Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа
Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Однако отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые вып
2. Правовые аспекты оценки персонала.
Знание и понимание законодательства представляется первоочередным вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки, которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым законодательством России.
Вот некоторыерекомендации (согласно американским данным) по построению системы оценки, которую работодатель при необходимости сможет защитить в суде:
1. решения
по персоналу не должны
2. официальная
система подачи жалоб и
3. следует использовать более одного независимого оценщика;
4. во всех
действиях важно
5. лица, производящие
оценку, должны иметь доступ к
материалам, характеризующим
6. следует
избегать оценки таких качеств,
7. данные
по оценке результативности
8. стандарты результативности труда должны быть известны работникам;
9. оценщиков
следует снабжать указаниями
по проведению оценки
10. оценку следует
проводить по отдельным
11. работникам следует
предоставлять возможность
3. Система оценки персонала на предприятии.
Система оценки результативности
труда должна обеспечивать точные и
достоверные данные. Чем она строже
и определенней, тем выше вероятность
получить достоверные и точные данные.
Специалисты рекомендуют
1. установить
стандарты результативности
2. выработать
политику проведения оценок
3. обязать определенных
лиц производить оценку
4. вменить в
обязанности лицам,
5. обсудить оценку с работником;
6. принять решение и за документировать оценку.
4. Классификация методов
оценки качества служащих
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
1. комитет
из нескольких контролеров.
2. коллеги
оцениваемого. Чтобы эта система
приносила плоды, необходимо, чтобы
они знали уровень
3. подчиненные оцениваемого;
4. кто-либо,
не имеющий непосредственного
отношения к рабочей ситуации.
Этот вариант требует больших
затрат, чем другие, и в основном
используется для оценки
5. самооценка.
В данном случае - работник оценивает
себя при помощи методов,
6. использование
комбинации перечисленных форм
оценки: оценка контролера может
быть подтверждена самооценкой,
Основным из всех рассмотренных
подходов является оценка подчиненных
их руководителем, но важнейшей целью
оценки является выявление возможностей
личного развития работника и
тогда лучше использовать оценку
начальником своих подчиненных
в сочетании с другими
Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX в.
Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод коэффициентов, а также метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.
Замечено, что методы биографического
описания, устного отзыва и характеристик
в хозяйственной практике чаще всего
применяются при найме и
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.
К группе комбинированных методов относят широко распространен-ные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
5. Количественные методы оценки: Экспертные оценки.
Количественные оценки, например
деловых и организаторских
1. способность организовывать и планировать труд;
2. профессиональная компетентность;
3. сознание
ответственности за
4. контактность и коммуникабельность;
5. способность к нововведениям;
6. трудолюбие и работоспособность.
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не -удовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":
"1" - явно неорганизованный работник и руководитель;
"2" - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"3" - умеет организовать
трудовой процесс, но не
"4" - умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5" - умеет создавать
и поддерживать четкий порядок
в работе на основе
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Например, по шести указанным выше критериям могут быть приняты определенные значения.
Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, чтообразование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, авозраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Данные об образовании
кандидата, его стаже и возрасте
учитываются путем расчета
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где
Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет
0,15 для лиц, имеющих
незаконченное среднее
0,60 - для лиц со средним образованием;
0,75 - для лиц со среднетехническим
и незаконченным высшим
1,00 - для лиц с высшим образованием по специальности;
С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В - возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин - 50.
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств.
Проверка практикой, бесспорно,
имеет решающее значение для оценки
любого управленческого работника.
В связи с этим рекомендуется
осторожно и терпеливо
На ряде российских организаций накоплен положительный опыт оценки управленческого персонала. Сущность одного из наиболее апробированных и достаточно эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов - экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
Если анонимность достигается
через специальное
Одно из требований - хорошо разбираться в одной из смежных специальных областях деятельности, например, для технолога - в экономике, для экономиста - в технологии, линейного руководителя - в правовых вопросах и т. д. Традиционное требование к формированию группы экспертов состоит вих способности провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности оцениваемого работника.