Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа
Цель данной работы – изучение проблем бюджетно-финансовой самостоятельности муниципального самоуправления. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования муниципального бюджета как основы бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
изучить основные тенденции формирования и использования муниципального бюджета в современных условиях экономики России;
проанализировать бюджет муниципального образования г.Нефтекамск;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ
1.1. Социально-экономическая характеристика…………………………………..7
1.2. Устав Городского округа город Нефтекамск РБ……………………………18
1.3.Организационная структура управления администрации городского округа города Нефтекамск…………………………………………………………………34
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
2.1.Анализ доходов и расходов бюджета…………………………………………39
2.2.Анализ финансовой самостоятельности бюджета………...…………………53
3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретические основы местного самоуправления…………..………………63
3.2.Сущность муниципального бюджета……………………………….………..77
3.3.Разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления……………………..…………….83
3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления стал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Законе зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты, что минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности13.
Закон устанавливает, что
финансовые средства, необходимые для
осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных
Таким образом, местный бюджет
- это объективно обусловленное звено
финансовой системы, особый сегмент
денежных отношений, связанный с
формированием, распределением и использованием
централизованного фонда
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Источники доходов местных бюджетов показаны на рисунке 3.
По порядку и условиям
зачисления в бюджет доходы подразделяются
на собственные и регулирующие15(
Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
1) налоговые доходы, закрепленные
за соответствующими бюджетами,
2) неналоговые доходы:
3.3.Разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления
Анализ литературы, посвященной вопросам бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления, позволяет обозначить следующие основные векторы возможного повышения бюджетно-финансовой самостоятельности системы местного самоуправления:
1) создание системы стимулов
для проведения
2) обеспечение различных
подходов к территориям с
3) учет местных приоритетов при формировании финансовой политики.
В этих целях целесообразно
осуществить следующий комплекс
изменений бюджетно-налоговой
1. Усилить роль местных
налогов в формировании
Необходимо вернуться
к обсуждению вопроса о степени
самостоятельности
Возможно рассмотрение вопроса
о придании статуса местных некоторым
другим налогам (например, транспортному
налогу; налогам, связанным с применением
специальных налоговых режимов)
В частности распределение транспортного налога может происходить по трем вариантам19:
1) предоставление ему
статуса местного налога
2) полное перечисление
поселениям и городским
3) распределение налога
между всеми уровнями
Налог на доходы физических лиц - сегодня это основной налоговый источник муниципалитетов, дополнительно единые отчисления от него передали районам в 2009г. 32 региона, поселениям - 6 регионов. Опыт регионов даже с высоким уровнем внутренней дифференциации налоговой базы (например, Вологодская область) показывает, что существует потенциал для дополнительной передачи местным бюджетам до 15% НДФЛ без риска разбалансировки бюджетной системы.
Налог на прибыль в качестве
возможного источника доходов местных
бюджетов вызывает противоречивое отношение.
Некоторыми экспертами он называется
в качестве одного из самых желательных
для муниципалитетов и
Налоги, связанные с применением
специальных систем налогообложения
(единый налог на вмененный доход;
единый налог, связанный с применением
упрощенной системы налогообложения;
единый сельскохозяйственный налог), отчасти
закреплены за местными бюджетами федеральным
законодателем; распространена передача
муниципалитетами нормативов отчислений
от них региональными
2. Нормативы отчисления
от федеральных и региональных
налогов должны быть
Реализация подобного
подхода требует точного
3. Выбор налогов, нормативы
отчислений от которых
Критериями отбора здесь могут быть22:
1) единые концептуальные
принципы (например, однотипность объектов
налогообложения - имущество, доходы
субъектов со специальными
2) способность стимулировать
муниципалитет к развитию
3) степень дифференциации
размера поступлений от налога
по различным муниципальным
4) удельный вес налога,
его способность решать
5) практика применения
нормативов отчисления на
4. В отличие от городских
округов, применительно к
Необходимо сохранить за субъектами Федерации право закреплять за местными бюджетами дифференцированные отчисления от налогов в счет финансовой помощи, без ограничения перечня налогов и сроков.
Учитывая, что даже реализация
обозначенных выше предложений не исключает
наличия финансово
Кроме того, заслуживает рассмотрения вопрос о нормировании федеральным законодательством минимальной доли консолидированных местных бюджетов в общем объеме консолидированного регионального бюджета, а также доли субсидий в общем объеме межбюджетных трансфертов.
5. Представляется необходимым
ослабить предусмотренные
6. Становится очевидной
необходимость систематизации
Каждый вид финансовой
помощи должен иметь свою цель, увязанную
с общей системой финансовой поддержки,
и отвечать задаче повышения эффективности
федеральной межбюджетной поддержки.
Организация системы
Исходя из этого требуется
тщательно проанализировать сложившуюся
систему межбюджетных трансфертов
с целью определения
Необходимо определить цели и задачи каждого элемента системы межбюджетных трансфертов. Установление нескольких целей для одной формы межбюджетной поддержки может привести к тому, что ни одна из них не будет эффективно достигнута. При наличии четко сформулированной цели предоставления межбюджетных трансфертов методология их распределения должна полностью им соответствовать, а использование этого механизма для достижения других целей должно быть ограничено.
Этот принцип полностью отвечает реформе бюджетного процесса в части применения бюджетирования, ориентированного на результат.
Предлагаемый комплекс мероприятий, как представляется, способен повысить уровень фискальной автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов.
Информация о работе Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности