Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть, гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.
Введение 3
Глава 1. Научные аспекты управления качеством 5
1.1 Сущность менеджмента качества 5
1.2 Системы стандартизации и сертификации качества продукции 8
1.3 Методы и приемы Total Quality Management 15
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод» 22
2.1 Организационная характеристика предприятия 22
2.2 Экономическая характеристика предприятия 28
2.3 Характеристика среды функционирования предприятия 38
Глава 3. Повышение качества продукции на предприятии 43
3.1 Управление качеством продукции на ОАО «Кировский маргариновый завод» 43
3.2 Улучшение контроля управления качеством продукции 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 57
В истекшем году производительность труда в целом по заводу упала на 1% или на 1 тн и составила 54 тн на 1 работающего.
Выпуск основных видов продукции за 2008 год по сравнению с 2007 годом в натуральном выражении снизился на 7% (или на 1647 тонн) и составил 23 047 тонн. При этом по маслу фасованному рост составил 4% (или 186 тонн), по кетчупам 64% (354 тонны) по горчице 6% (17 тонн), по майонезам снижение на 10% (1736 тонн), по маргаринам снижение – на 20% (469 тонн). Также уменьшился выпуск продукции и по сравнению с 2006 годом на 5% (или на 1333 тонны) в целом по всем видам продукции. При этом по маслу фасованному увеличение составило 11% (или 504 тонны), по горчице 26% (65 тонн), по майонезам снижение на 13% (2211 тонн), по маргаринам снижение – на 24% (598 тонн).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что структура выпускаемой продукции за последние 3 года изменилась. Это объясняется тем, что рынок масложировой продукции, включающий в себя выпуск маргариновой продукции, майонезов, горчицы, фасовку масел растительных является рынком жесткой конкуренции. Более крупные предприятия и холдинги (группа компаний «ОАО Нижегородский масложировой комбинат», ОАО «Эфирное», ЗАО «Экшен Продакшн» и другие) имеют в своем составе гидроэкстракционные цеха или заводы, которые закупают семена подсолнечника на юге России и в процессе переработки семян получают масло-сырье (для производства майонезов, маргаринов и бутилированного масла), а затем путем переработки масла подсолнечного получают саломас (сырье для производства маргаринов и жиров). ОАО «Кировский маргариновый завод» является производителем жировой продукции имеющим неполный цикл производства маргариновой продукции, т.е. предприятие вынуждено закупать масло-сырье и саломас у своих непосредственных конкурентов – жировых комбинатов (имеющих полный цикл переработки). Поэтому завод находится в заведомо «проигрышной» ситуации (т.к. завод покупает масло и саломас по ценам установленным жировыми комбинатами, включающими в себя как минимум 15-процентную рентабельность) выпуская и продавая маргариновую и майонезную продукцию и масло подсолнечное бутилированное.
В структуре объема продаж
в 2010 г. произошли следующие
изменения: увеличился
Рентабельность продаж за 2009 год составила 20,6 %, в сравнении с 2008 годом выросла на 10,9 %. Производительность труда за 2008 год по сравнению с прошлым годом увеличилась в майонезном участке и участке розлива масла на 11% или на 15 тн и на 9% или на 21 тн на человека соответственно.
К микросреде фирмы можно отнести:
- клиентов. ОАО «Кировский маргариновый завод» предоставляет свою продукцию на потребительском рынке и рынке производителей. Покупатели оказывают определяющее значение на функционирование предприятия, ему приходиться считаться с их мнением и ориентироваться на их потребности относительно производимой продукции. В связи с этим ведутся постоянные работы по совершенствованию продукции, расширении ее спектра, постоянное расширение сети продаж по области и увеличение емкости сети по городу Кирову;
- конкурентов. Кроме ОАО «Кировского маргаринового завода» в магазинах города Кирова и области продается продукция многих отечественных и зарубежных производителей аналогичной продукции.
В своей деятельности предприятие вынуждено учитывать постоянно меняющуюся конкурентную обстановку. Отдел маркетинга регулярно проводит исследование деятельности данных производителей с целью корректирования деятельности ОАО «КМЗ» в зависимости от конкурентной обстановки. На предприятии ОАО «КМЗ» непрерывно осуществляет исследование конкурентной среды. Проводятся следующие мероприятия: сбор информации по местоположению конкурентов, открытию ими новых пунктов продаж, управленческому персоналу;
Проводя анализ предприятия, помимо анализа внешней среды необходимо оценить сильные и слабые стороны в области его внутренней среды. В таблице 8 представлен анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз ОАО «КМЗ». От того, насколько предприятие адекватно реагирует на внешние изменения и как оценивает свои возможности, зависит место его в лестнице конкурентов.
Таблица 8 - SWOT-анализ ОАО «Кировский маргариновый завод»
|
|
1Федеральный статус | 1Недостаточные затраты на рекламную кампанию |
2Высокий уровень профессионализма сотрудников | 2Недостаточное количество PR-мероприятий |
3Высокое качество обслуживания | 3Не получила достойного развития сеть дистрибъюции |
4
Развитие сети продаж по |
4Недостаток обслуживающего персонала |
5Хороший инвестиционный прогноз по развитию на 2012 год | |
6Высокое качество продукции | |
|
|
1Рост доходов на душу населения в Кировской области | 1Агрессивная маркетинговая политика основных конкурентов |
2Расширение рынка сбыта производимой продукции | 2Планомерное насыщение рынка в крупных городах |
3Увеличение потребления продукции | 3Увеличивающееся отставание в расширении рынка сбыта |
4Маркетинговая стратегия, удовлетворяющая потребности реальных и потенциальных потребителей | 4Рост себестоимости, производимой продукции |
5Хороший инвестиционный прогноз по развитию на 2012 год |
Таким образом, проведенный выше анализ внешней и внутренней среды, показал наличие жесткой конкурентной борьбы на рынке сбыта продукции. Зная свои сильные стороны и возможности ОАО «Кировский маргариновый завод» в состоянии противостоять конкурентам. Предприятию известны как свои слабые стороны, так и недостатки конкурентов, поэтому при правильной маркетинговой политике, в том числе коммуникационной, бренд «КМЗ» в состоянии сохранить старых и увеличить круг потребителей своей продукции.
Производство маргариновой продукции в России сосредоточено на 20 крупных предприятиях масложировой отрасли, в число которых входит и «Кировский маргариновый завод». Кроме этого имеются данные о производстве маргарина на 4 непрофильных предприятиях, майонеза на 83, а производством и фасовкой растительных масел занимаются 823 малых и непрофильных предприятия. С их помощью дополнительно производится около 70 тыс. т майонеза, 300 тонн маргарина, более 100 тыс. тонн растительного масла. В связи с тем, что российский рынок маргариновой продукции имел значительный потенциал, с 2001 года начался ввоз маргаринов из-за рубежа (по сравнению с 2008г. доля импортных маргаринов увеличилась на 40%).
Благодаря рекламе, яркой красочной упаковке, высокому качеству импортная продукция быстро завоевала российский рынок. Все это заставило «Кировский маргариновый завод» искать новые пути завоевания рынков сбыта. С этой целью было налажено производство наливных и низкожирных маргаринов, новых сортов майонеза, при этом увеличился срок хранения последнего до 75 суток, была усовершенствована упаковка продукции. В 2002 году производство маргарина увеличилось в связи с расширением ассортимента маргариновой продукции, а также изменением отношения потребителей к маргарину. Но в 2008 году, несмотря на увеличение в целом по России спроса на маргарины в ОАО «Кировский маргариновый завод» объемы производства были снижены. Это объясняется стратегической ошибкой руководства завода. В конце марта 2008 года было принято решение о повышении оптовых цен, в результате которого завод потерял крупных оптовых покупателей. Рынки сбыта во многих регионах, ранее принадлежавшие заводу, были захвачены Московским, Нижегородским, Пермским и Санкт-Петербургскими комбинатами.
Наиболее жестким конкурентом в настоящее время является Нижегородский масложировой комбинат, который за последний год вытеснил продукцию Кировского завода за счет удержания низких отпускных цен на рынках многих регионов. В настоящее время разница между отпускными ценами Кировского завода и Нижегородского МЖК составляет 30%. Безусловно, МЖК имеет ряд преимуществ.
В
настоящее время Кировский
Существенным конкурентом для майонеза Кировского завода является майонез «Calve», производители которого ведут широкую рекламную кампанию и постоянно совершенствуют упаковку.
Несмотря
на то, что природные условия
Покупателей продукции ОАО «КМЗ» можно разделить на следующие группы:
- перерабатывающие предприятия;
- крупные оптовые базы;
-
мелкие оптовые базы (в том
числе частные предприниматели)
- розничные магазины;
- фирменные магазины.
Продукция Кировского маргаринового завода обладает 100% товарностью. Майонезы реализуются не только в Кирове и области, но и в городах Удмуртии, Башкирии, Коми, республиках Марий-Эл и Саха, городах Чебоксары, Вологда, Тюмень, Кемерово.
Чтобы выиграть конкурентную борьбу заводу необходимо уделять больше внимания на потребности покупателей и совершенствовать качество выпускаемой продукции.
Основа качества продукции – это определения потребностей потребителя. Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распределения ответственности за качество и контроль качества работ.
Менеджмент качества является основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Известность продукции «Кировского маргаринового завода» во многих регионах России, признание и любовь покупателей, доверие постоянных партнеров - все это обязывает предприятие поддерживать высокий уровень качества выпускаемой продукции. Сегодня внутренние корпоративные требования предприятия к продукции значительно выше требований, диктуемых ГОСТами, что стало возможным с внедрением на заводе в 2007 году системы многоуровневого контроля качества.
Информация о работе Управление качеством продукции на примере ОАО «Кировский маргариновый завод»