, со значением чис­того воздуха для дыхания человека; учить детей прини­мать правильные решения при предложениях взрослых и детей употреблять табак, а также профилактике попада­ния инородных тел в дыхательные пути.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Органы дыхания», раздаточный материал, плакаты о вреде курения, атрибуты для проведения игр.

Ход урока

Проверка домашнего задания проводится в виде беседы о том, как учащиеся сохраняют свое сердце здоровым. Затем предлагаются вводные вопросы: может ли человек про­жить без воздуха? Почему легкие называются легкими? Сколько вдохов и выдохов ты делаешь в минуту? Сколько литров воздуха при этом ты вдыхаешь? Почему после фи­зических упражнений ты дышишь чаще? Можно ли ды­шать ртом? Сколько «невидимых врагов» находится в воз­духе? Почему возникает насморк? Почему мы чихаем и кашляем? Почему курить вредно?

Проделываются несложные опыты. Второклассникам предлагается посчитать, сколько вдохов и выдохов в минуту они делают, не задерживая при этом дыхания. То же проделывается после 20 быстрых приседаний.

Желательно прочитать статью «Дыхание человека», рассмотреть рисунок, таблицу, назвать органы дыхания, записать новые термины в тетрадь, отвечать на вопросы. Если есть раздаточный материал, изображающий органы дыхания, размноженный по количеству учащихся, то про­вести работу с ним.

Следующий этап урока можно организовать по методике «Обучение сверстников». Класс делится на группы. Учащиеся первой группы с помощью учебника и заготовок делают таб­лицу «Органы дыхания», второй — готовят сообщение или плакат «Гигиена воздуха»; третьей и четвертой групп изго­тавливают плакат о вреде курения, готовятся к разыгрыва­нию и обсуждению нескольких ситуаций о вреде курения, игры. Учащиеся пятой группы составляют правила, как избежать попадания в дыхательные пути инородных тел. Возможна и подготовка устного журнала.

Учитель выбирает из рекомендуемого материала нужный.

Учителю целесообразно обобщить пройденный материал, четко вы­деляя следующие направления:

- органы дыхания, их значение;

- роль чистого воздуха для организма, как следить за чистотой воздуха в помещении;

- вред курения, как предупредить появление этой вредной привычки;

- профилактика попадания инородных тел в дыхательные пути.

Дома учащимся можно предложить написать (нарисовать) в дневнике здоровья: что они делают для того, чтобы дышать чистым воздухом (влажная уборка, зелень в комнате, проветривание, сон при открытой форточ­ке, длительное пребывание на свежем воздухе, прогулки в лес, парк и др.); подготовить одно из сообщений: «Органы дыхания», «О вреде курения», «Гигиена воздуха».

 

Органы пищеварения

Цель: познакомить учащихся с органами пищеварения, их строением, значением их в жизнедеятельности организма.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Органы пищеварения», раздаточный материал.

Ход урока

Чтобы выяснить прочность усвоения предыдущего ма­териала, можно попросить второклассников рассказать о том, что они делают для того, чтобы дышать чистым воз­духом, заслушать их сообщения «Органы дыхания», «О вреде курения», «Гигиена воздуха».

Вводные вопросы к новому материалу: для чего еда не­обходима человеку? Все ли зубы одинаковые по форме? Сколько слюны выделяется у человека за сутки? Какой длины достигает кишечник? Что «печет» печень? Почему нельзя пробовать на вкус незнакомые растения?

Можно повторить пройденное в предыдущих классах. Примерные вопросы для повторения: почему пища должна быть разнообразной? Как надо правильно жевать и глотать? Какие витамины ты знаешь? Знаешь ли ты какие-либо органы пищеварения? Назови их. Как ты думаешь, для чего они нужны?

Желательно провести объяснительное чтение статьи «Что происходит с едой в нашем организме». Учитель может дополнить текст разнообразными интересными цифрами и фактами. Используется материал из рубрики «Интересно знать» о слюне. Детям предлагается рассмотреть рисунок и таблицу, показать и назвать органы пи­щеварения, записать названия новых терминов в тетрадь, поработать с раздаточным материалом — схема­тическим изображением органов пищеварения. Вопросы и задания в конце изучения статьи могут быть следующими.

- Назови органы пищеварения.

- Расскажи, что происходит с едой во рту?

- Как пища попадает в желудок?

- Что происходит с пищей в желудке? В тонком кишечнике? В толстом?

- Какая еда вредна для нашего желудка? Почему?

Возможна работа с дневником здоровья.

- Расскажи о своем режиме питания.

- Сколько раз в день ты ешь? Когда?

- Что обычно ты ешь на завтрак, обед, полдник, ужин? Можешь в течение 3-4 дней записывать свое меню в тетрадь.

- Как ты думаешь, правильно ли ты питаешься?

В качестве дополнительного материала для самостоя­тельного чтения можно использовать статью «Как мы гло­таем» и «Что «печет» печень».

В конце урока можно провести устный журнал «А как питаются животные?»

Домашнее задание: подготовить устное сообщение «Органы пищеварения», подобрать любопытные факты об органах пищеварения, о питании человека и животных.

 


Наша пища

Цели: сформировать представление о составе пищи — углеводах, белках, жирах, минеральных веществах, вита­минах, воде; познакомить учащихся с ролью пищи и ее составных частей для функционирования организма; про­должить работу над понятием «здоровая пища»; формиро­вать навыки правильного питания; учить детей выбирать полезную для здоровья пищу.

Оборудование: учебник «Человек и мир», плакаты, таб­лицы о питании, учебный материал для составления само­дельных таблиц и плакатов, реквизит для игр.

Ход урока

Проверку домашнего задания можно провести в виде 1-2 сообщений «Органы пищеварения», а также зачитать интересные факты на эту тему.

Провести объяснительное чтение статьи «Наша пища». Чтобы усвоение знаний проходило более эффективно, сразу же после чтения и ответов на вопросы возможна игра-пантомима. Учитель задает вопросы, что происхо­дит с детьми, которым не хватает в пище белка? углево­дов? витаминов? и т.д. Рассказ учителя о пище и ее составляющих может сопровождаться последовательным заполнением одного-двух плакатов «Пища» или «Мое меню». Например, в процессе изготовления плаката «Пища» сначала учитель прикрепляет карточки с изображением разных продуктов, затем — слово «строитель» и рисунок кирпичной стены и слово «топливо» и рисунок бензоколонки с автомобилем.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"