Управление качеством труда и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знанийпо управлению качеством труда и продукции на примере СПК «Коптевка».
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть, как организовано управление качеством труда и продукции в данном хозяйстве.
2. Изучить, как формируется качество основных видов деятельности и продукции.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию качества.

Оглавление

Введение
1. Управление качеством труда и продукции
1.1 Современное представление о качестве
1.2 Модели управления качеством
1.3 Зарубежный опыт управления качеством продукции
2 Организационно-экономическая характеристика СПК «Коптевка
2.1 Местонахождение и условия деятельности хозяйства
2.2 Характеристика структур управления хозяйства
2.3 Организационно-экономическая характеристика
3. Управление качеством труда и продукции в СПК Коптевка
4. Пути совершенствования управления качеством
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

управление качеством труда и продукции.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Управление  качеством труда и продукции

1.1 Современное  представление о качестве

1.2 Модели управления  качеством

1.3 Зарубежный  опыт управления качеством продукции

2 Организационно-экономическая  характеристика СПК «Коптевка

2.1 Местонахождение и условия деятельности хозяйства

2.2 Характеристика  структур управления хозяйства

2.3 Организационно-экономическая  характеристика

3. Управление  качеством труда и продукции  в СПК Коптевка

4. Пути совершенствования  управления качеством

Заключение

Литература

ВЕДЕНИЕ

Проблема качества зародилась, проявилась с развитием  общественного производства. Она  отражает исторический процесс повышения  эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса (НТП), проявляется во всех общественно-экономических формациях.

На первых этапах промышленной революции предметы труда  создавались отдельными лицами или  небольшими группами людей, которые  знали запросы потребителей и  планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества.

Проблема повышения  качества продукции актуальна для  любого предприятия, особенно на современном  этапе, по следующим причинам:

1. Повысились  требования НТП, которые диктуют  коренные качественные изменения  во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохранность, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.).

2. Происходит  дальнейшее углубление общественного  разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей.

3. Расширяются  торгово-экономические связи с  другими странами, что предопределяет  постоянное повышение качества  продукции.

4. Повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.

Проблемой повышения  качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют  многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.

Таким образом, целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знанийпо управлению качеством труда и продукции  на примере СПК «Коптевка».

Задачи курсового  проекта:

1. Рассмотреть, как организовано управление качеством труда и продукции в данном хозяйстве.

2. Изучить, как  формируется качество основных  видов деятельности и продукции.

3. Разработать  мероприятия по совершенствованию  качества.

1. Управление качеством труда и продукции

1.1 Современное  представление о качестве

Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые  характеристику этой категории дал  Аристотель (III в. до н.э.), определивший ее как видовое отличие сущности, дифференциацию производил по признаку «хороший--плохой».

Качество - совокупность свойств и характеристик  изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или  предполагаемых потребностей (согласно определению Международного стандарта ИСО 9000). [9]

Качество как  социально-экономическая категория  носит двоякий характер. С одной  стороны, это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость продукции; с другой -- субъективное представление потребителя о продукции.

Качество -- комплексная  категория, отражающая эффективность  всех сторон деятельности предприятия. В связи с этим следует различать  предметное и функциональное качество. Предметное качество -- это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество -- уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.

Различают также общее и специфическое качество. В различных регионах сложились разные представления о важности и качестве товаров; однако есть хорошие товары, которые пользуются спросом во всем мире. В первом случае мы имеем дело со специфическими представлениями о качестве отдельных групп покупателей, отражающими культурно-исторические, социальные, хозяйственные особенности этих групп, во втором -- с всеобщим признанием товаров.

Принято выделять пять подходов к определению качества в зависимости от поставленных задач:

- по восприятию (характерен для системы потребления и удобен при обсуждении общего качества);

- с ориентацией  на продукцию (качество закладывается  на этапе разработки, оно точно  определено и может быть измерено);

- с ориентацией  на конечного потребителя (именно потребитель решает, качественна продукция или нет);

- с точки  зрения производства (опираются  на внутренние факторы, принцип  «делай все правильно с самого  начала»);

- ценностная  ориентация (учитываются интересы  конечного потребителя, цена выступает  в роли одного из факторов качества).

Итак, качество продукции -- это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность  для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением (ГОСТ 15467--79). Оно формируется на различных  этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью. [9]

Качественная  продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного  спроса, полностью удовлетворяет  потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы, как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение качества, то есть реализуемое в потреблении.

Качество продукции  АПК в основном определяется химическими, физическими и биохимическими показателями. В одних случаях оно проявляется  в содержании полезных веществ (белка  в кормах, жира в молоке и т. д.), в других -- обнаруживается при использовании, эксплуатации машин, оборудования и др.

Можно выделить четыре уровня качества:

- соответствие  стандарту (техническим условиям, договору);

- соответствие  использованию (стандарту и эксплуатационным требованиям);

-соответствие  фактическим требованиям рынка  (выполнение требований покупателей  о высоком качестве и низкой  цене товара);

- соответствие  скрытым потребностям покупателей.

Принято рассматривать три  аспекта качества.

1. Качество исполнения - предусматривает производство продукции или услуг в соответствии с требованиями ГОСТов, соблюдение требований технологического процесса (санитарно-гигиенических требований при производстве и первичной переработке молока и т.д.).

2. Качество конструкции  - соответствие готовой продукции определенным параметрам - форма, цвет, удобство и т. д. (для картофеля - содержание крахмала, зерновых - клейковины, засоренность и т. д.).

3. Функциональное качество - соответствие требованиям спроса (для овощей - однородность продукции, одинаковый размер, цвет, спелость, наличие в течение всего года независимо от сезона, содержание нитратов и т. д.).

Все три аспекта качества одинаково важны, в комплексе  обеспечивают создание качественной продукции.

Формирование  и обеспечение высокого качества продукции в АПК имеют ряд особенностей, вытекающих из специфики комплекса. К ним прежде всего следует отнести необходимость: обеспечения параметрических свойств конечной продукции, которые соответствуют требованиям безопасности и здравоохранения, качества продуктов питания, их питательности, адаптированности к сезонному характеру производства основных отраслей АПК, повышенному влиянию фактора времени на осуществление циклов производства, переработки и реализации продукции; учета локализации агропромышленного производства в определенных географических зонах и микрозонах с различными природными условиями; учета действия тормозящих производство и зачастую неуправляемых факторов (засухи, наводнения, эпидемии, нашествие вредителей растений и т. д.).

Основными причинами  низкого качества продукции АПК  могут быть: отсутствие необходимой  материально-технической базы; несвоевременное  проведение технологических операций, недостаточный уровень профессиональных знаний исполнителей, слабая ответственность  за выполняемую работу; отсутствие четких критериев оценки качества труда и продукции, эффективной системы контроля за их выполнением; отсутствие действенной системы мер материального и морального стимулирования работников за достижение высоких качественных показателей; несовершенство системы управления производством и другие факторы.

Управление  качеством -- это установление, обеспечение  и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467--79). Управлять качеством -- значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). [9]

Управление  качеством строится на следующих  принципах: целенаправленность, плановость, непрерывность, интенсивность, системный подход, комплексность, оптимальность, постоянное совершенствование.

Управление  качеством продукции -- составная  часть управления производством  в целом, одна из его ветвей, функций. На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта. Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая -- создает и обеспечивает менеджмент качества.

Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством - целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. [7]

1.2 Модели управления качеством

До 80-х годов  общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство входило в противоречие с концепцией управления качеством.

Г. Сегецци выдвинул новую концепцию менеджмента, построенную  на взаимосвязи общего управления организацией с управлением качеством, которая действует во всех подразделениях и оказывает влияние на все показатели.

Новая концепция  менеджмента представляет собой  трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный; три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составляющие: затраты, качество, время.

Качество оказывается  тем комплексным фактором, который  увязывает одномерные процессы в  многомерные, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке. Проблема качества осознается как стратегическая. Разрабатывая программу повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо сформулировать целевую установку: соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя; сокращение транзакционных затрат; формирование имиджа предприятия как надежного партнера.

Сегодня можно  выделить три уровня систем управления качеством, имеющих некоторые концептуальные различия: системы, соответствующие  требования стандарта ИСО 9000; всеобщее управление качеством -- ТQМ (Тоtа1 Qualitу Management); системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий, дипломов по качеству.

Главная целевая  установка систем качества, построенных  на основе стандартов ИСО 9000, -- обеспечение  качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств способности предприятия сделать это. В стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок -- просто отсутствует.

Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. В международных стандартах по системам качества был учтен опыт советских систем управления. Следует отметить, что эти системы управления качеством в основном использовались в промышленности. [3]

Основой современной  концепции качества является ориентация на удовлетворение спроса потребителей и общества в целом, непрерывное  улучшение качества сверх достигнутого различными странами мира. Практика показывает, что творческий обмен передовым опытом по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов к вопросу способствуют прогрессу человечества, повышению качества жизни, решению глобальных проблем.

Основных программ менеджмента по обеспечению качества три, они сложились исторически, внедрены и апробированы большинством предприятий различных стран.

1. Философия  обеспечения качества Э. Деминга  и Д. Джурана: качество труда  и качественный менеджмент -- основа  качества продукции. Предусматривает постоянную и всестороннюю борьбу за качество на основе объединения усилий поставщиков, потребителей и инвесторов. Главный элемент -- постоянный статистический контроль изменений качества выходной продукции.

Информация о работе Управление качеством труда и продукции