Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:56, курсовая работа
целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знанийпо управлению качеством труда и продукции на примере СПК «Коптевка».
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть, как организовано управление качеством труда и продукции в данном хозяйстве.
2. Изучить, как формируется качество основных видов деятельности и продукции.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию качества.
Введение
1. Управление качеством труда и продукции
1.1 Современное представление о качестве
1.2 Модели управления качеством
1.3 Зарубежный опыт управления качеством продукции
2 Организационно-экономическая характеристика СПК «Коптевка
2.1 Местонахождение и условия деятельности хозяйства
2.2 Характеристика структур управления хозяйства
2.3 Организационно-экономическая характеристика
3. Управление качеством труда и продукции в СПК Коптевка
4. Пути совершенствования управления качеством
Заключение
Литература
2. Организация кружков качества -- добровольных объединений групп служащих или работников, которые регулярно собираются вместе и обсуждают проблемы качества, разрабатывают идеи по его поддержке и улучшению. Члены кружков обычно имеют специальную подготовку по вопросам качества, а представителей администрации лишь приглашают на заседания групп. Программа основана на психологических факторах, так как качество -- нравственная категория.
3. «За качество не платят» -- концепция консультанта Фила Кросби, имеющая поведенческий характер. Основное положение данной программы состоит в том, что деньги приходится платить не за само качество, а за его отсутствие или недостаток, что и нужно контролировать. Товар должен соответствовать определенным требованиям, основное внимание следует уделять профилактике брака, выработке определенного отношения организации к качеству, его стоимостной оценке. [9]
Единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны как принципы всеобщего управления качеством ТQМ.
Концепция предусматривает всестороннее целенаправленное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности -- от исследований и разработок до послепродажного обслуживания -- при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, технических возможностей.
Краткая характеристика ТQМ: цель -- удовлетворение требований заказчика; ответственность -- руководитель коллектива; основа действий -- предотвращение снижения качества; основная роль -- отношения «заказчик--поставщик» (как внешние, так и внутренние); основной двигатель -- непрерывное улучшение; исполнители -- все сотрудники; в центре внимания процессы производства; основа организации работы -- группа; обучение -- постоянное условие; действия не должны основываться на упущениях; измерения и систематическое сопоставление тех или иных элементов собственной деятельности с лучшими аналогами в целях совершенствования обязательны; персональное участие высшего руководства необходимо; характер процесса -- долговременный, непрерывный.
ТQМ -- комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. Ее философия базируется на принципе -- улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка -- ноль дефектов, к затратам -- ноль непроизводительных затрат, к поставкам -- точно в срок. Ясно, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутом.
Всеобщее управление качеством включает: контроль в процессе разработки новой конструкции; оценку качества опытного образца; планирование качества продукции и производственного процесса; оценку и планирование качества поставляемого материала; входной контроль материалов; контроль качества процесса; оценку качества продукции; оценку качества производственного процесса; контроль качества продукции и производственного процесса. Кроме того, осуществляются исследования в области качества, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве, обучение и повышение квалификации персонала, подготовка кадров для руководства соответствующей деятельностью, координация работы подразделений и управления качеством, проведение мер по формированию культуры качества, воспитание сознательного отношения к нему, развитие системы партнерства и ответственности.
Компоненты системы ТQМ следующие. Философия: качество -- обязанность каждого работника; обязательства руководящего состава существенны; непрерывное улучшение качества необходимо; проектирование и изготовление продукции следует выполнять правильно с первого раза; ориентировка на потребителя.
Основные принципы концепции ТQМ изложены в стандарте ИСО9004, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между стандартами семейства ИСО9000 и положениями концепции ТQМ существует ряд отличий. Основное отличие состоит в том, что стандарты направлены в первую очередь на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как ТQМ как вершина современных методов управления качеством ориентирована на дальнейшее его повышение. [9]
Если взглянуть на ресурсы как на скорлупу ореха, а на информацию -- как на кожицу вокруг нее, то модель можно наглядно представить в следующем виде. Можно подойти к совершенствованию конкретной системы качества следующим образом: взять за основу стандарт ИСО 9004; наращивать и совершенствовать систему, используя философию и подходы ТQМ; постоянно проводить самооценку по критериям качества, совершенствовать систему в стремлении сократить или ликвидировать отставание от лидеров -- победителей конкурса на премию, диплом по качеству.
Действующие эффективные системы качества, построенные по стандартам ИСО 9000, либо в соответствии с философией TQM, либо по критериям премии по качеству, либо с учетом всех этих критериев -- это, прежде всего системы, созданные из множества прогрессивных форм и методов управления качеством.
Контроль качества продукции сельского хозяйства нередко осуществляется не производителями, а заготовительными и перерабатывающими организациями и предприятиями, что создает условия для необъективной оценки и недоучета количества продукции, допускаются злоупотребления, снижается заинтересованность работников сельского хозяйства в достижении высоких конечных результатов труда.
Существует дефицит
Системный подход к управлению качеством продукции в АПК может дать ощутимый эффект лишь в том случае, если он будет охватывать и увязывать всю иерархическую структуру управления. [2]
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в печати. Благодаря теориям и деятельности целого ряда ученых к качеству было привлечено всеобщее внимание. Исследования показывают, что стремление к повышению качества продукции во многих странах превратилось в национальное движение. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. Вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля качества.
В ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется государством. Широко используются премии за качество как стимул к созданию на предприятиях эффективных систем. Это премия Эдварда Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США (присуждается за достижения высокого качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса), Европейская премия. Национальные премии за качество учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран.
Следует отметить, что премии за качество, учитывая все передовое, что имеется в системах ИСО9000 и TQM, в большей мере обращены к человеческому фактору.
В разных странах управление качеством имеет свою специфику. Самый высокий уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии, Скандинавских странах, Японии, США.
Германия сохраняет
за собой высокие позиции в
отношении качества промышленной продукции
при недостаточной
Япония, США
делают упор на обеспечение
Мировой опыт показывает, что именно в рыночной экономике складывается обстановка, в которой качество становится условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Основные элементы управления качеством в Японии -- фирменные службы качества на предприятиях и кружки качества. Фирменные службы качества предполагают: статистический анализ качества; «тотальный» контроль качества в рамках фирмы на каждом этапе производства, привлечение к системе контроля всех работников, распространение на них ответственности за качество продукции, содействие со стороны руководства; массовое обучение персонала контролю качества в трех формах; пристальное внимание к кружкам качества; управление движением за качество продукции руководителями высшего звена; разработку и реализацию общенациональных программ по контролю качества. [9]
Деятельность кружков качества -- специфическая черта японского менеджмента, обусловленная особенностями национальной культуры. Кружок качества -- неформальная творческая группа, действующая автономно, сама определяющая проблемы, методы и меры деятельности. Успех работы кружка зависит от совместимости ценностных ориентации участников, их личностных качеств.
Японская система управления качеством не дает сбоев. Это результат ее продуманности и простоты.
Приоритет в разработке методов управления качеством принадлежит американским специалистам. В 1953 г. англичане провели детальное исследование организации производства в США. Они пришли к выводу, что в области управления качеством использовался рациональный статистический контроль. Американские предприятия применяли выборочный приемочный контроль, причем 98 % годной продукции считалось допустимой цифрой. Бракованные изделия по требованию покупателей заменялись бесплатно. В 70--80-х годах американский бизнес столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. В результате в отношении многих видов продукции уровень совершенства перестал определяться США.
Управление
качеством в масштабах предприя
Основные принципы управления качеством в США можно представить в виде следующих положений.
1. Работа, направленная на повышение качества, -- обязательная часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.
2. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа.
3. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков к совместной работе на ранних этапах создания товара, заключают с ними долгосрочные контракты, обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и т.д.
4. Постоянное повышение
квалификации работников и
Менеджмент в Великобритании связан с управлением запасами, поэтому управление качеством рассматривается с этой точки зрения. Основные понятия в менеджменте качества этой страны: качество затрат; качество дизайна; качество производственных процедур.
Производство качественной продукции, соответствующей требованиям потребителей, обеспечивается денежными затратами. В системе менеджмента Великобритании выделяют предупредительные затраты -- разработка системы качества, обновление производства; оценочные -- на осуществление контроля производства, на устранение брака, гарантийное обслуживание, рекламации. Теоретически увеличение затрат по одному из этих направлений ведет к снижению их по другим направлениям.
Рассмотренные системы управления качеством имеют сходные элементы, но различны в основополагающих подходах. Все они используют систему «точно в срок», что позволяет минимизировать затраты на производство, а следовательно, на управление качеством. Но на японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих, а в западной промышленности -- на специальную службу. [9]
В последние годы опубликовано и реализовано много новых теоретических и практических разработок в области качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых известны; дешевле делать хорошо с первого раза.
СПК «Коптевка» - современный многоотраслевой сельскохозяйственный кооператив, организованный в 1949 году на базе нескольких коллективных хозяйств.
В 1978 году на базе бывшего колхоза «Комсомолец» и совхоза «Коптевский», а также части земель птицефабрики «Гродненская» был организован колхоз «Комсомолец», который потом много раз укрупнялся. В 2003 году на собрании уполномоченных хозяйство было переименовано в сельскохозяйственный производственный кооператив «»Коптевка».
СПК «Коптевка» расположен в 12 км от областного центра Гродно и в 17 км от железнодорожной станции Аульс.
На территории кооператива расположено 21 населенный пункт, где проживает 2512 человек.
Кооператив является юридическим лицом, имеет расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием. В своей деятельности кооператив руководствуется настоящим Уставом и действующим законодательством. Имущество кооператива составляют его основные фонды и оборотные средства, также акции, ценные и приравненные к ним бумаги.