Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблем бюджетно-финансовой самостоятельности муниципального самоуправления. Для этого в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования муниципального бюджета как основы бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления;
изучить основные тенденции формирования и использования муниципального бюджета в современных условиях экономики России;
проанализировать бюджет муниципального образования г.Нефтекамск;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РБ
1.1. Социально-экономическая характеристика…………………………………..7
1.2. Устав Городского округа город Нефтекамск РБ……………………………18
1.3.Организационная структура управления администрации городского округа города Нефтекамск…………………………………………………………………34
2.АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
2.1.Анализ доходов и расходов бюджета…………………………………………39
2.2.Анализ финансовой самостоятельности бюджета………...…………………53
3.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЕГО ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Теоретические основы местного самоуправления…………..………………63
3.2.Сущность муниципального бюджета……………………………….………..77
3.3.Разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления……………………..…………….83
3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломный проект бюджет ГО.docx

— 248.92 Кб (Скачать)

 

3.4. Прогнозирование параметров бюджета городского округа г.Нефтекамск

 

Спрогнозируем следующие основные параметры бюджета муниципального образования г.Нефтекамск на основе имитационного моделирования:

1) доходы бюджета (ДБ);

2) безвозмездные поступления  (БП);

3) уровень дотационности  (УД).

В общем случае, проведение имитационного эксперимента можно разбить на следующие этапы:

1. Устанавливаются взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математического уравнения или неравенства. В нашем случае оно описывается формулой (2).

2. Задаются законы распределения вероятностей для ключевых параметров модели.

3. Проводится компьютерную имитацию значений ключевых параметров модели.

4. Рассчитываются основные характеристики распределений исходных и выходных показателей.

5. Проводится анализ полученных результатов и принимается решение.

Осуществим имитационное моделирование по полученной модели, учитывая различные варианты изменения  доходов и расходов бюджета. Границы  изменений параметров модели указаны  в таблице 12. Минимальные значения доходов бюджета и безвозмездных  поступлений было взято из данных о бюджете за 2009г. Максимальные значения были взяты из условия, что осуществление предложенных в предыдущем параграфе мероприятий, приведет к росту доходов бюджета на 15% и росту безвозмездных поступлений на 5%.

                                                                                                            Таблица 12

Исходные параметры моделирования, тыс. руб.

Показатели

Сценарий

Минимум

Максимум

1

2

3

ДБ

1242381,00

1428738,15

БП

716181,00

751990,05


 

Проведение имитационных экспериментов в среде EXCEL осуществим с помощью встроенной функции  СЛУЧМЕЖДУ(нижн_граница; верхн_граница) - она позволяет получить случайное  число из заданного интервала.

В исходные результаты эксперимента введем данные таблицы 12 и смоделируем  случайные значения переменных ДБ, БП и результаты вычислений величины УД для числа экспериментов равных 500. Фрагмент результатов имитации приведен в таблице 13.

                                                                                                            Таблица 13

Фрагмент результатов  имитации, тыс. руб.

ДБ

БП

УД

1

2

3

1271092

741237

58,31

1287362

725503

56,36

1394020

739373

53,04

1298934

726313

55,92

1341866

719627

53,63

1280975

726530

56,72

1313961

727475

55,37

1414898

718209

50,76

1255113

738137

58,81

1382145

734575

53,15

1275020

737386

57,83

1255695

737552

58,74

1304370

741247

56,83

1360536

727623

53,48

1252832

735631

58,72

1348916

723342

53,62


 

Соответствующие проведенному эксперименту результаты анализа приведены  в таблице 14.

                                                                                                            Таблица 14

Результаты анализа имитационного  моделирования

 

Показатель

ДБ

БП

УД

1

2

3

4

Среднее значение

1337733

734339

55

Стандартное отклонение

54183

10430

2

Коэффициент вариации

0,04

0,01

0,04

Минимум

1242585

716206

50,51

Максимум

1428353

751912

60,21

Количество наблюдений

500


 

Анализ таблицы 14 позволяет  сделать следующие выводы:

1) среднее значение доходов  бюджета составляет 1337733 тыс. руб., при этом данный показатель  варьируется от 1242585 тыс. руб. до 1428353 тыс. руб.;

2) среднее значение безвозмездных  поступлений составляет 734339 тыс.  руб., при этом данный показатель  варьируется от 716206 тыс. руб. до 751912 тыс. руб.;

3) среднее значение уровня  дотационности составляет 55%, при  этом данный показатель варьируется  от 50,51 до 60,21%.

Таким образом, результаты имитационного  моделирования позволяют дать прогноз  о снижении уровня дотационности  по сравнению с 2009г. и повышении  финансовой самостоятельности бюджета  муниципального образования г.Нефтекамск.

Таким образом, в данной главе  была предложена разработка мероприятий  по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности  местного самоуправления, среди которых  можно выделить:

1) усиление роли местных  налогов в формировании доходной  части бюджетов муниципальных  образований;

2) стимулировано развития  собственной налоговой базы

3) совершенствование системы  межбюджетного выравнивания;

4) выбор налогов, нормативы  отчислений от которых дополнительно  передаются муниципальным образованиям;

5) систематизация предоставляемых  межбюджетных трансфертов.

Прогнозирование параметров бюджета городского округа Нефтекамск в рамках повышении его бюджетно-финансовой самостоятельности показало, что  в результате осуществления данных мероприятий уровень дотационной  зависимости снижается с 0,58 до 0.55 раза.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основой бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления выступает муниципальный бюджет, который представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. Значение муниципального бюджета для  деятельности муниципальных органов  подчеркивают следующие его функции:

  • формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;
  • распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Основными категориями муниципального бюджета выступают его доходы и расходы. Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения  и перераспределения части национального  дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Расходы бюджета — это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

Основой бюджетно-финансовой самостоятельности является наличие  у муниципальных образований  собственных источников доходов  и их право определять направления  расходования данных средств. Основными показателями оценки бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления выступают уровень дотационности и уровень финансовой самостоятельности.

На современном этапе  основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления являются:

увеличение зависимости  местных бюджетов от межбюджетных трансфертов  из бюджетов других уровней (в первую очередь муниципальных районов);

необходимость дальнейшего  совершенствования порядка разграничения  расходных полномочий между местными бюджетами;

проблемы связанные с  управлением муниципальным долгом как следствием дефицита муниципального бюджета.

В данной работе нами была изучена  бюджетная финансовая самостоятельность  городского округа Нефтекамск по следующим  направлениям:

  • анализ доходов и расходов бюджета городского округа Нефтекамск;
  • анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск.

Анализ динамики доходов  бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) по сравнению с 2007г.  общий объем доходов бюджета  в 2008г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136,19%), причиной чего  стали рост безвозмездных поступлений,  увеличение поступлений от налога  на прибыль и доходы, а также  рост доходов от продажи материальных  и нематериальных активов;

2) в 2009г. объем доходов  бюджета по сравнению с 2008г.  возрос в относительном выражении  незначительно -  на 4,24% (в абсолютном  отношении рост составил 50495 тыс. руб.).

В структуре доходов бюджета  городского округа Нефтекамск значительно  преобладают безвозмездные поступления  от других уровней бюджета Российской Федерации, а также налоги на прибыль  и доходы.

Анализ структуры доходной части бюджета с выделением таких  видов доходов, как налоговые  поступления, неналоговые поступления, безвозмездные поступления позволил сделать следующий вывод: за период 2007-2009гг. снижаются доли налоговых  и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений

Анализ динамики  расходов бюджета позволил сделать следующие  выводы:

1) в 2008г. по сравнению  с 2007г. наблюдается рост расходов  бюджета на 326014 тыс. руб. (темп  роста 137,55%), при этом происходит  рост по всем видам составляющих  расходов, за исключением расходов  на национальную экономку;

2) по сравнению с 2008г.  в 2009г. в относительном выражении  расходы бюджета выросли незначительно  (на 5,51%), в абсолютном выражении  рост составил 65802 тыс. руб.

Анализ структуры расходной  части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод  о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и  спорт.

Анализ финансовой самостоятельности  бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы:

1) за анализируемый период  бюджет переходит от профицитной  к дефицитной форме формирования;

2) происходит рост уровня  дотационности бюджета, снижается  финансовая самостоятельность бюджета.

Нами была предложена разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности местного самоуправления, среди которых можно выделить:

1) усиление роли местных  налогов в формировании доходной  части бюджетов муниципальных  образований;

2) стимулировано развития  собственной налоговой базы

3) совершенствование системы  межбюджетного выравнивания;

4) выбор налогов, нормативы  отчислений от которых дополнительно  передаются муниципальным образованиям;

5) систематизация предоставляемых  межбюджетных трансфертов.

Прогнозирование параметров бюджета городского округа Нефтекамск в рамках повышении его бюджетно-финансовой самостоятельности показало, что  в результате осуществления данных мероприятий уровень дотационной  зависимости снижается с 0,58 до 0,55 раза.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. и доп. на 30.12.2006). – М.: Юридическая литература, 2007.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июня 1998г. №145-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.07.98г.] [ред. от 17.04.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф  [Электронный ресурс].- Электрон.дан.- [М.,2010].
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июня 1998г. №146-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.07.98г.] [ред. от 09.03.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф  [Электронный ресурс].- Электрон.дан.- [М.,2010].
  4. Закон Российской Федерации от 6 октября 2003г. № 167-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [принят Гос. Думой Фед. Собрания 16.10.2002г.] [ред. от 07.02.2010г.] // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф  [Электронный ресурс].- Электрон.дан.- [М.,2010].
  5. «О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2007г.»: Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
  6. «О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2008г.»: Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
  7. «О бюджете городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2009г.»: Решение Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
  8. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486с.
  9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 640с.
  10. Литовченко, В.П., Соловьев, В.И. Финансы и кредит / В.П. Литовченко, В.И. Соловьев. - М.: ВШУ, 2008.- 197с.
  11. Максимов, А.Н., Зевина, О.А., Макаренко, Б.И. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования / А.Н. Максимов, О.А. Зевина, Б.И. Макаренко. - М.: Экон-Информ, 2009. - 524с.
  12. Миляков, Н.В. Финансы: учебник / Н.В. Миляков. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. — 543с.
  13. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.М. Мысляева.  - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2009. – 360с.
  14. Огарин, В.В. Система муниципального управления: учебник для вузов. / В.В. Огарин. — СПб.: Лидер, 2007. — 493с.
  15. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2009. –  493с.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 543с.
  17. Финансы / под ред. Г.Б. Поляка.  - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703с.
  18. Финансы / под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 610с.
  19. Агибалов, Ю.В. Финансовое положение муниципальных образований Воронежской области в условиях реформирования экономической основы местного самоуправления / Ю.В. Агибалов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2008. - №1. - С.39-46.
  20. Бубновская Т.В., Белкин В.Г. Методы финансовой поддержки муниципальных образований региона / Т.В. Бубновская, В.Г. Белкин // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. - 2009. -№1. - С.10-23.
  21. Валентей, С.Д., Хабриева, Т.Я. Проблемы формирования местных бюджетов и муниципальной собственности / С.Д. Валентей,  Т.Я. Хабриева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №1. - С.49-57.
  22. Каплина, А.В. Финансовое обеспечение реализации муниципальной реформы: проблемы и перспективы / А.В. Каплина // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. - 2008. -№25. -С.137-142.
  23. Ларионова, В.И. Управление расходами муниципальных образований через систему муниципального заказа в современной России /  В.И. Ларионова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2009. - №6. - С.53-56.
  24. Мухомор, С.Н. Новые подходы к управлению муниципальными финансами / С.Н. Мухомор // Бюджет. – 2009. - №4. – С.31-35.
  25. Пронина, Л.Г. Реформа местного самоуправления в условиях среднесрочного финансового планирования / Л.Г. Пронина // Бюджет. – 2007. - №7. – С.21-34.
  26. Тимченко, В.К. Эффективность ОМС. Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления / В.К. Тимченко // Бюджет. – 2008. - №8. – С.19-27.
  27. Юдин, Е.С. Специфические особенности определения инструментов управления муниципальным долгом / Е.С. Юдин // Вестник Института экономики РАН. - 2010. №1. - С.343-353.
  28. Юркова, С.Р. Муниципальные образования: некоторые проблемы стратегического планирования и управления развитием / С.Р. Юркова // Бюджет. – 2008. - №7. – С.53-59.
  29. Библя, Г.Н. Оценка финансовой самостоятельности муниципальных образований / Г.Н. Библя // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  30. Гридина, Т.А. Укрепление финансовых основ местного самоуправления и совершенствование межбюджетных отношений / Т.А. Гридина // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  31. Письменная, Т.Н. Проблемы взаимодействия бюджетов разных уровней / Т.Н. Письменная // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  32. Сафонова, З.А. Уровень муниципального бюджета в России / З.А. Сафонова // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  33. Соколова, А.А. Актуальные вопросы реформы местного самоуправления в Российской Федерации / А.А. Соколова // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  34. Соколова, А.А. Место муниципального уровня в бюджетной системе Российской Федерации / А.А. Соколова // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].
  35. Соколова, А.А. Проблемы формирования бюджетов муниципальных образований / А.А. Соколова // http:// www.ncstu.ru [дата обращения к ссылке 10.11.2010г.].

Информация о работе Местное самоуправление и проблемы его бюджетно-финансовой самостоятельности