Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;
- изучить планирование как основную функцию управления;
- определить основные черты современного менеджера;
- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;
-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;
-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;
- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.
Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52
Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59
2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления
туристической фирмой…………………………………………………………64
2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70
2.4. Совершенствование функциональной структуры управления
тур-фирмы……………………………………………………………………….71
2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском
рынке……………………………………………………………………………..73
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………...83
Наиболее часто встречаются следующие случаи: априорное определение лица, принимающего решение к исполнению; определение круга лиц, участвующих в решении; участие ЛПР в его исполнении; определение момента решения и его места; определение методики и калькуляции решения; задание целей и их относительной важности; ограничение числа альтернатив; привлечение лиц определенной компетентности; контроль хода решения; предоставление или ограничение информации; ссылки на аналогичные решения; моральное и материальное воздействие; расширение свободы в решениях; возложение ответственности за решения.
Всю работу по управлению можно разделить на две части:
управление
деятельностью фирмы и управление
людьми (персоналом) (Рис.2.).
Рис.2.Виды управления.
В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако многих руководителей до сих пор поставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. Так, проявляется необходимость иметь перед глазами модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса.
В настоящее время при необходимости анализа того или иного процесса управления (от системы проектирования космического корабля или подводной лодки до процесса подготовки делового документа) можно использовать проверенные и обкатанные методы.
К этим методам относятся, в частности, формализованные способы описания процесса управления (для того, чтобы оптимизировать, нужно знать, что оптимизировать) и концепции построения эффективной системы управления, которые мы рассмотрим в следующем разделе.
В общем виде структуру и процессы управления
можно представить в так как на рис.3.
Рис. 3.Укрупненная
структура системы управления
Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
- макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем;
- управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям;
- управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.
Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
- макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;
- общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
- частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию
сбора и обработки
- выбор
целевых рынков и их
- применение
маркетинговых решений по
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование
и анализ эффективности
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: организация инновационного процесса; выбор и реализация стратегии НИОКР; оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; внедрение результатов НИОКР; защита результатов НИОКР12.
К задачам планирования производства относят: выбор технологического процесса; планирование программы производства; планирование последовательности производства (оперативное планирование); формирование производственных систем; содержание и эксплуатацию оборудования; организацию материально-технического снабжения.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:
- административно-правовые
(организационно-
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.
Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.
Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.
Важное значение в настоящее время приобретает мотивация исполнителя. Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
- знать
(информация о целевых
- сметь
(эти установки и мероприятия
должны быть «допустимыми» для
исполнителей, в том числе не
нарушать юридических и
- мочь
(исполнители должны иметь
- хотеть
(они должны быть мотивированы)
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется «пирамидой Маслоу»).
Мотивационное управление концентрируется:
- на
влиянии на состояние
- на
чувстве его собственного
- на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
- на усилении мотивов;
- на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
- на удовлетворении потребностей;
- на
обеспечении процесса
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет: к увеличению оборота и прибыли; к улучшению качества изделий; к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; к повышенному притоку сотрудников; к повышению их работоспособности; к большей сплоченности и солидарности; к уменьшению текучести кадров; к улучшению репутации фирмы.
Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).
Таким образом, анализ
1.3.
Планирование как
функция управления.
Многообразие целей
- формируется
система целей и задач,
-производится
распределение всех видов
- определяются
временные рамки выполнения
- определяются измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.
Так, планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по степени охвата (общее и частичное),
- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),
- по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий),
- по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
- по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
- по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),
- на жесткое и гибкое.
Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления