Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Однако отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые вып
• общителен, стремится к сотрудничеству, отменное здоровье, осваивает новые методы работы;
• успехи на работе скромны, ценит свои желания, иногда активизируется, считает «каждому свое»;
• честолюбив, настойчив, знает чего хочет, хороший организатор, умеет работать с людьми;
• предпочитает, чтобы им
руководили, стремится избежать ответственности,
беспокоится о своей
• стремится к интересной работе, готов пожертвовать частью благ ради успеха в работе, смел в действиях, умеет параллельно вести несколько работ, профессионально грамотен;
• справедлив, склонен к лидерству, умеет обучать, видит перспективу, предан делу.
В качестве примера приведем аттестационные признаки для стажеров фирмы «Хьюллет-Паккард».
1. Техническая компетентность.
2. Качество работы.
3. Продуктивность (умение использовать выделенные ресурсы.
4. Ответственность, надежность.
5. Работа в коллективе.
6. Способность к суждениям.
7. Понимание требований
8. Инициатива. 9. Рабочая обстановка, техника безопасности. 10. Гибкость.
11. Планирование и координация работ. При оценке, например, бухгалтера используют следующие признаки:
• специальные знания;
• умственные способности (понятливость,
способность планировать
• стиль работы (качество труда, планирование труда, темп работы, напряженность, загруженность, готовность к загрузке, инициативность);
• сотрудничество (внешний вид, отношение к новым сотрудникам, отношение к коллективу, готовность к сотрудничеству, форма общения, отношения с начальством);
• способность к развитию.
В процессе оценки могут иногда
случаться психологические
• ореол — одно положительное или отрицательное качество оцениваемого работника заслоняет остальные;
• усреднение — оценщик выставляет оценки в середине диапазона, избегая крайних значений;
• снисходительность — происходит общее завышение выставляемых оценок;
• притяжение одноименных качеств — более высоко оцениваются качества, присущие самому эксперту;
• эффект свежести — завышенное значение последних во времени событий.
В результате оценки персонала
формируются следующие
результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений;
социально-психологический портрет личности;
медицинское заключение о работоспособности;
оценка деловых и моральных качеств;
анализ вредных привычек и увлечений;
оценка уровня производственной квалификации;
заключение аттестационной комиссии.
Задача комплексной оценки кадров управления имеет множество альтернативных вариантов, как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя. Нами разработан и экспериментально опробован метод комплексной оценки кадров управления с помощью рейтинга.
Рейтинг представляет собой сумму баллов, измеряющую потенциал работника на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик и исходя из принятой модели рабочего места.
Определение характеристик работника производится с помощью источниковедческого анализа, программированного контроля знаний, социологического опроса, психологического тестирования, лабораторных медицинских исследований, экспертных оценок, интервьюирования, анализа конкретных ситуаций, наблюдения.
Ранжирование элементов
модели рабочего места осуществляется
с помощью метода экспертных оценок
и заключается в определении
весовых коэффициентов
Оценка потенциала работника
важна, так как она позволяет
определить соответствие характеристик
человека нормативной модели рабочего
места, установить его профессиональную
пригодность и будущую
1. Самооценка качеств
человека на основе
2. Анализ профессиональных
знаний и умений работников
на основе методов
3. Медицинское исследование
состояния здоровья и
4. Психологическое тестирование с помощью тестов Кэттелла, Айзенка, Ро-зенцвейга, Петровой, Ершова и Зворыкиной с формированием социально-психологического портрета личности человека.
5. На основе изучения
недостатков, увлечений и
6. Путем общения с
7. Интересные данные можно
получить от родственников,
Успех неформальных методов зависит от личности эксперта-исследователя и его специальной подготовки. Наилучшим образом для этих целей подходят бывшие сотрудники УМВД, военной разведки, опытные и коммуникабельные социологи, кадровики. Держать таких специалистов в штате с хорошей оплатой может только крупное или среднее предприятие, однако их информация в отдельных случаях может быть решающей в оценке персонала, особенно кандидатов на ключевые должности.
В качестве практического применения экспертных методов оценки потенциала работников можно провести психологическое тестирование.
10. Особенности систем
управления персоналом в
Кадровая политика в американских фирмах обычно строится на более или менее одинаковых принципах.
Общими критериями по подбору
кадров являются образование, практический
опыт работы, психологическая совместимость,
умение работать в коллективе. Руководящие
кадры в фирме назначаются. Особое
внимание уделяется обеспечению
фирмы квалифицированными рабочими
кадрами таких профессий, как
наладчики, инструментальщики, ремонтный
персонал. Существует нехватка квалифицированного
персонала в нижнем звене: старших
мастеров и мастеров. Это обусловлено
высокими требованиями и ответственностью,
недостаточным моральным и
Условия труда. Внедрение автоматизации в производстве внесло существенные изменения условий труда персонала:
замена жестких перечней
профессий и должностных
уменьшение объема работы
в центральных службах и
переход на гибкие формы оплаты труда;
объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы - проектно-целевые группы.
Большое значение в разработке кадровой политики имеют принципы и требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.
Фирмы ориентируются на узкую
специализацию менеджеров, инженеров
и ученых. Американские специалисты,
как правило, профессионалы в
узкой области знаний, и поэтому
продвижение их по иерархии управления
происходит только по вертикали, что
означает, к примеру, что финансист
будет делать карьеру только в
этой области. Это ограничивает возможности
продвижения по уровням управления,
обусловливает текучесть
При приеме на работу все
кандидаты проходят тестирование для
выявления профессиональной подготовки.
Обычно каждая фирма разрабатывает
свои критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями по инструкциям,
соответствующим его узкой
В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка). Оценка каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работником и его начальником и подписываются ими. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание в должности зависит от улучшения работы.
Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.
В большинстве фирм в современных условиях преобладает тенденция к сокращению числа работников функциональных служб в процессе реорганизации фирмы в целом. Например, компании “Fоrd” и “Сhrysler” сократили примерно 40% работников функциональных служб. Наряду с сокращением численности административного персонала была перестроена система информационных потоков и процедур принятия решений.
В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, которая основывается на следующих особенностях: наем работников пожизненный или на длительный срок; повышение зарплаты с выслугой лет; участие работников в профсоюзах, которые создаются на фирме.
Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников, высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;
приоритет коллективного начала перед индивидуальным, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;
поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, специалистов и инвесторов (акционеров);
формирование партнерских связей между фирмами - деловыми партнерами, в том числе между поставщиками и покупателями продукции.