Совершенствования управления предприятием, создание модели управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- изучить планирование как основную функцию управления;

- определить основные черты современного менеджера;

- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;

-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;

-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;

- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.

Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52

Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59

2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления

туристической фирмой…………………………………………………………64

2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70

2.4. Совершенствование функциональной структуры управления

тур-фирмы……………………………………………………………………….71

2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском

рынке……………………………………………………………………………..73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованной литературы…………………………………………...83

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

            Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга - план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия.

             Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам, исходя из плана сбыта.

1.4.Стратегия управления фирмы в условиях рынка.

 

     Центральным пунктом стратегического управления в условиях рынка является разработка стратегических управленческих решений. По мнению А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда «Совершенство организации - это  совершенное исполнение совершенной стратегии»14. Президент Бостонской Консалтинговой Группы Марк Федин подчеркивает, что по американской статистике около 40% компаний, входивших 20 лет назад в список «Fortune 500», прекратили свое существование из-за отсутствия собственной стратегии или ее наличия только на бумаге15.

     Попытаемся  дать рабочее определение стратегии.

     Под стратегией следует понимать рассчитанную на перспективу внутренне не противоречивую систему действий, охватывающую производство и сбыт всех видов платной продукции и услуг, направленную на достижение устойчивого развития фирмы с учетом ее внутренних возможностей и текущего состояния, тенденций развития и возмущающих воздействий внешнего окружения.

     Сформулируем  базовые методологические подходы  при разработке стратегий деятельности на рынке платных продуктов и услуг.

     Системный подход предписывает рассматривать объект управления как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность. Согласно системному подходу, аналитическая деятельность по выработке стратегии должна начинаться с четкого формулирования целей, при этом глобальная стратегическая установка рассматривается как единая система, включающая набор частных стратегий. Отсюда вытекает необходимость прогнозирования последствий реализации и взаимосвязей частных (локальных) стратегий, а также анализа возможных альтернативных стратегий. При этом локальные стратегии не должны противоречить друг другу и глобальной стратегии.

     Применение  комплексного подхода предполагает учет экономических, социальных, политических, демографических, психологических и др. последствий реализации выбранных стратегий.

     Динамический  подход позволяет рассмотреть изменения ситуации во времени, и на основе ретроспективного анализа спрогнозировать будущую ситуацию.

     Функциональный  подход дает возможность проследить цепочку развития фирмы как системы согласно следующей схеме:

<потребности> - <функции>  - <характеристики продуктов, удовлетворяющих потребности> -  <структурные изменения>.

     Маркетинговый подход предполагает выработку стратегий на основе анализа настоящих и будущих потребностей в конкретном продукте/услуге, проведения сегментации рынка, анализа и прогнозирования вида кривой жизненного цикла продуктов/услуг, конкурентного анализа и др.

     Воспроизводственный подход позволяет ориентироваться на постоянное обновление производства конкретного продукта/услуги с целью удовлетворения потребностей потребителей путем своевременного предложения им все более совершенных и экономичных продуктов/услуг.

     Ситуационный  подход предписывает обязательный и всесторонний анализ сложившейся ситуации и учет этой ситуации в процессе выработки управленческих решений.

     Количественный  подход предполагает перевод качественной шкалы измерений в количественную, что создает благоприятные предпосылки для использования формальных методов анализа, прогнозирования и оптимизации с целью выбора наилучших стратегий.

     Модельный подход позволяет проанализировать варианты и последствия управленческого решения не на реальном объекте управления, а на специально созданной модели объекта.

     Нормативный подход состоит в обязательном учете нормативных документов, регламентирующих деятельность фирмы со стороны внешней среды (например, правовые нормативы), учете и анализе внутренних нормативных документов и установлении строгих нормативов по важнейшим параметрам функционирования фирмы и ее подразделений, а также по качеству, ресурсоемкости и др. показателям производимых продуктов и услуг.

     Как следует из вышеизложенного, качественный процесс выработки стратегий должен предусматривать использование комплекса описанных методологических подходов. При этом решение вопроса целесообразности использования конкретного подхода определяется анализируемой ситуацией.

       Разработка стратегии управления в настоящее время опирается на основательный инструментарий, получивший отражение в научной и учебной литературе. Вместе с тем деятельность российских предприятий осуществляется не в условиях сформировавшейся рыночной среды, а в обстановке макроэкономической нестабильности, неустойчивости, свойственной не просто переходным экономикам, а трансформационным процессам в их специфическом российском варианте.

       Так, классический анализ предполагает оценку сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы, ее слабых сторон, потенциальных благоприятных возможностей и внешних угроз16.

     Как отмечают специалисты, стратегическое управление не может быть сведено  набору рутинных правил, процедур и  схем.17 У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента.

       В российской практике стратегическое управление - это: симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям; высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой (в том числе организующие и контролирующие процесс сбора, систематизации и анализа информации); активное включение всех работников в реализации задач организации, в поиске наилучших путей достижения ее целей. 

1.5. Основные черты современного менеджера. 

             В процессе управления менеджер  осуществляет ряд конкретных  функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

            Выполняя свои повседневные обязанности,  менеджер общается с различными  категориями лиц. Прежде всего,  это партнеры. Иногда они могут  быть весьма неприятными, выдвигающими  несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.

            Другая категория людей, с которыми  приходится общаться, -- руководители  различного ранга. В разговорах  с ними выражаться следует  четко и недвусмысленно, придерживаться  только фактов или собственных  соображений, кратко излагать  мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя - он этого не забудет.

              С подчиненными общение должно  быть в высшей мере доверительным и доброжелательным - от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера.

            И наконец, менеджер постоянно  общается с коллегами – руководителями  других подразделений. Прямого  влияния на них он оказать  не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и  убеждать.

             Менеджер должен быть принципиален  во всех вопросах, уметь противостоять  давлению как «сверху», так и  «снизу», последовательно и твердо  стоять на своем, не скрывать  своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти  ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

             Принятие управленческих решений  требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

             Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру -- профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая.  Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

             Однако руководитель должен быть  не только хорошо подготовленной  и высоко образованной, но еще  и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

             Творчество немыслимо без способности  находить информацию и делиться  ею с подчиненными, прислушиваться  к окружающим независимо от  того, кто они, держать себя  откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

             Но наиболее важно для менеджера на сегодняшний день схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

             Очередной группой качеств менеджера,  определяющих его собственно  говоря как менеджера, являются  организаторские, а также деловые.  Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

              К организаторским качествам  нужно отнести прежде всего  целеустремленность. Характер современной  жизни требует от менеджера  ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления