Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблем бюджетно-финансовой самостоятельности муниципального самоуправления. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования муниципального бюджета как основы бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
изучить основные тенденции формирования и использования муниципального бюджета в современных условиях экономики России;
проанализировать бюджет муниципального образования г.Нефтекамск;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ
1.1. Социально-экономическая характеристика…………………………………..7
1.2. Устав Городского округа город Нефтекамск РБ……………………………18
1.3.Организационная структура управления администрации городского округа города Нефтекамск…………………………………………………………………34
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
2.1.Анализ доходов и расходов бюджета…………………………………………39
2.2.Анализ финансовой самостоятельности бюджета………...…………………53
3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретические основы местного самоуправления…………..………………63
3.2.Сущность муниципального бюджета……………………………….………..77
3.3.Разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления……………………..…………….83
3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломный проект бюджет ГО.docx

— 248.92 Кб (Скачать)

 

Оценка исполнения расходной  части бюджета городского округа Нефтекамск за 2007-2009гг. приведена в  таблице 9.

Уровень исполнения бюджета  по расходной части (97,61-99,01) также  позволяет судить о неполном объеме ее исполнения. Следует также отметить низкий уровень расходов на социальную политику в каждом из годов анализируемого периода.

                                                                                                                    Таблица 9

Динамика исполнения расходной  части бюджета го г. Нефтекамск, тыс.руб.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета, %

План

Факт

Исполнение бюджета, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общегосударственные вопросы

38166

38152

99,96

56263

56110

99,73

32570

31852

97,80

Национальная безопасность  и  правоохранительная деятельность

13386

13386

100,00

19182

19182

100,00

15104

15104

100,00

Национальная экономика

2184

2184

100,00

51

51

100,00

2257

1241

54,98

Жилищно-коммунальное хозяйство

158872

158872

100,00

284955

284945

100,00

384097

384097

100,00

Образование

488607

488337

99,94

600132

598373

99,71

663020

638293

96,27

Культура, кинематография и  средства массовой информации                   

25888

25869

99,93

48417

48413

99,99

26625

26625

100,00

Здравоохранение и спорт

107847

107427

99,61

130664

130404

99,80

100408

99930

99,52

Социальная политика

51908

34009

65,52

66527

56772

85,34

66798

62910

94,18

Всего расходов

886858

868236

97,90

1206191

1194250

99,01

1290879

1260052

97,61


 

Для анализа профицитности (дефицитности) бюджета городского округа Нефтекамск сопоставим его доходную и расходную части3 (таблица 10).

                                                                                                                   Таблица10

Динамика профицитности (дефицитности) бюджета го г. Нефтекамск, тыс.руб.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

1

2

3

4

Доходы бюджета

875143

1191886

1242381

Расходы бюджета

868236

1194250

1260052

Профицит (дефицит) бюджета

6907

-2364

-17671


 

Анализ таблицы 10 позволяет  сделать вывод о том, что за анализируемый период бюджет переходит  от профицитной к дефицитной форме формирования (рисунок 8).

Рис.8 Сопоставление доходов и расходов бюджета

городского округа Нефтекамск, тыс.руб.

Важнейшей характеристикой  бюджетной независимости и самостоятельности  муниципальных бюджетов является его  дотационность4. На сегодняшний день дотационность бюджетов большинства муниципальных образований является проблемой бюджетной системы России.

Оценим степень дотационности  бюджета городского округа Нефтекамск за 2007-2009гг. (таблица 11, рисунок 9).

                                                                                                                 Таблица 11

- Динамика дотационности  бюджета городского округа Нефтекамск, тыс.руб.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

1

2

3

4

Безвозмездные поступления

359606

497672

716181

Всего доходов

875143

1191886

1242381

Уровень дотационности

0,41

0,42

0,58


 

Рис.9. Уровень дотационности бюджета городского округа Нефтекамск

Оценка степени дотационности  бюджета городского округа Нефтекамск за 2007-2009гг. позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период происходит рост уровня дотационности бюджета.

Таким образом, в данной главе  была изучена бюджетная финансовая самостоятельность городского округа Нефтекамск по следующим направлениям:

  • анализ доходов и расходов бюджета городского округа Нефтекамск;
  • анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск.

Анализ динамики доходов  бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) по сравнению с 2007г.  общий объем доходов бюджета  в 2008г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136,19%), причиной чего  стали рост безвозмездных поступлений,  увеличение поступлений от налога  на прибыль и доходы, а также  рост доходов от продажи материальных  и нематериальных активов;

2) в 2009г. объем доходов  бюджета по сравнению с 2008г.  возрос в относительном выражении  незначительно -  на 4,24% (в абсолютном  отношении рост составил 50495 тыс.  руб.).

В структуре доходов бюджета  городского округа Нефтекамск значительно  преобладают безвозмездные поступления  от других уровней бюджета Российской Федерации, а также налоги на прибыль  и доходы.

Анализ структуры доходной части бюджета с выделением таких  видов доходов, как налоговые  поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления позволил сделать следующий вывод: за период 2007-2009гг. снижаются доли налоговых  и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений

Анализ динамики  расходов бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) в 2008г. по сравнению  с 2007г. наблюдается рост расходов  бюджета на 326014 тыс. руб. (темп  роста 137,55%), при этом происходит  рост по всем видам составляющих  расходов, за исключением расходов  на национальную экономку;

2) по сравнению с 2008г.  в 2009г. в относительном выражении  расходы бюджета выросли незначительно  (на 5,51%), в абсолютном выражении  рост составил 65802 тыс. руб.

Анализ структуры расходной  части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод  о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и  спорт.

Анализ финансовой самостоятельности  бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы:

1) за анализируемый период  бюджет переходит от профицитной  к дефицитной форме формирования;

2) происходит рост уровня  дотационности бюджета, снижается  финансовая самостоятельность бюджета.

 

 

 

 

 

    1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Теоретические основы  местного самоуправления

 

Одной из ключевых проблем  становления современной местной  власти и современного российского  общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи  с целями и задачами государственного и общественного развития.

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования  и практики организации уже многие десятилетия являются предметом  научного осмысления и широких общественных дискуссий.

Важнейшим и необходимым  условием полного и эффективного осуществления задач и функций  местного самоуправления является гарантированность  прав местного самоуправления.

Вопросы классификации гарантий местного самоуправления имеют, несомненно, как теоретическое, так и практическое (прикладное) значение. В теоретическом  аспекте классификация позволяет  обеспечить логичность и последовательность научного исследования. «В практической плоскости, - пишет М.В. Карасева, - классификация  обеспечивает научный подход в выборе форм и методов правового регулирования, в построении научного материала  и т.д.». Более того, «правильно составленная классификация, отобразив закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между  изучаемыми объектами и помогает исследователю ориентироваться  в самых сложных ситуациях, служит основой для обобщающих выводов  и прогнозов».

В законодательстве не существует четкого решения вопроса о  классификации гарантий местного самоуправления. Подходы же к классификации гарантий местного самоуправления, имеющиеся  в юридической литературе, наоборот, отличаются большим разнообразием.

 Понятие гарантии местного  самоуправления - система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии.

Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступав в качестве важнейших основ жизнедеятельности  людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс  самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои  и ценности общества, которые:

- служат предпосылками  стимулирования развития местного  самоуправления;

- обеспечивают определенную  устойчивость и стабильность  в деятельности органов местного  самоуправления;

- создают реальные возможности  для наиболее полной реализации  норм, устанавливающих компетенцию  органов местного самоуправления.

Экономической гарантией  местного самоуправления служит экономическая  система общества, в основе которой  лежат принципы свободы экономической  деятельности, предпринимательства  и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии местного самоуправления - это политико-правовой режим нашего государства: система  государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического  и идеологического многообразия непосредственно народом, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота  и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и  др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей  и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных  традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать, что наше общество и государство  переживают сегодня сложный процесс  реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому  те основы и принципы политической, экономической и духовной организации  общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются  в поддержке и укреплении. Это  возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в котором  в полной мере будут созданы и  обеспечены необходимые условия  для развития местного самоуправления. В этом направлении пока сделаны  лишь первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги.

Информация о работе Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности