Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является рассмотрение руководства персоналом через отношения между руководителями и работниками, их власть и партнерство, а также проведение анализа ОАО «ТФК «КАМАЗ»» и составление проекта совершенствования и технологии системы управления персоналом.
Исходя из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:
- определение понятия лидерства, влияния и власти на предприятии;
- изучение элементов и форм власти;
- составление общей характеристики ОАО «ТФК «КАМАЗ»;
- проведение анализа лидерства, влияния и власти в организации;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ОАО «ТФК «КАМАЗ».

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Основы изучения лидерства, влияния и власти……………………………....6
1.1. Сущность лидерства. Концепции лидерства…………………………….…6
1.2. Влияние и власть……………………………………………………………..9
1.3. Формы власти и влияния…………………………………………………...11
2. Исследование лидерства, влияния и власти на примере ОАО «ТФК «КАМАЗ» ………………………………………………………………………..14
2.1. Краткая характеристика ОАО «ТФК «КАМАЗ»………………………….14

2.2. Анализ лидерства, влияния и власти в ОАО «ТФК «КАМАЗ»………….16

3. Мероприятия по совершенствованию системы и технологии управления персоналом ОАО ТФК «КАМАЗ»……………………………………………...28

3.1. Анализ проблематики, выявленной при анализе кадрового потенциала организации……………………………………………………………………....28

3.2 Мероприятия по совершенствованию системы ОАО «ТФК «КАМАЗ»....29

3.3. Оценка эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом…………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Лидерство.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

       Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Основы изучения  лидерства, влияния и власти……………………………....6

1.1. Сущность  лидерства. Концепции лидерства…………………………….…6

1.2. Влияние и  власть……………………………………………………………..9

1.3. Формы власти и влияния…………………………………………………...11

2. Исследование  лидерства, влияния и власти  на примере ОАО «ТФК «КАМАЗ»  ………………………………………………………………………..14

2.1. Краткая характеристика  ОАО «ТФК «КАМАЗ»………………………….14

2.2. Анализ лидерства,  влияния и власти в ОАО «ТФК  «КАМАЗ»………….16

3. Мероприятия по совершенствованию системы и технологии управления персоналом ОАО ТФК «КАМАЗ»……………………………………………...28

3.1. Анализ проблематики, выявленной при анализе кадрового  потенциала организации……………………………………………………………………....28

3.2 Мероприятия  по совершенствованию системы ОАО «ТФК «КАМАЗ»....29

3.3. Оценка эффективности  совершенствования системы и  технологии управления персоналом…………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Существенным  условием успешной деятельности организации  является эффективное использование  руководителем его статуса лидера, влияния и власти.

     Руководитель  должен обладать властью и применять  её, для того чтобы персонал организации  качественно выполнял все его поручения. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.

     Назначение  на руководящую должность подразумевает  передачу руководителю всей полноты  власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся  у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем.

     Об  успехах руководителей судят  не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе сотрудников. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них, имея какие-либо властные полномочия.

     Одним из самых главных признаков успешности предприятия является эффективная система управления, основу которой составляет пара элементов: руководитель – подчинённый (работники), а её эффективность зависит от характера их взаимодействия.

     Под эффективной системой управления, применительно  к данной работе будем понимать систему, обладающую двумя свойствами:

  • максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
  • эффективностью исполнения этих решений подчинёнными.

     Причём  на всех уровнях управленческой иерархии задачи руководителей сходны. Действительно, и генеральный директор, и начальник отдела выполняют две основные функции: формулируют задачи и побуждают подчинённых выполнить поставленные задачи максимально быстро и качественно. Разница в масштабах и ответственности: генеральный директор занимается стратегическими проблемами, а начальник отдела решает текущие задачи в рамках общей стратегии, выработанной руководителями более высоких звеньев. Но оба они должны принимать максимально эффективные решения и с помощью своих подчинённых воплощать их в жизнь.

     Актуальность  темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

     Объектом  исследования в проекте является предприятие ОАО «ТФК «КАМАЗ».

     Целью курсового проекта является рассмотрение руководства персоналом через отношения  между руководителями и работниками, их власть и партнерство, а также  проведение анализа ОАО «ТФК «КАМАЗ»» и составление проекта совершенствования и технологии системы управления персоналом.

     Исходя  из указанной темы курсового проекта, ее основными задачами являются:

  • определение понятия лидерства, влияния и власти на предприятии;
  • изучение элементов и форм власти;
  • составление общей характеристики ОАО «ТФК «КАМАЗ»;
  • проведение анализа лидерства, влияния и власти в организации;
  • разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ОАО «ТФК «КАМАЗ».

     В процессе исследования использовались различные источники информации: достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика.

     Работа  состоит из введения, трех разделов и заключения. Введение раскрывает актуальность изучаемого вопроса, цель, структуру данного проекта.

     В первом разделе курсового проекта  раскрываются понятие лидерства при руководстве персоналом, рассматриваются элементы и формы власти, раскрывается сущность влияния в организации.

     Во  втором разделе дается краткая характеристика предприятия, проводится анализ лидерства на предприятия.

     В третьем разделе анализируются проблемы на предприятии, и предлагаются мероприятия по совершенствованию системы и технологии управления персоналом ОАО ТФК «КАМАЗ», дается оценка экономической и социальной эффективности данного проекта. 
 
 
 
 

1. Основы изучения лидерства, влияния и власти

1.1. Сущность лидерства. Концепции лидерства

       С точки зрения управления, лидерство  – это способность влиять на отдельные  лица и группы людей, направляя их усилия на достижение целей предприятия. Однако лидерство рассматривается с двух точек зрения: во-первых, лидером становится руководитель организации в связи с необходимостью выполнения им формальных и функциональных обязанностей руководителя; во-вторых, лидером можно быть в силу своего характера и силы воли, то есть без привязывания к формальной должности в иерархии организации, а лишь благодаря способности вести за собой людей.

         Лидерство возникает там, где  есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно бόльшую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер также является руководителем, но, он не командует, а ведёт за собой остальных. Лидер психологически признаётся окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций. [1, с.45]

      Лидер  в организации выполняет следующие  функции:

  • постановка  цели перед другими участниками совместной деятельности и нахождение средств для целедостижения;
  • побуждение  их к определенному типу поведения;
  • ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели,
  • формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры.

         В группе лидер может выполнять роль координатора, контролёра, эксперта, арбитра, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»).

         В коллективе, общий уровень которого  ниже среднего, лидер чаще всего  выступает в роли эксперта-специалиста  по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным вопросам. В обоих случаях лидер ― интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

       Выделяют  три подхода к пониманию сути лидерства: подход с позиции личных качеств; ситуационный подход; поведенческий подход.

         Согласно личностной теории лидерства  лучшие руководители обладают  набором общих для всех личных качеств. Основные из них – это уровень интеллекта и знания; инициативность; впечатляющая внешность; честность; здравый смысл; социальное и экономическое образование; высокая степень уверенности в себе.

         Ситуационный подход предполагает, что лидер должен вести себя по-разному в различных ситуациях. Ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

         Поведенческий подход формирует стили руководства, т.е. поведение руководителя со своими подчинёнными.

      В организации  феномен лидерства представлен  тремя механизмами.

      В формальной структуре организации лидерство – это нормативно-определенное право  на власть, обусловленное должностной  инструкцией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности (обязанности, права руководителя).

      В неформальной структуре – это  фактическое признание (непризнание) этого права в деловой сфере  со стороны подчиненных, что связано  с личностными характеристиками лидера, занимающего как формальную, так и неформальную позицию.

      В социально-психологической сфере  лидерство представляет собой проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.

     В результате изучения во всем мире лидерских качеств выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции лидерства, ситуационные концепции лидерства и новые теории лидерства. [8, с.47]

     Наиболее ранними являются традиционные концепции. Они основываются на концепциях лидерских качеств и лидерского поведения. Сходство данных концепций и возможность их объединить в одно направление состоят в том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами, присущими ему либо от рождения, либо воспитанными специально, т. е. каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера.

     Концепция лидерских качеств рассматривает  лидеров как особых людей с  врожденным набором определенных черт характера, которые присущи только им. Главная идея данной теории: лидерами не становятся - ими рождаются. Наиболее известными приверженцами и исследователями концепции лидерских качеств являются Ральф Стогдилл, Уорен Бенине и Эдвин Гизелли. Но в результате их работы не было выявлено поведенческих черт, присущих исключительно лидерам. Однако данная теория послужила предпосылкой к появлению и развитию других концепций лидерства, в частности концепции лидерского поведения.

     Концепция лидерского поведения предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств. Данная концепция послужила основой для разработки программ подготовки лидеров. Но, несмотря на многочисленные и глубокие исследования, взаимосвязи между чертами характера лидера, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворенностью от выполненной работы, с другой, выявлено не было. Универсального типа лидера не существует, что послужило предпосылкой к разработке других подходов к теории лидерства.

     На  основе традиционного подхода появилась ситуационная концепция лидерства, предложенная Фрэнком Фидлером. Он предполагал, что лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах он проявляет их по-разному. [13, с.101]

Информация о работе Управление персоналом