Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Учащиеся каждой группы поочередно отчитываются перед классом. Отчеты проходят в виде сообщения с демонстрацией таблицы или же как работа всего класса с раздаточным материалом (1 группа), упражнения «Когда люди не болеют» (как вариант), показа приемов оказания первой помощи, устного журнала и (или) игры.
Обобщается изученное по теме «Кожа».
Работа с дневником здоровья может быть проведена в виде теста в одной из групп или же в конце урока.
Дома дети готовят сообщения «Кожа», «Уход за кожей», записывают в тетради любопытные факты о коже. Учащиеся могут также в течение недели заполнять таблицу «Уход за кожей»:
Опора тела и движение
Цели: дать понятие о костной и мышечной системе человека, познакомить со строением скелета в целом и отдельных его частей, его значением для функционирования организма.
Оборудование: учебник «Человек и мир», раздаточный материал, таблица «Скелет человека».
Ход урока
С целью проверки ранее изученного целесообразно заслушать детские сообщения об уходе за кожей, интересные факты о ней. Можно также проверить заполненные учащимися таблицы «Уход за кожей», подвести некоторые итоги.
Начать объяснение нового материала можно с вопросов: что такое скелет? Одинаково ли развита у всех людей грудная клетка? Сколько у человека костей? Из чего состоит позвоночник? Почему мышца называется мышцей? Можно ли укрепить мышцы?
В тетради целесообразно записать названия частей скелета. Здесь и далее можно поиграть в игру «Печатная машинка» из серии «Ледокол», используя новые термины.
В конце урока возможно самостоятельное чтение материала из рубрики «Интересно знать» или же проведение устного журнала, где используются также данные из жизни некоторых животных.
Дома учащиеся готовят сообщение «Скелет человека», выполняют задания в дневнике здоровья.
Мышцы. Осанка. Растяжение, переломы и вывихи Цели: познакомить учащихся со строением мышц, их значением для организма человека; показать роль физкультуры и спорта для укрепления мышц; формировать навыки правильной осанки; учить приемам оказания первой помощи при растяжениях, переломах и вывихах.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы «Мышцы» и «Осанка», раздаточный материал «Мышцы», оборудование для демонстрации приемов первой помощи при вывихах, растяжениях, переломах.
Ход урока
Проверка домашнего задания может быть проведена в виде фронтального опроса. Затем учитель может предложить учащимся прощупать мышцы руки при ее сгибании и разгибании, провести объяснительное чтение статьи «Мышцы». Параллельно желательна работа с рисунками в учебнике, с таблицей «Мышцы». Для самостоятельного чтения рекомендуется статья «Как устроены мышцы». Затем второклассникам можно предложить ответить на вопросы, выполнить задания: для чего необходимы мышцы? Как они устроены? Благодаря какому свойству мышц мы совершаем движения? Рассмотрите рисунок. Покажите на нем мышцы рук, ног, спины, грудной клетки, лица, брюшные мышцы. (Если имеется раздаточный материал, лучше провести эту работу с ним, раскрашивая рисунок.) Как вы думаете, какие профессии требуют большего развития мышц? Какие виды спорта развивают мышцы ног, а какие — мышцы рук? Как укрепляете мышцы вы?
Для изучения темы «Осанка» используются таблицы и практический показ. Второклассники обучаются правильной осанке стоя, сидя за партой, при вставании, при ходьбе, при выполнении привычных работ.
Желательны самостоятельное чтение учащимися статьи «Осанка», а затем ответы на вопросы: что такое осанка? Что значит хорошая осанка в положении стоя? Сидя? При ходьбе? Для чего необходимо иметь правильную осанку?
Изучение приемов оказания первой помощи при растяжениях, переломах и вывихах идет по методике «Обучение сверстников». Ученики делятся на три группы. Первая группа готовится к показу приемов первой помощи при растяжениях — накладыванию тугой повязки и холодного компресса; вторая — должна показать, что нужно сделать при переломах — с помощью внешнего осмотра и вопросов установить, сломана ли кость, зафиксировать сломанную конечность с помощью дощечки, палки и т.д., вызвать скорую медицинскую помощь; третья — будет демонстрировать оказание первой помощи при вывихах — наложение холодного компресса и обращение к врачу. Если позволяет время, можно предложить учащимся самостоятельно прочитать материал из рубрики «Интересно знать».
В конце урока в словарик записываются новые термины: мышцы, осанка, растяжение, вывих, перелом.
Изученное закрепляется с помощью вопросов и заданий учебника.
Дома ученики могут подготовить устное сообщение на одну из тем: «Для чего человеку нужны скелет и мышцы», «Как сохранить правильную осанку», «Как уберечься от травм, ушибов и переломов».
Можно предложить второклассникам в дневнике здоровья в течение недели понаблюдать за ролью физкультуры и спорта в своей жизни, заполняя при этом следующую таблицу:
Сердце и кровеносные сосуды
Цели: познакомить учащихся с системой кровообращения — сердцем и кровеносными сосудами, с их ролью г жизни организма, со значением физических упражнений для укрепления сердца; учить второклассников приемам оказания первой помощи при кровотечениях.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Кровообращение», раздаточный материал «Строение сердца» необходимые материалы для показа приемов оказания помощи при кровотечениях.
Ход урока
Урок можно начать с вводных вопросов: почему сердце бьется? Что такое артерии и вены? Какого цвета кровь? Сколько всего крови в твоем теле? Из чего состоит кровь? Что такое пульс? Какой пульс у курицы, слона, обезьяны? Может ли пульс рассказать, здоров или болен человек?
Проводятся несложные опыты. Учитель может предложить прикоснуться ладонью к груди с левой стороны и послушать удары сердца. Рекомендуется сосчитать, сколько сокращений в минуту оно сделает. Для этого пальцами правой руки дети нащупывают пульс (немного выше основания большого пальца на левой руке).
Эффективно сочетать объяснительное чтение статей «Великий труженик — сердце», «Из чего состоит кровь» с работой по рисункам, таблицам, с раздаточным материалом, если он имеется. В качестве раздаточного материала может быть схематическое изображение сердца. Учащиеся раскрашивают рисунок, называют части сердца, органы кровообращения, стрелкой показывают движение крови и отвечают на вопросы: какую роль выполняет сердце? Из каких частей оно состоит? Для чего нужны кровеносные сосуды? Чем артерии отличаются от вен? Из чего состоит кровь? Какие из кровяных клеток борются с возбудителями болезней? Какие переносят кислород? Какие помогают крови свертываться?
Второй этап урока можно провести по методике «Обучение сверстников». Учащиеся делятся на группы. Первая группа изготавливает таблицу «Строение сердца» с помощью заготовок — схематического рисунка, надписей; вторая — разрабатывает для разучивания серию упражнений для сердца; третья — выполняет задания по определению пульса после различных видов деятельности (например, десяти приседаний, прыжков, танцев и т.д.); четвертая — готовится показывать приемы по оказанию первой помощи при кровотечениях из носа, небольших порезах, пятая выпускает устный журнал «Интересно знать».
После небольшой подготовки каждая группа по очереди работает с классом.
В конце урока, перед тем, как дети запишут новые термины в тетрадь, полезно провести игру «Печатная машинка» из серии «Ледокол» с использованием слов: «сердце» «кровь», «артерии», «вены».
Подводятся итоги урока с помощью вопросов и заданий учебника.
Дома детям нужно подготовить сообщение «Сердце и кровеносные сосуды», в дневнике здоровья записать данные наблюдений за собственным пульсом утром после сна, после утренней зарядки, во время приготовления домашних заданий, после подвижных игр или физического труда. Ребята могут записать в тетрадь и некоторые занимательные цифры и факты о кровообращении.
Органы дыхания
Цели: познакомить учащихся с органами дыхания, их ролью в жизнедеятельности организма, со значением чистого воздуха для дыхания человека; учить детей принимать правильные решения при предложениях взрослых и детей употреблять табак, а также профилактике попадания инородных тел в дыхательные пути.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Органы дыхания», раздаточный материал, плакаты о вреде курения, атрибуты для проведения игр.
Ход урока
Проверка домашнего задания проводится в виде беседы о том, как учащиеся сохраняют свое сердце здоровым. Затем предлагаются вводные вопросы: может ли человек прожить без воздуха? Почему легкие называются легкими? Сколько вдохов и выдохов ты делаешь в минуту? Сколько литров воздуха при этом ты вдыхаешь? Почему после физических упражнений ты дышишь чаще? Можно ли дышать ртом? Сколько «невидимых врагов» находится в воздухе? Почему возникает насморк? Почему мы чихаем и кашляем? Почему курить вредно?
Проделываются несложные опыты. Второклассникам предлагается посчитать, сколько вдохов и выдохов в минуту они делают, не задерживая при этом дыхания. То же проделывается после 20 быстрых приседаний.
Желательно прочитать статью «Дыхание человека», рассмотреть рисунок, таблицу, назвать органы дыхания, записать новые термины в тетрадь, отвечать на вопросы. Если есть раздаточный материал, изображающий органы дыхания, размноженный по количеству учащихся, то провести работу с ним.
Следующий этап урока можно организовать по методике «Обучение сверстников». Класс делится на группы. Учащиеся первой группы с помощью учебника и заготовок делают таблицу «Органы дыхания», второй — готовят сообщение или плакат «Гигиена воздуха»; третьей и четвертой групп изготавливают плакат о вреде курения, готовятся к разыгрыванию и обсуждению нескольких ситуаций о вреде курения, игры. Учащиеся пятой группы составляют правила, как избежать попадания в дыхательные пути инородных тел. Возможна и подготовка устного журнала.
Учитель выбирает из рекомендуемого материала нужный.
Учителю целесообразно обобщить пройденный материал, четко выделяя следующие направления:
- органы дыхания, их значение;
- роль чистого воздуха для организма, как следить за чистотой воздуха в помещении;
- вред курения, как предупредить появление этой вредной привычки;
- профилактика попадания инородных тел в дыхательные пути.
Дома учащимся можно предложить написать (нарисовать) в дневнике здоровья: что они делают для того, чтобы дышать чистым воздухом (влажная уборка, зелень в комнате, проветривание, сон при открытой форточке, длительное пребывание на свежем воздухе, прогулки в лес, парк и др.); подготовить одно из сообщений: «Органы дыхания», «О вреде курения», «Гигиена воздуха».
Органы пищеварения
Цель: познакомить учащихся с органами пищеварения, их строением, значением их в жизнедеятельности организма.
Оборудование: учебник «Человек и мир», таблица «Органы пищеварения», раздаточный материал.
Ход урока
Чтобы выяснить прочность усвоения предыдущего материала, можно попросить второклассников рассказать о том, что они делают для того, чтобы дышать чистым воздухом, заслушать их сообщения «Органы дыхания», «О вреде курения», «Гигиена воздуха».
Вводные вопросы к новому материалу: для чего еда необходима человеку? Все ли зубы одинаковые по форме? Сколько слюны выделяется у человека за сутки? Какой длины достигает кишечник? Что «печет» печень? Почему нельзя пробовать на вкус незнакомые растения?
Можно повторить пройденное в предыдущих классах. Примерные вопросы для повторения: почему пища должна быть разнообразной? Как надо правильно жевать и глотать? Какие витамины ты знаешь? Знаешь ли ты какие-либо органы пищеварения? Назови их. Как ты думаешь, для чего они нужны?
Желательно провести объяснительное чтение статьи «Что происходит с едой в нашем организме». Учитель может дополнить текст разнообразными интересными цифрами и фактами. Используется материал из рубрики «Интересно знать» о слюне. Детям предлагается рассмотреть рисунок и таблицу, показать и назвать органы пищеварения, записать названия новых терминов в тетрадь, поработать с раздаточным материалом — схематическим изображением органов пищеварения. Вопросы и задания в конце изучения статьи могут быть следующими.
- Назови органы пищеварения.
- Расскажи, что происходит с едой во рту?
- Как пища попадает в желудок?
- Что происходит с пищей в желудке? В тонком кишечнике? В толстом?
- Какая еда вредна для нашего желудка? Почему?
Возможна работа с дневником здоровья.
- Расскажи о своем режиме питания.
- Сколько раз в день ты ешь? Когда?
- Что обычно ты ешь на завтрак, обед, полдник, ужин? Можешь в течение 3-4 дней записывать свое меню в тетрадь.
- Как ты думаешь, правильно ли ты питаешься?
В качестве дополнительного материала для самостоятельного чтения можно использовать статью «Как мы глотаем» и «Что «печет» печень».
В конце урока можно провести устный журнал «А как питаются животные?»
Домашнее задание: подготовить устное сообщение «Органы пищеварения», подобрать любопытные факты об органах пищеварения, о питании человека и животных.
Наша пища
Цели: сформировать представление о составе пищи — углеводах, белках, жирах, минеральных веществах, витаминах, воде; познакомить учащихся с ролью пищи и ее составных частей для функционирования организма; продолжить работу над понятием «здоровая пища»; формировать навыки правильного питания; учить детей выбирать полезную для здоровья пищу.
Оборудование: учебник «Человек и мир», плакаты, таблицы о питании, учебный материал для составления самодельных таблиц и плакатов, реквизит для игр.
Ход урока
Проверку домашнего задания можно провести в виде 1-2 сообщений «Органы пищеварения», а также зачитать интересные факты на эту тему.
Провести объяснительное чтение статьи «Наша пища». Чтобы усвоение знаний проходило более эффективно, сразу же после чтения и ответов на вопросы возможна игра-пантомима. Учитель задает вопросы, что происходит с детьми, которым не хватает в пище белка? углеводов? витаминов? и т.д. Рассказ учителя о пище и ее составляющих может сопровождаться последовательным заполнением одного-двух плакатов «Пища» или «Мое меню». Например, в процессе изготовления плаката «Пища» сначала учитель прикрепляет карточки с изображением разных продуктов, затем — слово «строитель» и рисунок кирпичной стены и слово «топливо» и рисунок бензоколонки с автомобилем.