Совершенствования управления предприятием, создание модели управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- изучить планирование как основную функцию управления;

- определить основные черты современного менеджера;

- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;

-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;

-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;

- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.

Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52

Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59

2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления

туристической фирмой…………………………………………………………64

2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70

2.4. Совершенствование функциональной структуры управления

тур-фирмы……………………………………………………………………….71

2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском

рынке……………………………………………………………………………..73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованной литературы…………………………………………...83

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

             Туристическая фирма должна соответствовать тому, как она себя позиционирует на рынке. У неустойчивой компании, согласно представлениям о внутреннем подобии,  помимо соответствующей динамики развития, наблюдается столь же неэффективная организационная структура и несовершенное управление, какие бы намерения при этом данная компания не декларировала. В свою очередь, успешная компания демонстрирует и подтверждает свое устойчивое положение не только завидными финансовыми показателями на данный момент времени, но и отлаженной корпоративной технологией, этичными принципами ведения бизнеса, проверенными и надежными партнерами, высокой репутацией, значительной  клиентской базой, благоприятным имиджем и прочими положительными атрибутами деловой активности. Выпадение какого-либо элемента из этой системы или его явное, а может быть и неосознанное игнорирование, является предвестником накопления нежелательных эффектов, которые обязательно обернутся последующей потерей конкурентоспособности32.      

             Следовательно, необходимо только внимательно наблюдать за системой и фиксировать возникновение в ней явных несоответствий, с последующим, по возможности, их устранением. Еще лучше сразу не допускать их появления, что в принципе не так уж и сложно осуществить. Для облегчения задачи можно воспользоваться любым подходящим для данной ситуации приемом, за исключением трудоемкого но малоэффективного метода "проб и ошибок". Например, таким, который используется в области техники для нахождения сильных решений на уровне инженерных задач: совершение действия обратного ожидаемому. То есть мы не ждем, а специально моделируем возникновение нежелательных явлений, чтобы затем, найдя способы их нейтрализации, упредить их реальное возможное появление. Рассмотрим в качестве примера некоторые нежелательные эффекты, которые могут иметь место на важном для туристической фирмы этапе установления контактов с новым клиентом. Так, чтобы затруднить или вообще сделать невозможной связь клиента с фирмой, который узнал о ее существовании из рекламы надо в первую очередь эту рекламу сделать формальной и затем ее поместить в непрофильном или нечитаемом издании. Это достигается, если поручить заниматься рекламой непрофессионалам или посторонним сотрудникам, которым будет, например, некогда выяснять какие издания читают клиенты. Кроме того, в рекламе не должно быть объяснений, как добраться до фирмы, а на улице не должно быть размещено никаких указателей. Чтобы клиент не мог дозвониться и навести справки необходимо обеспечить занятость мини-АТС или отсутствие секретаря на рабочем месте. Для этого необходимо установить маломощную АТС, надолго занимать ее главный телефон и отвлекать секретаря различными поручениями. Способы устранения или нейтрализации этих очевидных помех также достаточно просты и очевидны, а их встраивание в технологию деятельности фирмы будет значимым препятствием на пути возникновения нежелательных для нее эффектов33.

            Таким образом, подобные подходы к повышению жизнеспособности туристического бизнеса позволяют сузить рамки обстоятельств, при которых происходит что-то ненужное или наоборот, не происходит чего-то нужного. Причем избежать появления негативных факторов, вызывающих сбои работоспособной системы, удается с использованием ресурсосберегающих бизнес-технологий. Это и есть то самое целесообразное решение, которое в данной ситуации направлено на совмещение двух взаимоисключающих альтернатив, то есть когда максимально эффективный результат достигается при минимуме затраченных на это усилий. Увеличение степени идеальности системы другими известными путями, как правило, улучшают один показатель, за счет ухудшения другого. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Итак, фирма (предприятие) - это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

     Фирма концентрирует и через свою деятельность реализует практически все экономические  интересы, возникающие в национальном хозяйстве. Она является местом приложения труда капитала и предпринимательского потенциала. Фирма генерирует как товары, так и покупательскую способность для их приобретения.

     Современная фирма имеет многочисленные сложные  взаимосвязи с окружающей средой, и ее успех в значительной степени  зависит от того, кто и как регулирует и контролирует эти связи.

     Российские  фирмы познавали богатство организационного оформления бизнеса в короткие сроки  на основе теоретического знания и  практического опыта зарубежных партнеров. Это сказалось на характеристиках  собственников и менеджеров, специфике структуры организационно-правовых форм как создаваемых, так и реформируемых предприятий.

     Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в  условиях   рыночных  отношений  неразрывно связаны с ее непрерывным  совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. В настоящее время наиболее ярко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации.

       К ним относятся: рынок сбыта  производимой или продаваемой  продукции и вида услуг; финансовый  рынок; рынок труда; окружающая  природная среда. Без учета  этих факторов невозможно планировать  стратегию развития фирмы. Поэтому  успех любого предприятия или системы управления зависит от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие системы управления условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления.

     В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития. Чтобы это обеспечить, необходимо проводить исследования тенденций и возможностей, осуществлять выбор альтернатив и направлений развития.

     Система  управления  предприятиями должна отвечать современным  рыночным условиям, а именно: обладать высокой гибкостью производства; быть адекватной сложной технологии производства; учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг); учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей; принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды; учитывать уровень развития информационных технологий и др.

           Предприятия (фирмы) зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго и только потому, что они постоянно меняются, трансформируются, модернизируются и выживают в кризисной рыночной экономике. Способность организации к инновациям – залог ее успеха.

           Результаты исследований показали, что кризисные ситуации в организациях  возникают из-за множества проблем,  их развития в конкурентной  среде. Однако главное для предприятий  России – неудовлетворительный  менеджмент, не способный к внедрению инноваций (нововведений) в различные сферы деяельности фирмы, компании. Менеджмент организаций, как правило, старается преподнести кризис, как локальный, не изучая глубоко тенденции его развития, предоставляет ограниченную информацию, что не способствует применению методов его локализации.

           В практике зарубежных компаний  за последние 30 лет прочно укоренились  проектные методы решения кризисных  проблем, позволяющие объединить  разработку, планирование, реализацию  и контроль расходования средств  на мероприятия по локализации кризисных явлений. Применение проектных методов управления  на российских предприятиях позволит постепенно изменить систему их функционирования и развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Адамс Б. Бизнес-планирование. Эффективные методики разработки / Боб Адамс. - Изд-во: Астрель, 2007. – С.480.
  2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2003. – С.98.
  3. Антикризисное управление : учебник для студентов вузов / М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т упр. ; под ред. Э. М. Короткова. — Москва : ИНФРА-М, 2008. — С.619.
  4. Антикризисное управление : учебное пособие. — 2-е изд. — М. : Инфра-М, 2008. — С.1151.
  5. Антикризисный менеджмент. / Под ред. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАН-ДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1999. – С.338.
  6. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С.288.
  7. Богатырева, О. В. Реализация стратегического подхода к финансовому оздоровлению кризисных предприятий в современной экономике России // Экономический анализ: теория и практика. — 2008 .— N 19 .— С. 56-63.
  8. Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом / С. В. Валдайцев [и др.]. - М. : Юнити, 2001. – С.129.
  9. Гершанок, А. А. Над пропастью. : эффективность нормативно-правового регулирования антикризисного управления в современной российской экономике // Российское предпринимательство. — 2008 .— N 2. — С. 129-134.
  10. Гавриленко Н.И. д-р экон. наук, проф. Возрастание роли стратегического маркетинга в управлении хозяйствующими субъектами.// Менеджмент в России и за рубежом. №4 , 2008.- С.83- 91
  11. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика – новые инструменты хозяйствования. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – С.220.
  12. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1997.- С.79.
  13. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - С.244.
  14. Завьялов П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе/ П.С. Завьялов.- М., 2009г. - С. 45
  15. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристь, 2002. – С.416.
  16. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова. - М. : ЮНИТИ, 2000.- С.256.
  17. Ищейко, А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий [Текст]: Учебник / А.В. Ищейко. Новосибирск, 2004.- С.312.
  18. Кадыров, Ф. Н. Что такое "антикризисное управление"? // Менеджер здравоохранения. — 2009 .— N 3 .— С. 13-15
  19. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. - С.350.
  20. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. Управленческий учет по формуле «три в одном» /[Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н.].- М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 1999.- С.89.
  21. Кольцова, Л. Антикризисное управление в современных условиях // Справочник экономиста. — 2009 .— N 3 .— С. 48-53 .
  22. Котлер, Ф. Основы маркетинга.: Учебник / М.: Прогресс, 2001.- С.198.
  23. Кэмпбелл, Р. Экономикс.: Учебник / Р.Кэмпбелл Макконнелл, Стоили Л. Брю. - М.: Республика, 2001. – С.213.
  24. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – С.375.
  25. Магура, М. Управление организацией в условиях кризиса // Управление персоналом. — 2009 .— N 2 (204) .— С. 58-62 .
  26. Майор, З. Контроллинг как система мышления и управления.: Учебник / З.Майор. М.: Финансы и статистика, 2001.- С.244.
  27. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции. // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 5.- С.8-10
  28. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: "Инфра-М", 2000. С.199.
  29. Моисеева, Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: Учебник / Н.K. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиздат, 2002. С.266.
  30. Ноздрева, Р.Б. Как побеждать на рынке: Учебник / Р.Б. Ноздрева. М.: ЮНИТИ, 2003. С.312.
  31. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. М.: Советский спорт, 2003. – С. 192.
  32. Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2002. – С.240.
  33. Пер Дженестер, Дэвид Хасси, Анализ сильных и слабых сторон компании, Издательский дом «Вильямс», 2003. – С.87.
  34. Питер Друкер, Эффективное управление, Издательско-торговый дом «Гранд», М., 2003. - С.99
  35. Помни о кризисе! : процессная реструктуризация как инструмент антикризисного управления предприятием // Российское предпринимательство. — 2008 .— N 3 .— С. 110-114.
  36. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. (Введение). - М.: Сов. Радио, 1976. – С.440.
  37. Ричард Кох, Как использовать и создавать эффективную стратегию, СПб.: Питер, 2003. – С.145.
  38. Роджерс, Л., Маркетинг в малом бизнесе: Учебник / Л. Роджерс М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. – С.213.
  39. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". - Москва : Инфра- М, 2006.- С.303.
  40. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – С.544.
  41. Слиняков, Ю. В. Организационные и экономические меры по предотвращению кризиса в организации // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2009 .— N 1/2 .— С. 37-43
  42. Смит, А., Практический маркетинг: Учебник / А. Смит, Френк Дж. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2003. – С.219
  43. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999. С.421.
  44. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. – С. 576.
  45. Управление проектами в условиях кризиса: Учебное пособие / Под ред. Р.Ф. Дурицыной. – Благовещенск, ПКИ «Зея», 2000. – С.128.
  46. Управление организацией: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Менеджмент" / Под ред. Поршнева А.Г. и др. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.668.
  47. Управленческий учет (с элементами финансового учета) / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: Инфра-М, 1997. – С.480.
  48. Уткин, Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2001.- С.331.
  49. Уткин, Э.А. Управление фирмой.: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Акалис, 2001. – С.156.
  50. А.А.Томпсон, мл., А.Дж.Стрикленд III, Стратегический менеджмент. ИНФРА-М. 2003. – С.412.
  51. Филинов Н. Б. Стратегический подход к управлению компанией. Материалы по программе TACIS. М.: ГАУ, 1998. – С.81
  52. Фролов, И. В. Концепция антикризисного  промышленных предприятий - механизм предотвращения банкротства // Проблемы региональной экономики. — 2009 .— N 1/2 .— С. 233-238.
  53. Чалдаева, Л. А. Антикризисное управление как инструмент финансовой стабилизации предприятия // Экономический анализ: теория и практика. — 2009 .— N 10 .— С. 2-5.
 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления