Управление качеством труда и продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знанийпо управлению качеством труда и продукции на примере СПК «Коптевка».
Задачи курсового проекта:
1. Рассмотреть, как организовано управление качеством труда и продукции в данном хозяйстве.
2. Изучить, как формируется качество основных видов деятельности и продукции.
3. Разработать мероприятия по совершенствованию качества.

Оглавление

Введение
1. Управление качеством труда и продукции
1.1 Современное представление о качестве
1.2 Модели управления качеством
1.3 Зарубежный опыт управления качеством продукции
2 Организационно-экономическая характеристика СПК «Коптевка
2.1 Местонахождение и условия деятельности хозяйства
2.2 Характеристика структур управления хозяйства
2.3 Организационно-экономическая характеристика
3. Управление качеством труда и продукции в СПК Коптевка
4. Пути совершенствования управления качеством
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

управление качеством труда и продукции.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

2. Организация  кружков качества -- добровольных объединений групп служащих или работников, которые регулярно собираются вместе и обсуждают проблемы качества, разрабатывают идеи по его поддержке и улучшению. Члены кружков обычно имеют специальную подготовку по вопросам качества, а представителей администрации лишь приглашают на заседания групп. Программа основана на психологических факторах, так как качество -- нравственная категория.

3. «За качество  не платят» -- концепция консультанта  Фила Кросби, имеющая поведенческий  характер. Основное положение данной программы состоит в том, что деньги приходится платить не за само качество, а за его отсутствие или недостаток, что и нужно контролировать. Товар должен соответствовать определенным требованиям, основное внимание следует уделять профилактике брака, выработке определенного отношения организации к качеству, его стоимостной оценке. [9]

Единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны как принципы всеобщего  управления качеством ТQМ.

Концепция предусматривает  всестороннее целенаправленное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности -- от исследований и разработок до послепродажного обслуживания -- при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, технических возможностей.

Краткая характеристика ТQМ: цель -- удовлетворение требований заказчика; ответственность -- руководитель коллектива; основа действий -- предотвращение снижения качества; основная роль -- отношения  «заказчик--поставщик» (как внешние, так и внутренние); основной двигатель -- непрерывное улучшение; исполнители -- все сотрудники; в центре внимания процессы производства; основа организации работы -- группа; обучение -- постоянное условие; действия не должны основываться на упущениях; измерения и систематическое сопоставление тех или иных элементов собственной деятельности с лучшими аналогами в целях совершенствования обязательны; персональное участие высшего руководства необходимо; характер процесса -- долговременный, непрерывный.

ТQМ -- комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. Ее философия базируется на принципе -- улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка -- ноль дефектов, к затратам -- ноль непроизводительных затрат, к поставкам -- точно в срок. Ясно, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо стремиться и не останавливаться на достигнутом.

Всеобщее управление качеством  включает: контроль в процессе разработки новой конструкции; оценку качества опытного образца; планирование качества продукции и производственного процесса; оценку и планирование качества поставляемого материала; входной контроль материалов; контроль качества процесса; оценку качества продукции; оценку качества производственного процесса; контроль качества продукции и производственного процесса. Кроме того, осуществляются исследования в области качества, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве, обучение и повышение квалификации персонала, подготовка кадров для руководства соответствующей деятельностью, координация работы подразделений и управления качеством, проведение мер по формированию культуры качества, воспитание сознательного отношения к нему, развитие системы партнерства и ответственности.

Компоненты системы ТQМ  следующие. Философия: качество -- обязанность  каждого работника; обязательства  руководящего состава существенны; непрерывное улучшение качества необходимо; проектирование и изготовление продукции следует выполнять  правильно с первого раза; ориентировка на потребителя.

Основные принципы концепции  ТQМ изложены в стандарте ИСО9004, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между стандартами  семейства ИСО9000 и положениями  концепции ТQМ существует ряд отличий. Основное отличие состоит в том, что стандарты направлены в первую очередь на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как ТQМ как вершина современных методов управления качеством ориентирована на дальнейшее его повышение. [9]

Если взглянуть на ресурсы  как на скорлупу ореха, а на информацию -- как на кожицу вокруг нее, то модель можно наглядно представить в  следующем виде. Можно подойти  к совершенствованию конкретной системы качества следующим образом: взять за основу стандарт ИСО 9004; наращивать и совершенствовать систему, используя философию и подходы ТQМ; постоянно проводить самооценку по критериям качества, совершенствовать систему в стремлении сократить или ликвидировать отставание от лидеров -- победителей конкурса на премию, диплом по качеству.

Действующие эффективные  системы качества, построенные по стандартам ИСО 9000, либо в соответствии с философией TQM, либо по критериям  премии по качеству, либо с учетом всех этих критериев -- это, прежде всего  системы, созданные из множества прогрессивных форм и методов управления качеством.

Контроль качества продукции  сельского хозяйства нередко  осуществляется не производителями, а  заготовительными и перерабатывающими  организациями и предприятиями, что создает условия для необъективной оценки и недоучета количества продукции, допускаются злоупотребления, снижается заинтересованность работников сельского хозяйства в достижении высоких конечных результатов труда.

Существует дефицит современных  приборов и других средств контроля для определения состава и свойств сельскохозяйственной и пищевой продукции, характеризующих ее потребительские качества, а также средств измерения расхода, уровня и объема жидких и сыпучих продуктов. Для контроля качества до сих пор широко используют органолептические методы оценки, вызывающие споры, и длительные лабораторные исследования, затрудняющие определение качества сельхозпродукции при заготовках.

Системный подход к управлению качеством продукции в АПК  может дать ощутимый эффект лишь в  том случае, если он будет охватывать и увязывать всю иерархическую структуру управления. [2]

1.3 Зарубежный  опыт управления качеством продукции

Проблемой повышения  качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют  многочисленные публикации в печати. Благодаря теориям и деятельности целого ряда ученых к качеству было привлечено всеобщее внимание. Исследования показывают, что стремление к повышению качества продукции во многих странах превратилось в национальное движение. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. Вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля качества.

В ряде стран  выпуск продукции высокого качества стимулируется государством. Широко используются премии за качество как  стимул к созданию на предприятиях эффективных систем. Это премия Эдварда  Деминга в Японии, премия Малькольма Болдриджа в США (присуждается за достижения высокого качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса), Европейская премия. Национальные премии за качество учреждены также в Великобритании, Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран.

Следует отметить, что премии за качество, учитывая все  передовое, что имеется в системах ИСО9000 и TQM, в большей мере обращены к человеческому фактору.

В разных странах  управление качеством имеет свою специфику. Самый высокий уровень  качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии, Скандинавских странах, Японии, США.

Германия сохраняет  за собой высокие позиции в  отношении качества промышленной продукции  при недостаточной производительности, а Скандинавские страны держат мировое  первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия уделяют особое внимание, как качеству, так и производительности. Италия, Испания приближаются к лидерам.

Япония, США  делают упор на обеспечение конкурентоспособности  товаров и услуг, что требует  не только внедрения систем управления качеством (TQM) на основе стандартов, но и работы в других направлениях (стратегический маркетинг, автоматизация систем менеджмента и т. д.).

Мировой опыт показывает, что именно в рыночной экономике  складывается обстановка, в которой  качество становится условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Основные элементы управления качеством в Японии -- фирменные службы качества на предприятиях и кружки качества. Фирменные службы качества предполагают: статистический анализ качества; «тотальный» контроль качества в рамках фирмы на каждом этапе производства, привлечение к системе контроля всех работников, распространение на них ответственности за качество продукции, содействие со стороны руководства; массовое обучение персонала контролю качества в трех формах; пристальное внимание к кружкам качества; управление движением за качество продукции руководителями высшего звена; разработку и реализацию общенациональных программ по контролю качества. [9]

Деятельность  кружков качества -- специфическая  черта японского менеджмента, обусловленная  особенностями национальной культуры. Кружок качества -- неформальная творческая группа, действующая автономно, сама определяющая проблемы, методы и меры деятельности. Успех работы кружка зависит от совместимости ценностных ориентации участников, их личностных качеств.

Японская система  управления качеством не дает сбоев. Это результат ее продуманности  и простоты.

Приоритет в  разработке методов управления качеством принадлежит американским специалистам. В 1953 г. англичане провели детальное исследование организации производства в США. Они пришли к выводу, что в области управления качеством использовался рациональный статистический контроль. Американские предприятия применяли выборочный приемочный контроль, причем 98 % годной продукции считалось допустимой цифрой. Бракованные изделия по требованию покупателей заменялись бесплатно. В 70--80-х годах американский бизнес столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предлагавших рынку высококачественные товары по низким ценам. В результате в отношении многих видов продукции уровень совершенства перестал определяться США.

Управление  качеством в масштабах предприятия в Америке возложено на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции, которой входят разработка показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака, условий их устранения.

Основные принципы управления качеством в США можно  представить в виде следующих  положений.

1. Работа, направленная на  повышение качества, -- обязательная  часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.

2. В управлении качеством  главное не контроль, а бездефектная  работа.

3. Поставщики должны стать  партнерами. Предприятия привлекают  субпоставщиков к совместной работе на ранних этапах создания товара, заключают с ними долгосрочные контракты, обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и т.д.

4. Постоянное повышение  квалификации работников и непосредственное  обучение вопросам управления качеством продукции.

Менеджмент в Великобритании связан с управлением запасами, поэтому  управление качеством рассматривается  с этой точки зрения. Основные понятия  в менеджменте качества этой страны: качество затрат; качество дизайна; качество производственных процедур.

Производство  качественной продукции, соответствующей  требованиям потребителей, обеспечивается денежными затратами. В системе  менеджмента Великобритании выделяют предупредительные затраты -- разработка системы качества, обновление производства; оценочные -- на осуществление контроля производства, на устранение брака, гарантийное обслуживание, рекламации. Теоретически увеличение затрат по одному из этих направлений ведет к снижению их по другим направлениям.

Рассмотренные системы управления качеством имеют  сходные элементы, но различны в основополагающих подходах. Все они используют систему «точно в срок», что позволяет минимизировать затраты на производство, а следовательно, на управление качеством. Но на японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих, а в западной промышленности -- на специальную службу. [9]

В последние  годы опубликовано и реализовано  много новых теоретических и  практических разработок в области  качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых известны; дешевле делать хорошо с первого раза.

2. Организационно-экономическаяхарактеристика  СПК Коптевка

2.1 Местонахождение  и условия деятельности хозяйства

СПК «Коптевка» - современный многоотраслевой сельскохозяйственный кооператив, организованный в 1949 году на базе нескольких коллективных хозяйств.

В 1978 году на базе бывшего колхоза «Комсомолец» и  совхоза «Коптевский», а также  части земель птицефабрики «Гродненская»  был организован колхоз «Комсомолец», который потом много раз укрупнялся. В 2003 году на собрании уполномоченных хозяйство было переименовано в сельскохозяйственный производственный кооператив «»Коптевка».

СПК «Коптевка» расположен в 12 км от областного центра Гродно и в 17 км от железнодорожной станции Аульс.

На территории кооператива расположено 21 населенный пункт, где проживает 2512 человек.

Кооператив  является юридическим лицом, имеет  расчетный, валютный и другие счета  в учреждениях банков, самостоятельный  баланс, печать со своим наименованием. В своей деятельности кооператив руководствуется настоящим Уставом и действующим законодательством. Имущество кооператива составляют его основные фонды и оборотные средства, также акции, ценные и приравненные к ним бумаги.

Информация о работе Управление качеством труда и продукции