Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблем бюджетно-финансовой самостоятельности муниципального самоуправления. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования муниципального бюджета как основы бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
изучить основные тенденции формирования и использования муниципального бюджета в современных условиях экономики России;
проанализировать бюджет муниципального образования г.Нефтекамск;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ
1.1. Социально-экономическая характеристика…………………………………..7
1.2. Устав Городского округа город Нефтекамск РБ……………………………18
1.3.Организационная структура управления администрации городского округа города Нефтекамск…………………………………………………………………34
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
2.1.Анализ доходов и расходов бюджета…………………………………………39
2.2.Анализ финансовой самостоятельности бюджета………...…………………53
3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретические основы местного самоуправления…………..………………63
3.2.Сущность муниципального бюджета……………………………….………..77
3.3.Разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления……………………..…………….83
3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломный проект бюджет ГО.docx

— 248.92 Кб (Скачать)


минобрнауки  РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

дипломный проект

 

На тему: «Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности

(на примере городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан)»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЗС(Нф)-061000-54(К)                                            Н.А.Мухаметова

 

Руководитель

(д.э.н., профессор)                                                                              О.И.Боткин

 

Допущен к защите в ГАК                                          «___»____________2011г.

 

Зав.кафедрой УСЭС

(д.э.н., профессор)                                                                             О.Д.Головина

 

Ижевск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ

1.1. Социально-экономическая характеристика…………………………………..7

1.2. Устав Городского округа  город Нефтекамск РБ……………………………18

1.3.Организационная структура  управления администрации городского округа города Нефтекамск…………………………………………………………………34

2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

2.1.Анализ доходов и  расходов бюджета…………………………………………39

2.2.Анализ финансовой самостоятельности  бюджета………...…………………53

3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Теоретические основы  местного самоуправления…………..………………63

3.2.Сущность  муниципального  бюджета……………………………….………..77

3.3.Разработка мероприятий  по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления……………………..…………….83

3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..95

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….99

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...103

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся за последние  годы система местного самоуправления в России характеризуется существенными  трансформационными изменениями, в  результате которых местные органы власти из низового звена государственной  властно-субординационной иерархии превратились в самостоятельный институт местного самоуправления.

Для целостного сущностного  понимания местного самоуправления следует выделить, по меньшей мере, две составляющие, характеризующие  его дуалистическую природу. С одной  стороны местное самоуправление занимает особое место в государстве  в силу своей общественно-государственной  природы, поскольку является неотъемлемым элементом государственного устройства. Однако, с другой стороны, местное  самоуправление сохраняет свою качественную определенность, отличающую его от других уровней управления - государственного и регионального. Муниципальное  самоуправление отличается от других уровней управления целью и миссией  существования. В качестве важнейшей  миссии и цели муниципальной деятельности выступает устойчивое, стабильное повышение  качества жизни на территории муниципальных  образований.

Финансовое обеспечение  деятельности муниципальных образований  на сегодняшний день является одним  из самых сложных и актуальных вопросов реформы местного самоуправления. Развитие муниципальных финансов предопределяется новым форматом взаимоотношений  между органами государственной  власти и местного самоуправления и  требует осуществления комплекса  мероприятий, направленного на повышение  эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами. В частности, эти меры должны включать:

  • внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, усиление роли и значения среднесрочного финансового планирования;
  • введение в бюджетную практику реестра расходных обязательств с учетом объективных потребностей и обоснованности осуществления расходов;
  • переход к новым механизмам и формам предоставления государственных (муниципальных) услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств: нормативно-подушевому финансированию; субсидированию потребителя; социальному заказу (договорному финансированию); финансированию дополнительно установленных индивидуальных заданий бюджетным учреждениям при осуществлении сметного финансирования;
  • усиление ответственности органов местного самоуправления за исполнение делегируемых полномочий, в том числе посредством развития системы мониторинга и контроля за реализацией переданных полномочий;
  • стимулирование органов местного самоуправления к увеличению доходов в местные бюджеты;
  • совершенствование механизмов распределения финансовой помощи местным бюджетам путем формирования принципов и условий ее предоставления;
  • повышение качества и прозрачности управления муниципальными финансами, включая: усиление контроля за эффективностью управленческих процессов на основе мониторинга и анализ показателей деятельности каждого муниципального образования; управление собственностью на основе инструментов финансового менеджмента, контроллинга, инвестиционного менеджмента и др.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в Российской Федерации реформы местного самоуправления. Основная задача организации муниципальных финансов - обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям.

Реформа местного самоуправления, бюджетной и налоговой систем, активно проводимая в современных  условиях, оказывает прямое влияние  на состояние экономики муниципальных  образований. Экономическая самостоятельность  становится главным условием реализации новой роли российских городов - обеспечение  жизнедеятельности соответствующих  территорий. На фоне происходящих реформ особую актуальность приобретают вопросы  формирования местных бюджетов, как  экономической основы местного самоуправления.

Цель данной работы –  изучение проблем бюджетно-финансовой самостоятельности муниципального самоуправления. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования муниципального бюджета как основы бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • изучить основные тенденции формирования и использования муниципального бюджета в современных условиях экономики России;
  • проанализировать бюджет муниципального образования г.Нефтекамск;
  • предложить основные мероприятия по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • осуществить прогнозирование параметров бюджета городского округа  Нефтекамск в рамках повышении его бюджетно-финансовой самостоятельности.

Объектом исследования выступает  деятельность муниципального образования  г.Нефтекамск, предметом исследования – процесс формирования и использования  муниципального бюджета в рамках этой деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что положения  работы могут быть эффективно использованы муниципальными образованиями при  осуществлении своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ

 

    1. Социально-экономическая характеристика

 

Город Нефтекамск расположен на северо-западе Республики Башкортостан, в 220 км от Уфы, вблизи многоводной реки Камы. По численности и производству промышленной продукции Нефтекамск – четвертый город Республики Башкортостан после Уфы, Стерлитамака и Салавата. Город занимает территорию 147,25 км2, граничит с Краснокамским и Янаульским районами Башкортостана. В городе проживают около 130 тыс. жителей 49 национальностей, средний возраст жителей – 36 лет. Через город проходит развитая сеть автомобильных дорог Уфа – Янаул, Самара – Уфа (Нефтекамск – Дюртюли – Буздяк), связывающая его с Уфой, Бирском, Янаулом, Агиделью, Октябрьским, Ижевском, Казанью и Пермью. Ближайшей узловой железнодорожной станцией, расположенной в 50 км от города, является Янаул.

Своим рождением Нефтекамск обязан «черному золоту», найденному в 1955г. около старинного марийского села Арлан. Вслед за разведчиками пришли нефтедобытчики, а затем и строители. Растущая добыча нефти, строительство  и обустройство поселка в шестидесятые годы требовали бесперебойного энергоснабжения.

В 1962г. начинается строительство  Кармановской гидроэлектростанции  и создание искусственного водохранилища. В 1963г. рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Основатели Нефтекамска  постарались дать городу разностороннее развитие. В 1968г. началось строительство  завода искусственных кож. А в 1971г. была выбрана промышленная площадка под строительство завода по производству автосамосвалов. Одновременно со строительством крупных промышленных предприятий возводились школы, больницы и культурные учреждения.

Сегодня Нефтекамск – один из крупных городов Башкортостана, являющийся промышленным, образовательным  и культурным центром северо-запада республики.

Основой экономики города является стабильное развитие предприятий  промышленности. Ведущее место в  промышленном производстве города занимают машиностроение и электроэнергетика.

ОАО «Нефтекамский автозавод» – крупнейшее в России предприятие  по производству спецнадстроек на шасси  «КамАЗ». Оно является флагманом  машиностроения республики, каждый третий автобус в стране выпускается  на данном предприятии.

Ордена Трудового Красного Знамени Кармановская ГРЭС имени 50-летия  Советской Башкирии – самая крупная  электростанция в энергосистеме  Республики Башкортостан, а также  одна из крупнейших тепловых электрических  станций Российской Федерации. Ее по праву называют флагманом башкирской энергетики.

Открытое акционерное  общество «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» является одним из крупнейших в СНГ  производителей и поставщиков самой  разнообразной искусственной кожи, предприятием с технологически законченным  циклом производства.

В числе ведущих отраслей экономики Нефтекамска уже полвека  остается нефтедобыча. После реструктуризации АНК «Башнефть» в городе на базе НГДУ «Арланнефть» образованы предприятия  по обслуживанию добычи нефти и газа, вошедшие в состав АНК «Башнефть-Янаул». Нефтяники города занимаются разработкой  прогрессивных технических и  технологических решений, обеспечивая  дальнейшее развитие нефтяной и газовой  промышленности.

В числе стабильно работающих предприятий – ООО «Нефтекамский  завод нефтепромыслового оборудования».

Нефтекамское управление буровых работ является крупным  структурным предприятием в области  разведки, строительства, освоения и  капитального ремонта скважин. Радиус действия предприятия составляет более  300 км.

Активно развивается в  Нефтекамске строительство. Изменяется облик города, возводятся и реконструируются объекты в современном стиле. Такие предприятия, как ГУП «Нефтекамскстройзаказчик», ОАО «Башнефтепромстрой», ОАО «СУ-822»  и ОАО «Интегралжилстрой» выполняют  большой объем строительно-монтажных  работ в городе и близлежащих  районах. Высокими темпами растет строительство  индивидуального жилья. Определенных результатов достигают предприятия  пищевой промышленности ОАО «Нефтекамский  гормолзавод», ОАО «Нефтекамский  хлебокомбинат». В городе работают 19 хлебопекарных минипроизводств. Наиболее крупным производителем мясокопченостей, колбасных изделий является мясокомбинат «Камский бекон».

Индивидуально-трудовой деятельностью  занято более 3,5 тыс. граждан, зарегистрировано более 500 малых предприятий. Они охватывают практически все сферы экономики. Малый бизнес формирует сегодня  около 80% товарооборота города.

Рассмотрев экономико-географическое положение г.Нефтекамск, перейдем к  изучению его основных социально-экономических  показателей за 2009г.

Основные социально экономические  показатели го г. Нефтекамск за 2009г. приведены  в таблице 1. На ее основании можно  сделать следующие выводы.

1. Промышленность. За 2009г.  оборот организаций городского  округа составил 28855 млн. руб., отгружено  товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными  силами (с учетом территориальных  обособленных подразделений)  на  сумму 25277 млн. руб., в том числе  объем отгруженной промышленной  продукции составил 19123,3 млн. руб.  Индекс промышленного производства  – 67,6%.

Информация о работе Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности