Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Однако отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые вып
Курсовая работа: Управление персоналом Название: Управление персоналом
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: курсовая работа Добавлен 19:38:16 12 апреля 2011 Похожие работы
Просмотров: 4822 Комментариев: 1 Оценило: 1 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать
1. Теоретические основы
управления персоналом
1.1 Концепция управления персоналом
До последнего времени
само понятие «управление
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Однако отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Раньше, в условиях командно-административной
системы, службы управления персоналом,
рассматривались как
После перехода к рынку они выдвинулись на первый план, и в такой службе заинтересована каждая организация.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Управление персоналом в
такой ситуации приобретает особую
значимость: оно позволяет обобщить
и реализовать целый спектр вопросов
адаптации индивида к внешним
условиям, учет личностного фактора
в построении системы управления
персоналом организации. Главное внутри
организации – работники, а за
пределами – потребители
Главная цель системы управления
персоналом – обеспечение кадрами,
организация их эффективного использования,
профессионального и
Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Можно выделить три основных аспекта.
- Экономический аспект
– дал начало концепции
Среди основных принципов
концепции использования
– единство руководства – подчиненные получают приказы только от одного начальника;
– соблюдение строгой управленческой вертикали – цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
– фиксирование необходимого и достаточного объема контроля – число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
– соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации – штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
– достижение баланса между властью и ответственностью – бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;
– обеспечение дисциплины
– подчинение, исполнительность, энергия
и проявление внешних знаков уважения
должны осуществляться в соответствии
с принятыми правилами и
– достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;
– обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей;
– заслуженное вознаграждение, повышающее моральное состояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию.
– Органический аспект состоит
из двух концепций – концепции
управления персоналом предприятия
и концепции управления человеческими
ресурсами. Именно органический подход
обозначил новую перспективу
управления персоналом, выведя этот тип
управленческой деятельности далеко за
рамки традиционных функций организации
труда и зарплаты. Кадровая функция
из регистрационно-контрольной
Гуманистический подход – исходит из концепции управления человеком и из представления об организации, как о гуманистическом центре, с присущей ему организационной культурой.
Организационная культура –
представление о цели и ценностях,
присущих данному предприятию, специфики
поведения персонала и
1.2 Принципы и методы управления персоналом
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Принципы управления персоналом
отражают требования объективно действующих
экономических законов и
– научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства;
– отбора, подбора и расстановки кадров;
– сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
– линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.
Принципы построения системы
управления персоналом – правила, основные
положения и нормы, которым должны
следовать руководители и специалисты
подразделений управления персоналом
при формировании системы управления
персоналом организации. Они представляют
собой результат обобщения
Эти принципы следует отличать
от методов построения системы управления
персоналом. Первые постоянны и носят
обязательный характер, а совокупность
методов может меняться в зависимости
от изменения условий при
Различают две группы принципов построения системы управления персоналом: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации.
К основным методам управления персоналом относят:
Административные методы – ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудиться в определенной организацией культуре трудовой деятельности. Эти методы воздействия, отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
– Экономические методы – приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
– Организационно-
– Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т.п.).
Методы управления персоналом классифицируются также по признаку принадлежности к функциям управления: нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета.
Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы:
– найма, отбора и приема персонала;
– деловой оценки персонала;
– социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала;
– мотивации трудовой деятельности персонала;
– организации системы обучения персонала;
– управления конфликтами и стрессами;
– управления безопасностью персонала;
– организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
– высвобождения персонала
(увольнение или отстранение от работы
на длительный срок одного или более
работников по причина экономического,
структурного или технологического характера
с целью уменьшения количества занятых,
либо изменения их профессионально-
1.3 Типы организационных структур управления персоналом
Организационная структура управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Есть два направления
специализации элементов
а) в зависимости от состава
структурных подразделений
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на: подпроцессы промышленного производства;
– изготавливаемые изделия;
– пространственные производственные условия.
Организационная структура регулирует:
– разделение задач по отделениям и подразделениям;
– их компетентность в решении определенных проблем;
– общее взаимодействие этих элементов.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).