Совершенствования управления предприятием, создание модели управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- изучить планирование как основную функцию управления;

- определить основные черты современного менеджера;

- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;

-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;

-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;

- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.

Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52

Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59

2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления

туристической фирмой…………………………………………………………64

2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70

2.4. Совершенствование функциональной структуры управления

тур-фирмы……………………………………………………………………….71

2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском

рынке……………………………………………………………………………..73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованной литературы…………………………………………...83

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

• управление организациями в рыночной среде строится не на системном подходе, а по методу «проб и ошибок», что приносит большие издержки и потери;

• отсутствием  профессиональных менеджеров по управлению предприятием в условиях кризиса;

• при  кризисе господствует нехватка времени  и рациональных решений.

            Неудивительно, что далеко не всем компаниям и фирмам удается преодолеть возникшие кризисные проблемы. Особенно трудно приходится лидеру рынка, экстенсивные финансовые активы которого подлежат списанию, навыки и сети каналов распределения утрачивают ценность, а культура и система управления – эффективность.19 Наипервейшая задача руководства оказавшейся в кризисе компании – консолидация, включающая в себя меры по возвращению фирмы к производственной деятельности. Необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и разработать долгосрочную стратегию компании, заключающуюся в ее трансформации.

              Процесс выведения компании из кризиса осуществляется с учетом долгосрочной и краткосрочной ориентации. Тем не менее, руководство фирмы не всегда осознает разницу между долгосрочной и краткосрочной перспективами, стремясь, прежде всего, к краткосрочной, так как краткосрочное повышение прибыли не представляет особых проблем. Ориентация фирмы на краткосрочную прибыль означает повышение цены товара, сокращение инвестиций и всех второстепенных видов деятельности, кроме тех, которые приносят текущие доходы. К сожалению, в долгосрочном плане данная политика фирмы и ее руководства подрывает конкурентоспособность компании. С другой стороны, ориентация исключительно на рынок при неудовлетворительных показателях прибыли также повышает уязвимость компании.

            Итак,  кризис означает, что организационная инерция к изменениям на предприятии не позволяет компании быстро и решительно изменить стратегию организации для внедрения инноваций. В интересах выживания, гибкого реагирования по удовлетворению потребительского спроса, повышения устойчивости и адаптационной способности в обеспечении высокого качества продукции и услуг в динамично меняющихся рыночных условиях организации и предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Реорганизация предприятий не проводится в один момент, внезапно, а требует глубокой и всесторонней предварительной работы специалистов разного профиля на основе обоснованных мероприятий. В этот период организациям нужны менеджеры – руководители, менеджеры – организаторы и менеджеры исполнители высокого уровня.

             В зависимости от конкретных обстоятельств изменения могут быть: локальными (частичными), касающимися отдельных служб и подразделений; системными (радикальными), когда условия рыночной обстановки и развитие конкуренции требуют глубокой и многосторонней реорганизации предприятия. Реформирование предприятий и организаций, оказавшихся в новых для них условиях хозяйствования, необходимо осуществлять с четкой и объективной оценкой экономической среды, в которой они функционируют и должны развиваться. В этом случае, применение инновационных проектных технологий в управлении организацией является актуальным.

            Эффективный информационный обмен между руководством и сотрудниками компании особенно важен в период запуска антикризисной программы, когда безудержное распространение слухов может свести на нет все усилия. Необходимо, чтобы информация, доводимая до сотрудников, была понятна и многократно повторялась для лучшего усвоения.

              Таким образом, в условиях экономического спада особое значение приобретает антикризисное управление предприятием, основанное на: анализе происходящих проблем; выявлении возникающих проблем и ранжирования их приоритетности; определении и формировании подходов к решению. Никто и никогда не застрахован от кризиса. Ситуация кризиса, как правило, возникает внезапно. Кризис не выбирает и его не выбирают. В критической ситуации необходимо действовать оперативно с применением методов менеджмента, выходящих за рамки обычных и общепринятых. Имеются специфические методы, которые используются только в критических ситуациях, другие являются обычными, но используются в новом качестве, способствуя более эффективному решению кризисных проблем20.

             К стоящим перед предприятием проблемам в условиях кризиса можно отнести следующее: непосредственное выживание; поиск партнеров; формирование эффективного производства; обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы; формирование творческого характера труда; получение полезных синергетических эффектов; полнота реализации миссии. Все эти задачи можно решить с наименьшими затратами при внедрении в управление предприятием проектного подхода. Разработка и реализация проектов по различным стратегическим направлениям деятельности по вышеперечисленным проблемам позволит преодолеть кризисную ситуацию, в которой оказалась фирма или компания.

            Понятие «проект» в нашей стране долгое время использовалось только инженерами и техническими специалистами. Это связывалось с представлением о технической, конструкторской и сметной документации, необходимой для создания машин, оборудования, зданий, сооружений и др. технической продукции. Современное понятие «проект» и «управление проектом» используется не только инженерами, но и экономистами, финансистами, политиками, учеными, предпринимателями, социальными работниками, преподавателями и тем более руководителями организаций любой формы собственности для осуществления идей, нововведений, достижения установленных целей и получения эффективных результатов при

«прозрачности»  расходования всех ресурсов в процессе развития своей деятельности21.

             Применение проектных технологий характерно и для развития внешнеэкономических связей, в которых используются все современные проекты экономического сотрудничества: создание современных торговых домов; реализация инвестиционных проектов с иностранными партнерами; проекты внедрения передовых зарубежных технологий на предприятиях и организациях, совместные семинары, конференции, форумы и т.д.22

            Проведенные исследования по осуществлению проектов выявили, что основы теории управления, теории развития организаций и теории управления проектами во взаимосвязи представляют собой методологические основы проектного подхода управления функционированием и развитием организаций любой формы собственности, отраслей и сфер деятельности в условиях кризиса.

           И, наконец,  как бы ни различались причины кризисов и условия, в которых они разворачиваются, действия менеджмента, направленные на вывод своей компании из кризиса, всегда подчиняются определенной логике.

Так, выделяют шесть стадий кризисного управления.

            Стадия 1: попытка предотвращения кризиса. На этой стадии следует составить список факторов, способных негативно повлиять на бизнес, возможные негативные последствия и цену необходимых превентивных действий. Это может быть и создание кризисного центра или специальной группы, это может быть сценарий действий в условиях кризиса и др.

            Стадия 2: подготовка к управлению в условиях кризиса. На этой стадии менеджмент начинает разрабатывать планы действий с учетом возможных рисков и многообразия нежелательных последствий кризиса.

             Стадия 3: анализ ситуации. При этом самым трудным является верная оценка кризисной ситуации. Ошибки здесь возможны как из-за неверной интерпретации факторов, вызвавших кризис, так и из-за игнорирования серьезных угроз, исходящих от внешней среды. Собирая информацию о кризисе, большинство руководителей опирается на оценки работников своей компании. На этой стадии имеет смысл привлечь внешнего специалиста. Это потребует определенных затрат, но они оправдают себя, ибо неграмотный анализ может привести к неверным действиям и неоправданным потерям.

             Стадия 4: сдерживание кризиса. Главное на этом этапе - установление очередности действий по выводу компании из кризиса. Проблема часто состоит в трудности выделения наиболее важной информации и четких критериев для оценки ситуации.

             Стадия 5: разрешение кризиса. Здесь главное - быстрота действий. Даже если вы на правильном пути, вас задавят, если вы остановитесь или замешкаетесь. Оценив ситуацию и определив необходимые шаги, следует действовать без промедления.

             Стадия 6: преодоление последствий кризиса. На этой стадии компания определяет меры по возмещению потерь, которые она понесла за время кризиса, или по восстановлению утраченных позиций23.

             Менеджмент любой организации, стремящейся вырваться из цепких лап кризиса, должен ясно представлять логику своих действий. Каждую из шести перечисленных выше стадий руководители должны наполнить конкретными действиями, учитывающими и специфику ситуации, и особенности бизнеса, и квалификацию ключевых участников процесса антикризисного управления. Здесь важно не терять время на поиски виноватых, а как можно быстрее оценить многообразие и глубину проблем, подлежащих решению. По этому поводу Джим Коллинз заявил: "Производите вскрытие, не устанавливая, кто виноват в смерти... Если команда подобрана правильно, нет нужды искать виноватых в ущерб возможности что-то понять и извлечь необходимые уроки".

            Итак, что такое кризис? Это в первую очередь драматическое развитие как внешней, так и внутренней ситуации, когда использовавшиеся до последнего времени методы управления становятся неэффективными, а иногда и вредными. Для выживания в условиях кризиса нужен особый психологический настрой управленческой команды и коллектива предприятия в целом. Паника, склока, недоверие, неуверенность в завтрашнем дне - плохая опора для решительных действий, необходимых для выживания. 
 

1.7. Инновационный менеджмент как возможность спасения организации. 

           В условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособность отечественных предприятий заметно уменьшилась. За последний год объем промышленного производства сократился более чем на 10%. Одной из основных причин столь значительного падения явилась низкая производительность труда российских граждан. На этот показатель влияет множество факторов (например, морально устаревшее и физически изношенное оборудование). Один из способов поднять ее является постоянное внедрение инноваций.

            Создание кружков качества, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, система бережливого производства, – все эти слова ассоциируются с Японией. Постоянное внедрение инноваций, создание системы инновационного менеджмента позволило этой стране достаточно быстро восстановить полностью разрушенную экономику после поражения во Второй мировой войне.

              Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; снятие с производства устаревшей продукции24.

             Для увеличения конкурентоспособности любому предприятию необходимо непрерывно разрабатывать и внедрять инновации: новые продукты, интересные рынку, новые стратегии освоения рыночных сегментов и территорий, новые внутренние бизнес-процессы, повышающие эффективность работы компании. Инновации являются естественным следствием человеческой потребности к инициированию и внедрению новых идей, и именно инновации могут выигрышным образом изменить жизнь компании и вывести ее в лидеры отрасли.

             Компании, инновации которых постоянны и последовательны, опережают своих конкурентов по множеству показателей. У инноваторов выше рыночная стоимость активов, темпы роста бизнеса, более высокий уровень удовлетворенности покупателей и клиентов, более инициативные и лояльные сотрудники.

             Пожалуй, единственный ресурс, всегда уникальный на любом предприятии, – это инновационный потенциал персонала. Именно он может являться новым источником инновации. Однако часто происходит так: инновация, не найдя поддержки в стенах компании, гибнет или реализуется в компании-конкуренте. Типичны случаи, когда инновационные идеи проживают свою жизнь в головах сотрудников, так и не увидев свет, и потенциал этих идей оказывается нераскрытым и упущенным. Упущенный потенциал идей можно отнести к той же категории, что и «упущенная прибыль»: в том смысле, что некоторые удачные инновации, достигнув стадии коммерческой реализации, могут принести компании заметные доходы.

              Инновации приносят новые осознанные преимущества, или ценности, клиентам, сотрудникам или собственникам компании. Эти преимущества могут быть функциональными, психологическими, эмоциональными или финансовыми. Диапазон этих преимуществ может изменяться в самых широких пределах. Например, инновация в каком-либо бизнес-процессе может принести экономию времени для сотрудников компании. Новый видеотелефон может принести новые функциональные, эмоциональные и психологические ценности потребителю этого продукта. А запуск новой бизнес-модели работы компании может принести финансовые преимущества владельцам и управленческому звену организации25.

Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления