Совершенствования управления предприятием, создание модели управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- изучить планирование как основную функцию управления;

- определить основные черты современного менеджера;

- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;

-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;

-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;

- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.

Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52

Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59

2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления

туристической фирмой…………………………………………………………64

2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70

2.4. Совершенствование функциональной структуры управления

тур-фирмы……………………………………………………………………….71

2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском

рынке……………………………………………………………………………..73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованной литературы…………………………………………...83

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

             К критериям выбора формы планирования (принципов планирования) относятся:

- полнота  (требуется учесть все);

- детализация  (глубина ее определяется целью  планирования);

- точность;

- простота  и ясность;

- непрерывность;

- эластичность  и гибкость (использование плановых  резервов, учет множественности  возможных альтернатив, отсрочка  деталей планирования до выяснения  обстановки, вариантность);

- выравнивание  при планировании (учет «узких мест»);

- экономичность. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

           Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко определить:

- что  планируется - объект планирования;

- кто планирует - субъект планирования;

- на какой срок - период (горизонт) планирования;

- средства  планирования, например, компьютерное обеспечение;

- как планировать - методику планирования;

- согласование  планов - каких, с кем и на каких условиях.

            Различают следующие виды планирования:

- последовательное  планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

- скользящее  планирование (по истечении части  срока действия предыдущего плана  производится его ревизия на  оставшийся период и составляется  новый на период после окончания  всего срока предыдущего и т.д.);

- жесткое  планирование (конкретно указываются  все цели и мероприятия);

- гибкое  планирование (учитывается возможность  возникновения неоднозначных условий  и пересмотра плана с их  учетом).

            В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала); тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);

и оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период)13.

            Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;

- носитель  идеи планирования - высший менеджмент;

- проблемы  планирования - отсутствие надежности  и структурирования;

- горизонт  планирования – длительные сроки;

- охват  - глобальный, широкий спектр альтернатив;

- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

             Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта. Такое планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.

             Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

            Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель  идей планирования - средние и  низшие уровни менеджмента;

- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

- горизонт - короткие и средние сроки;

- глубина  - детализация планов;

- диапазон - ограниченный спектр альтернатив;

- основа - созданный потенциал.

            Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

              При планировании решается множество проблем, основные причины появления которых:

- особенности  исходного состояния (проблемы  планирования плохо структурированы,  их тяжело определить и измерить);

- особенности  конечного состояния (характер  влияния на цели и ресурсы  при планировании не определен,  а проявит себя только в  будущем, множественность целей);

- проблемы  альтернатив (имеется неопределенность  в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств);

- проблемы  инструментария (выбор наиболее  оптимального);

- большое  число лиц, участвующих в планировании;

- ответственность  (ЛПР принимает на себя ответственность,  план же составляют другие);

- проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

              Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности и состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

- план  маркетинга,

- производственная  программа,

- техническое  развитие и организация производства,

- повышение  экономической эффективности производства,

- нормы  и нормативы,

- капитальные  вложения и капитальное строительство,

- материально-техническое обеспечение,

- труд  и кадры,

- себестоимость,  прибыль и рентабельность производства,

- фонды  экономического стимулирования,

- финансовый  план,

- план  охраны природы и рационального  использования природных ресурсов,

- социальное  развитие коллектива. 

Рис.4 . Система прогнозов и планов предприятия

          На рис. мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по их осуществлению.

           Как указывалось в рис. , основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:

- потребность  в продукции предприятия;

- потребности  предприятия в производственных  ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

           Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.

Все методы прогнозирования (их более 100) можно  разделить на две группы:

неформализованные (эвристические) и формализованные.

           К числу неформализованных относят:

- индивидуальные  экспертные оценки,

- коллективные  экспертные оценки,

- написание  сценариев и т.д.

           К формализованным методам относят:

- методы  экстраполяции,

- моделирование.

           Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде. Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов.

            Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

особенностью  производственного процесса и характером внешней среды фирмы. Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.

             Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или овеществленного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.).

            Различают нормы (нормативы):

- затрат  живого труда;

- расхода  предметов труда (сырья, материалов, топлива и т.д.);

- использования орудий труда (машин, оборудования и т.д.);

- движения (организации) производства (длительности  производственного цикла, времени  опережения, партионности и т.д.);

- издержек  производства (в т.ч. НЗП);

- социально-экономические  и т.д.

            Совокупность норм и нормативов представляет собою основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления материальных ресурсов, энергобалансы и т.д. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки:

- расчетно-аналитические;

- опытные;

- опытно-статистические.

              Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство фирмы, которое вводится в АСУ и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства. Например, при планировании МТС используют удельные затраты материалов на единицу готовой продукции. Норма расхода материала включает:

- полезный  расход материала;

- дополнительные  затраты, вызванные технологическим  процессом;

- затраты,  не связанные с технологическим  процессом (например, из-за некратности  длины при раскрое, боя, утечки  и т.д.).

            Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода). Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления от поставщиков, размеров складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов. Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса и их суммы (складского запаса).

            Что касается производственной  программы, то она  является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение  максимальной прибыли;

- учет  реальных финансовых и иных  ресурсных возможностей;

- возможно  полное удовлетворение потребностей  рынка сбыта;

- максимальное  снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная  загрузка оборудования.

            

Рис. 5. Взаимосвязь производственной программы с другими планами 

Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления