Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть, гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.
Введение 3
Глава 1. Научные аспекты управления качеством 5
1.1 Сущность менеджмента качества 5
1.2 Системы стандартизации и сертификации качества продукции 8
1.3 Методы и приемы Total Quality Management 15
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод» 22
2.1 Организационная характеристика предприятия 22
2.2 Экономическая характеристика предприятия 28
2.3 Характеристика среды функционирования предприятия 38
Глава 3. Повышение качества продукции на предприятии 43
3.1 Управление качеством продукции на ОАО «Кировский маргариновый завод» 43
3.2 Улучшение контроля управления качеством продукции 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 57
Сертификация осуществляется в целях:
В зависимости от заинтересованности сторон можно выделить национальную, региональную и международную системы сертификации; в зависимости от правового статуса — обязательную и добровольную; в зависимости от участия сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации — самостоятельную и третьей стороной.
В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.
Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля на безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.
Объектами
сертификации могут быть продукция
производственно-технического назначения,
товары народного потребления, услуги,
оказываемые населению и
За
нарушения правил сертификации товаров
(услуг) изготовитель, исполнитель, продавец
несут ответственность в
Публикация официальной информации о действующих в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации по сертификации являются обязанностью Госстандарта.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.
Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняют следующие основные функции:
В Российской Федерации уполномоченным органом в области сертификации является Госстандарт России. Кроме того, в систему сертификации входят международные организации; органы по сертификации конкретной (однородной) продукции (услуг), в том числе в регионах; аккредитованные испытательные центры (лаборатории); предприятия — изготовители и поставщики продукции.
Характер и порядок проведения сертификации регулируются действующим законодательством, системой ГОСТов и нормативными актами субъектов Российской Федерации, других стран.
Квалиметрия — область науки, исследующая количественные методы оценки качества различных объектов. Основными задачами квалиметрии являются:
Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие качества.
Показатели качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких ее свойств. В зависимости от набора свойств выделяют единичные и комплексные показатели; в зависимости от характера свойств – показатели технического эффекта (назначения), надежности, экономного использования ресурсов, эргономические, эстетические, экологические, безопасности.
Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.
В 1990 г. для реализации правил сертификации был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.
В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.
Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.
В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:
ISO 9000 это стандарты управления качеством, которые устанавливаются Международной организацией по стандартизации и используется как международный оценочный критерий для сравнения фирм, работающих на глобальном рынке. Наличие у компании сертификата ISO 9000 свидетельствует о том, что в ней разработана и внедрена эффективная система управления качеством.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечить возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Первый
принцип – ориентация на потребителя.
Стратегическая ориентация на потребителя,
соответствующим образом
Второй принцип – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создавать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Третий принцип – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений Total Quality Management (TQM), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Четвертый принцип – процессный подход и ограниченно с ним связанный и пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обусловленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
В стандартах ИСО 9001 и QS – 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Шестой принцип – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Седьмой принцип – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Восьмой принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставления льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствии требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, не сертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.
Системы
качества, удовлетворяющие требованиям
международной системы
Из числа развитых стран с рыночной экономикой осознание всей важности проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Одним из основателей движения за качество в Японии, профессор Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией».
В Японии решение проблемы качества было весьма успешным. Управление качеством возвели в ранг государственной политики. Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные стратегические методы и самое главное, убедить работников, что проблема качества - это проблема каждого японца.
Информация о работе Управление качеством продукции на примере ОАО «Кировский маргариновый завод»