Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Для детского белья наиболее оптимальны хлопчатобумажные ткани и трикотажные полотна.

Верхняя детская одежда должна быть теплой, легкой, не стеснять движений детей. Для теплой верхней детской одежды рекомендуют­ся натуральные и искусственные меха, шерстяные и полушерстяные ткани рыхлых структур (пальтовые ткани, драпы).

Большое значение для детской одежды имеет ее конструкция, которая должна обеспечивать свободу движения, дыхания и крово­обращения. Тесная, плотно облегающая одежда сдавливает поверх­ность тела и может ухудшать общее самочувствие ребенка.

В холодное время года при пребывании детей в помещении одежда их обычно состоит из двух слоев (белье и костюм), а при пре­бывании на открытом воздухе — из трех слоев (белье, костюм, паль­то). Следует помнить, что слишком теплое одевание детей создает условия для простудных заболеваний.

Что касается требований к детской обуви, то в первую очередь ее размер, фасон и жесткость подошвы не должны препятствовать ана­томическому развитию стопы. Жесткая подошва, выполненная из синтетических материалов, затрудняет ходьбу, мешая подвижности в суставах, повышает температуру кожи ноги и потоотделение:

Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тес­ную, но и не на вырост. Тесная и короткая обувь в первую очередь некомфортна, т. к. причиняет боль, кроме того, она затрудняет по­ходку, может вызывать образование мозолей и нарушать рост и фор­му стопы. Наилучшим материалом для изготовления детской обуви, как летней, так и зимней, является натуральная кожа, обладающая высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью.

Время пребывания в спортивной резиновой обуви (кеды, полу­кеды) должно быть ограничено продолжительностью спортивных занятий. Не рекомендуется использовать специальную спортивную обувь в качестве сменной, школьной обуви.

Следует обучить детей простейшим приемам самостоятельного угода за одеждой и обувью:

— В школу обязательно ходить в школьной форме, сшитой из шерстяной ткани с содержанием 10—25% синтети­ческого волокна. Вместе с хлопчатобумажным нижним бельем школьная форма обеспечивает достаточное ко­личество тепла при температуре в классе 17—21 %.

— Возвратившись из школы, необходимо переодеться, по­весить школьную форму в определенное место.

— На уроки физической культуры приходить только в спортивной форме.

— Выполняя работу по дому или по самообслуживанию в школе, надевать халат или фартук.

— Во время еды, мытья посуды нельзя вытирать руки об одежду, следует пользоваться салфетками, полотенцем.

— Садиться только на чистый стул; нельзя садиться на зем­лю, на пол.

— Постоянно следить за исправностью одежды, очищать от пыли щеткой (только не в жилой комнате).

— Обувь подбирать соответственно размерам стопы. Тес­ная или свободная обувь мешает нормальному росту ноги, затрудняет передвижение. В целях предупрежде­ния плоскостопия носить обувь на невысоком в 1,5—2 см каблуке.

Гигиена помещения. Школа является для детей наглядным при­мером гигиенического содержания помещения. Влажную уборку классных помещений и спортивного зала проводит технический персонал после занятий между сменами обязательно при открытых фрамугах и форточках. Утром можно привлекать дежурных уча­щихся к вытиранию пыли влажной тряпкой на школьной мебели и подоконниках. Для того, чтобы ученики постоянно дышали свежим и чистым воздухом, крайне важно соблюдать режим проветривания класса. Регулярное проветривание класса — это обязанность педаго­га и его помощников - дежурных.

Коридоры, спортзал и актовый зал проветривает во время уроков технический персонал.

В теплое время года фрамуги и форточки можно держать от­крытыми весь день. В холодную погоду дежурные открывают их на каждой перемене. В это время все учащиеся обязаны выходить из класса.

Нормальной температурой воздуха в классе считается 16—18°С, повышение температуры до 26°С отрицательно влияет на умствен­ную деятельность учащихся.

Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оз­доровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологиче­ского равновесия организма со средой, в которой осуществля­ются воспитание и обучение, так как он основан на всесторон­нем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребен­ка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический ха­рактер, регулярность отдельных элементов режима и их чере­дование способствуют нормальному функционированию и чет­кому взаимодействию всех органов и систем. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высо­кую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повы­шает общую сопротивляемость организма, создает благоприят­ные условия для физического и психического развития.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет осо­бое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адап­тации к нелегким для организма ребенка физическим и психиче­ским нагрузкам, связанным с систематическим обучением, лом­ка старых стереотипов поведения и деятельности и создание но­вых предъявляют повышенные требования ко всем физиологи­ческим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адапта­ции к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным от­клонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспо­койство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физи­ческом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима — одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оз­доровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма яв­ляется условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные иг­ры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома (со второго полугодия), отдых по собственному выбору (свободное вре­мя), прием пищи, личная гигиена.

Таким образом, гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий. 

1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир»

 

Основная цель изучения темы «Организм человека» в начальных классах — сформировать гигиеническую культуру учащихся, научить ребенка самому заботиться о своем здоровье, воспитывать у учащихся навыки здорового образа жизни.

В начальной школе учащиеся получают элементарные зна­ния о строении человеческого тела, о наружных и внутренних органах. Эти знания будут содействовать формированию навыков личной и общественной гигиены, навыков здорового образа жизни. Дети должны уяснить, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение принимать ценные для здоровья решения.

Тема «Организм человека» является частью раздела «Человек и его здоровье» курса «Человек и мир».

В учебниках для начальных классов содержится основной, обязательный для изучения материал, включающий в себя статьи о системах, органах человеческого тела, материал из рубрики «Азбука здоровья», «Первая помощь», а также вопросы и задания.

Необязательным для изучения является материал из рубрики «Интересно знать». Однако он может использоваться при организации парной и групповой работы в качестве дополнительного материала, для организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, для самостоятельного изучения.

Таким образом, в младшем школьном возрасте у детей формируется представление как о функционировании организма человека в целом, так и о строении и работе основных органов и систем. Эти знания будут содействовать формированию навыков личной и общественной гигиены, навыков здорового образа жизни. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение принимать ценные для здоровья решения.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. На уроке по теме «Организм человека» должны широко использоваться раздаточный материал, наглядность, практическая деятельность школьников и дидактические игры. Наиболее эффективны те виды работ, в процессе которых дети «учатся руками» — рисуют, пишут, раскладывают, показывают и т.п.

В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, В. И. Кучинский, С. П. Докиш рекомендуют проводить урок в форме свободного занятия, когда ребята имеют возможность двигаться по классу, подходить к учителю, товарищам, разговаривать. Эффективны в этом отношении пар­ные и групповые формы работы, сопряженные с выходом из-за парты, задания, связанные с физическими упражне­ниями, и т.п. [19, с. 7].

В начальных классах уроки желательно облекать в занимательную форму. Методисты отмечают, что хорошие результаты дают уроки-путешествия в Страну здоровья, Лесную аптеку, Страну чистоты и порядка, Страну вкусной и полезной еды и т.д.; различного вида школы — правильного питания, гигиены и др., уроки-игры — «Что? Где? Когда?», «КВН», уро­ки-викторины и т.д. [3, с. 39].

Основным средством обучения является учебник. Учебники хорошо иллюстрированы. В них много знакомых персонажей — героев сказок и мультфиль­мов. Материал дифференцирован на обязательный для изучения и необязательный. Учащиеся имеют возможность работать с дневником здоровья.

Тексты в учебнике можно подразделить на тексты для обязательного чтения учащихся и те, которые учитель сам читает на уроке. Это позволит сэконо­мить время, т.к. темп чтения у детей младшего школьного возраста медленный. Тексты для дополнительного чтения учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе и для организации самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися, а также для домашних заданий (по желанию детей). Дополнительные тексты различаются по объему и сложности, поэтому по ним могут работать как сильные, так и слабые ученики. К третьей группе можно отнести материалы рубрики «Интересно знать». Предусмотрены вопросы и задания для парной и групповой работы.

Так как основной материал по теме «Человек и его здоровье» изучается во 2 классе, рассмотрим более подробно особенности построения учебника для детей данной возрастной группы. В содержании учебника прослеживаются три направления: основные статьи по анатомии и физиологии человека; материалы по здоровому образу жизни, профилактике различных заболеваний (рубрика «Азбука здоровья»); оказание помощи в различных ситуациях (рубрика «Первая помощь»). Кроме того, имеются рубрики «Внимание! Радиационная опасность!», «Азбука милосердия», «Интересно знать», «Дополнительный материал».

В начале каждой темы предлагаются вопросы и задания для опытов, наблюдений, размышлений. Главы заканчиваются серией контрольных вопросов «Проверь себя».

Вопросы и задания можно подразделить на:

- вводные, в начале изучения темы. Они включают в себя вопросы и задания для самостоятельных наблюдений;

- текущие, в конце каждой статьи, в т.ч. и для рабо­ты над рисунками;

- обобщающие вопросы и задания в конце темы;

- вопросы и задания для парной и групповой работы;

- домашние задания;

- задания для ведения дневника здоровья, для работы в тетради.

Особое внимание нужно обратить на вопросы и задания для парной и групповой работы, так как они наиболее эффективны для формирования практических навыков здорового образа жизни.

Среди заданий важно выделить работу с дневником здоровья, а также с тетрадью.

Своеобразным дневником здоровья может служить тетрадь, в нее учащиеся заносят различные сведения о себе (дату рождения, количество полных лет, вес, рост и др.), о своем здоровье, об успехах в овладении теми или иными навыками здорового образа жизни. Ведение дневника позволяет ребенку совершенствовать навыки самооценки, самоконтроля, фиксировать конкретные шаги к здоровью.

Тетрадь можно озаглавить так: Дневник здоровья, Расту здоровым, Мои шаги к здоровью и т.д. Для оформления тетради ученик может использовать свои фотографии, рисунки. Задания по ведению дневника предусмотрены в учебнике.

В тетради также записываются результаты опытов и наблюдений. Например, при изучении темы «Органы чувств» ребята могут записывать, какие необычные звуки они услышали, какие запахи им нравятся и др.

Ведется словарик, в который записываются основные термины. Могут заполняться различные таблицы. Например, в течение недели ребята контролируют формирование навыков по уходу за зубами.

В тетради записываются основные правила (ухода за кожей, за зрением, слухом и др.).

Можно делать некоторые зарисовки отдельных органов в виде схематических изображений или контурных рисунков с названиями их некоторых частей.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"