Управление качеством продукции на примере ОАО «Кировский маргариновый завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть, гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Научные аспекты управления качеством 5
1.1 Сущность менеджмента качества 5
1.2 Системы стандартизации и сертификации качества продукции 8
1.3 Методы и приемы Total Quality Management 15
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод» 22
2.1 Организационная характеристика предприятия 22
2.2 Экономическая характеристика предприятия 28
2.3 Характеристика среды функционирования предприятия 38
Глава 3. Повышение качества продукции на предприятии 43
3.1 Управление качеством продукции на ОАО «Кировский маргариновый завод» 43
3.2 Улучшение контроля управления качеством продукции 49
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 57

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему управление качеством.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

       В 1992 году в соответствии с законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» создано Акционерное общество открытого типа «Кировский маргариновый завод».

       ОАО “Кировский маргариновый завод” введен в строй действующих с октября 1973 года мощностью 25,1 тыс. тонн маргариновой продукции в год и в 1975 году был пущен майонезный участок мощностью 2,5 тыс. тонн майонеза в год.

       Строительство предприятия в северном регионе, не имевшем до того жироперерабатывающих предприятий, позволило обеспечить маргариновой продукцией не только Кировскую область, но и близлежащие регионы Чувашию, Удмуртию, Татарстан, Марийскую республику, Коми, Архангельскую область. И действительно, сегодня Кировский маргариновый завод отправляет свою продукцию в шесть республик и 32 города и области России.

       Чтобы не потерять рынок сбыта и иметь имидж среди других производителей, на заводе ведется постоянная работа по модернизации и техническому перевооружению.

       Рост  мощности основных производственных участков привел к необходимости расширения инженерных сетей, поэтому был увеличен объем масло-бакового хозяйства, сделаны второй подъездной железнодорожный путь и две дополнительные точки слива жиров из железнодорожных цистерн, построен прирельсовый склад для вспомогательных материалов и складмодуль для оборудования, а также  увеличена мощность газопровода и построены дополнительные площади для хранения готовой продукции.

       При расширении производства не оставляют  в стороне и вопросы экологии: построены линевые очистные сооружения, закончен монтаж установок для мембранной очистки стоков, куда будут направляться все зажиренные воды с производственных участков.

       Такое масштабное строительство требует  немалых денежных средств, поэтому  завод вынужден использовать часть  собственных ресурсов, что уменьшает  объем его оборотных средств. Вследствие этого приходится брать кредиты, высокие процентные ставки на которые позволяют предприятию вести только простое воспроизводство, без наращивания выпуска продукции.

       Немного улучшило экономическое положение  маргаринового завода исключение из реестра монополистов, что ранее обуславливало низкую рентабельность производства, но и делало продукцию кировчан одной из самых дешевых в России.

       Не  секрет, что снижение объемов выработки  масложировой продукции в стране вызвано нехваткой жирового сырья подсолнечного масла, производителям которого выгоднее продавать его за рубеж. Поэтому сейчас обеспечение завода растительным маслом одна из главных задач.

       Специалисты активно занимаются автоматизацией производства вот уже много лет, бесперебойно работает участок автоматического весового дозирования в маргариновом цехе, полностью переведена на автоматический режим воздушно-компрессионная станция, что позволило высвободить работников этого участка. Автоматизирована мойка оборудования маргаринового и майонезного участков, ведутся работы по автоматизации учета и контроля производственного процесса, что позволит своевременно и правильно менять технологические параметры производства маргарина.

       С 1999 года на заводе используется новая  фирменная торговая марка – “Здрава”, и вся продукция выпускается с этой маркой.

       Общая площадь складских помещений 4608 кв.м.

       На  сегодняшний день завод оснащен  современным оборудованием. Отвечающим высоким стандартам в области  производства продуктов питания.

       Уровень механизации основного производства:

  • рафинация и дезодорация жиров 100%;
  • по производству маргпродукции 87,5%;
  • по производству майонеза 62,8%;
  • вспомогательное производство 36%.

       На  предприятии работает более 400 человек. Сформирован высокопрофессиональный кадровый состав благодаря правильно разработанной мотивации оплаты труда.

       На  31 декабря 2010 года списочная численность работников составила 411 человек.

       Из  них:

  • Имеют высшее образование  - 113 человек  (27,5%);
  • Среднее и  профессиональное – 288 человека (70,1%);
  • Неполное среднее – 10 человек (2,4%).

       Из  числа работающих:

  • 210 женщин;
  • 201 мужчин;

       На  ОАО «КМЗ» создан Совет директоров в составе: генерального директора, первого заместителя генерального директора, заместителя генерального директора по логистике, главного инженера, начальника финансово-экономической службы, начальника производства. 

       Совет директоров, генеральный директор и  ревизионная комиссия избираются общим  собранием акционеров.

       Органами  управления предприятием являются:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров;
  • генеральный директор.

       Генеральный директор ОАО «КМЗ» осуществляет текущее руководство деятельностью  завода и подотчетен Совету Директоров и общему собранию акционеров. В  настоящее время руководителем  предприятия является генеральный  директор Савиных В.В.

       Органом контроля  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия является ревизионная комиссия.

       Структура предприятия относится к штабному типу.

       Она представляет собой конгломерат  линейной и функциональной структур. В ней присутствует разделение должностей по иерархическим уровням, то есть соподчиненность одних работников (нижестоящих) другим (вышестоящим) – особенность линейной структуры, и в то же время – функциональное разделение труда, то есть деление деятельности предприятия на отдельные составляющие по специфике выполняемых работ и возложение ответственности за отдельные функции и их реализацию на строго определенных работников – особенность функциональной структуры.

       На  заводе существует бесцеховая структура  производства. Производственная структура полностью отвечает требованиям соблюдения норм управляемости (начальнику производства подчиняются 4 мастера соответствующих участков), и эта структура соответствует поставленным перед ней задачам – обеспечению стабильного функционирования производственных подразделений и быстроты прохождения информации. Имеется 4 основных участка (рафинационный, маргариновый, майонезный, маслосливная станция) и 154 вспомогательных участков, которые обеспечивают бесперебойную работу основных производств, к ним относится: парокотельная, аммиачно-компрессорная станция, ремонтно-строительные службы, лаборатория, служба по разгрузочно-погрузочным работам, складское, автотранспортное, железнодорожное хозяйства, охрана и другие.

       Во  главе находится начальник производства, который непосредственно подчиняется генеральному директору и который контролирует выполнение своих функций мастерами участков (мастер майонезного участка, мастер маргаринового участка, мастер рафинационного участка и мастер участка розлива масла), мастерам подчиняются соответствующие бригадиры каждого участка.

     2.2 Экономическая характеристика предприятия

       Для того чтобы изучить разнообразные стороны хозяйственной деятельности предприятия необходимо рассматривать каждый экономический показатель деятельности организации во взаимосвязи с другими показателями и с общими результатами работы.

       Анализ хозяйственной деятельности как  наука  представляет собой

систему знаний, связанную с исследованием  взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, тенденций и закономерностей, резервов, упущенных выгод с практическими обобщениями и выводами.

       Первой  характерной чертой такого анализа  является исследование экономических факторов, явлений, процессов. Анализ деятельности  предприятий обеспечивает взаимосвязанное изучение хозяйственных явлений и процессов, их становления и развития, происходящих в них количественных и качественных изменений.

       Второй  характерной чертой экономического анализа является объективная и всесторонняя оценка выполнения планов, принятых предприятием и отдельными его подразделениями, отраслевыми объединениями. Особенность анализа здесь состоит в комплексном использовании материалов бухгалтерской, статистической и других видов отчетности.

       Источником  информации для экономического анализа  являются отчетности предприятия за несколько лет. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2 - Основные экономические показатели работы ОАО «Кировский маргариновый завод»

Наименование  показателя 2006 год  2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Среднесписочная численность, чел. 455 459 428 426 411
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 63 771 74 793 84 774 88 833 98 839
Среднемесячная  заработная плата, тыс. руб. 11 680 13 579 16 506 17 490 18 200
Производительность  труда, тыс. руб./чел. 1 685 1 878 2 517 2 610 2722
Производительность  труда, тонн/чел. 53,6 53,8 53,8 53,9 52,8
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 1 911 286 2 301 419 2 524 188 2 780 234 2 867 451
Фондоотдача, руб./руб. 0,4 0,37 0,43 0,42 0,46
Фондовооруженность, руб./чел. 4 201 5 014 5 898 5 965 5 988
Фондоемкость, руб./руб. 2,5 2,7 2,3 2,5 2,8
 
 

      Предприятие, предвидя осложнение экономической  ситуации, связанной с мировым  финансовым кризисом оперативно и заблаговременно (в октябре-ноябре 2008 года) оптимизировало свою численность. Это стало возможным благодаря тому, что на заводе ведется комплексная работа по увеличению норм выработки и, как следствие, повышению производительности труда, пересмотру функциональных обязанностей сотрудников, выявлению дублирования процедур и процессов (когда одно и тоже выполняют два человека не подозревая от этом), оценке необходимости выполнения отдельных процедур, комплексной автоматизации как производственных процессов, так как труда инженерно-технических работников. Такая оптимизация коснулась в основном работников пенсионного возраста.  Именно этим объясняется снижение численности работающих. Численность работающих в 2008 года снизилась на 27 человек по сравнению с 2006 годом (или на 6%) и на 44 человека по сравнению с 2010 годом.

    В 2008 году фондоотдача основных средств, которая показывает сколько продукции  получено на 1 рубль основного капитала и характеризует эффективность  их использования, в 2008 году выросла  по сравнению с предыдущим годом  на 14%. Но в 2007 году она была ниже, чем в 2006 году на 7,5%.

      Рост  фондовооруженности отражает замещение  «живого» труда техникой, ликвидацию ручных процессов, повышение степени  механизации производства. Данный показатель в течение всего анализируемого периода рос и в 2008 году составил 5 898 рублей на 1 работающего, по  сравнению с 2006 годом увеличился на 40%. Это хорошая положительная тенденция.

      Фондоемкость  характеризует стоимость основных производственных фондов на 1 рубль  товарной продукции и представляет собой показатель обратный фондоотдаче. В нашем случае фондоемкость за 2008 год  по с равнению с 2006  и 2007 годами  упала соответственно на 6% и 12%. Следовательно, произошло ухудшение использования основных производственных фондов, снижение сменности работы.

Таблица 3 - Основные финансовые показатели работы ОАО «Кировский маргариновый завод» (тыс. руб.)

Наименование  статей баланса 2006 год  2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Выручка (нетто) от продажи продукции 770024 899647 1132572 1 121 069 1 174 021
Себестоимость проданной продукции 600281 751850 944093 790 442 875 817
Валовая прибыль 169743 147797 188479 330 627 298 204
Полная  себестоимость, в том числе: 654 030 831 952 1 022 859 890 480 977 835
     коммерческие расходы 15 473 21 161 21 587 22 418 28 335
    управленческие расходы 38 276 58 941 57 179 77 620 73 683
Прибыль от продаж 115994 67695 109713 230 589 196 186
Прочие  доходы 143240 4550 3940 19 726 5 420
Прочие  расходы 147785 5579 4921 66 689 39 198
Прибыль до налогообложения 114261 73648 110389 206 223 179 425
Чистая  прибыль отчетного  периода 86802 55782 84342 148 029 143 535

Информация о работе Управление качеством продукции на примере ОАО «Кировский маргариновый завод»