Совершенствования управления предприятием, создание модели управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- изучить планирование как основную функцию управления;

- определить основные черты современного менеджера;

- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;

-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;

-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;

- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.

Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52

Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59

2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления

туристической фирмой…………………………………………………………64

2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70

2.4. Совершенствование функциональной структуры управления

тур-фирмы……………………………………………………………………….71

2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском

рынке……………………………………………………………………………..73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список использованной литературы…………………………………………...83

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

             Другим организаторским качеством,  которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость.  Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

             Важным организаторским качеством  менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

              Менеджеру должна быть присуща  дисциплина и контроль над  собой. Без этого он не сможет  ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

            Отличительной чертой менеджера  должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

             Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

           С точки зрения контактности  можно выделить несколько типов  руководителей. 

       Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

       Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому  примерно поровну времени.

       В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

       В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей  хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным  управляющим.

            Важная черта менеджера - реализм.  Он должен уметь правильно  оценить свои возможности и  возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда  не так больно будет падать  при неудаче. Хороший менеджер  характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

             Руководить людьми без уверенности  в себе невозможно. Уверенные  люди знают, чего хотят. Они  никогда не прибегают к обходным  путям. Их взгляды на проблемы  всегда четкие и ясные, и  они стремятся к тому, чтобы  все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

            Хороший руководитель должен  уметь обеспечивать сопричастность  сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

             Но самое главное - менеджер  должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать  работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему ,что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

             Нужно, однако,  иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. 
 

1.6.Управление организацией в условиях кризисов. 

             Большинство российских компаний начиная с октября - ноября 2008 г. вдруг почувствовали, что окружающая среда стала для их бизнеса значительно более угрожающей, чем это было до последнего времени. Конец 2008 г. ознаменовался мировым экономическим кризисом, который затронул Россию наравне с другими странами. Многие делают даже попытки сравнить возникшую сегодня в стране ситуацию с дефолтом 1998 г.

             Конечно, определенные антикризисные меры предпринимаются на уровне федерального правительства и региональных властей, но это не снимает необходимость разработки антикризисной программы для каждой отдельно взятой организации.

            Основная причина рыночной несостоятельности и кризиса – грубейшие просчеты руководителей всех уровней, стремление многих обогатить себя, свою семью, приближенных и чиновников за счет трудовых коллективов. Следует отметить и низкий уровень менеджмента в организациях. До настоящего времени как в стране, так и на предприятиях используются методы правления, хорошо отлаженные бывшей системой, что приводит в конечном итоге к кризисам.

            Первоочередные внутренние проблемы, которые затрудняли преодоление компаниями кризисных явлений в их функционировании состоят в следующем:

- неудовлетворительное  качество управления;

- недостаточная  слаженность в работе управленческой команды;

- отсутствие  у руководства предприятий четкой  стратегии действий;

- недостаток  поддержки действий руководства  со стороны трудового коллектива.

            Неудовлетворительное качество управления. Формирование антикризисной программы в отрыве от анализа управленческой практики невозможно. Неэффективное управление и сегодня является одной из наиболее распространенных внутренних причин, мешающих российским предприятиям в преодолении кризиса. И если до последнего времени сложившаяся в организации практика управления давала более или менее удовлетворительные результаты, то в изменившихся условиях ее несовершенство становится очевидным.

             Низкое качество управления для большинства предприятий проявляется достаточно единообразно:

- нет четкости в определении целей, миссии, ценностей организации;

- несогласованность  в работе подразделений;

- много  лишней документации, бюрократизация  процесса управления;

- нерациональное  использование имеющихся ресурсов;

- ошибки  в реализации функций контроля (чрезмерный или ослабленный контроль);

- большой  объем "текучки", не дающей  возможности для анализа ситуации  и для работы на перспективу;

- дублирование  в принятии решений.

            Недостаток слаженности в работе управленческой команды. Преодоление кризиса требует сплоченной и эффективной работы управленческой команды. Трудности на пути преодоления кризиса зависят не только от неблагоприятного воздействия внешних факторов, но и от низкой дееспособности руководства компании.

             К причинам, приводящим к потере слаженности в работе управленческой команды обычно относят следующие:

- отсутствие  сильного лидера, способного объединить  и повести за собой управленческую  команду;

- различия  в системе приоритетов и в  ключевых ценностях между членами управленческой команды;

- плохая  информированность членов управленческой  команды по ключевым вопросам, связанным с деятельностью компании;

- сложившаяся  в управленческой команде культура  отношений не побуждает ее  членов оказывать помощь друг  другу;

- расхождение в оценках ситуации и путей выхода из кризиса;

- расхождение  в интересах между членами  управленческой команды;

- отсутствие  общей программы действий.

              Отсутствие у руководства предприятий четкой стратегии действий. Пассивность же в первую очередь объясняется отсутствием понимания того, что следует делать в сложившихся условиях. Можно назвать еще несколько наиболее типичных причин этого:

- недостаточная  уверенность в точности своей  оценки сложившейся ситуации;

- расхождения  в понимании конечной цели между членами управленческой команды;

- отсутствие  единой программы действий;

- недостаток  объективной информации;

- недостаток  информации о состоянии предприятия  и рынка;

- неготовность  большинства руководителей отказаться  от привычной модели управления в изменившихся условиях.

             Недостаток поддержки действий руководства со стороны трудового коллектива. Невозможно выстраивать какую-либо программу действий без учета поведения сотрудников компании в условиях разразившегося кризиса. Недостаток поддержки действий руководства со стороны работников организации существенно затрудняет успешную реализацию антикризисной стратегии18.

            Среди основных причин, способствующих ослаблению этой поддержки, чаще всего выступают:

- неуверенность сотрудников компании в завтрашнем дне, страх потери работы;

- ухудшение  имиджа руководства в глазах  персонала организации;

- отсутствие  у персонала заинтересованности  в достижении поставленных руководством  целей;

- непонимание  работниками сущности мероприятий, поставленных задач;

- негативный  прошлый опыт;

- углубление  социальной напряженности внутри  предприятия;

- руководство  своевременно не доводит до  работников информации, которая  в условиях кризиса интересует  людей в первую очередь.

            В микро экономике в широком смысле понятие «кризис предприятия» означает незапланированные процессы, которые ставят под угрозу само существование предприятия, переломные моменты в последовательности событий и действий при функционировании предприятия. Типичным для выхода из кризиса на предприятии считаются два варианта: ликвидация предприятия или преодоление кризиса и выход на инновационные технологии развития. Продолжительность между началом кризиса и его завершением бывает разной длительности: с большими сроками, где происходят слабо ускоряющиеся кризисные процессы; высоко интенсивные, с короткими сроками развития. При этом в редких случаях

кризис  появляется неожиданно, то есть без  какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

             Настоятельная необходимость решительного изменения стратегии организации возникает при приближении или наступлении кризисной ситуации. К основным симптомам кризиса относят отсутствие бюджета развития, снижение прибыльности, сокращение доли рынка и потерю предприятием ликвидности.

               Проблемы кризисного состояния экономики организацией характеризуются:

• отсутствием  удовлетворительного даже текущего финансового обеспечения, не говоря о бюджете развития или роста;

• наличием налога на заработную плату, который сдерживает рост производительности труда и заработной платы. При этом налоговая система такова, что примерно 85 % налогов собирается с предприятий, а 15 % - с физических лиц. В рыночной экономике должно быть наоборот;

Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления