Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение путей усовершенствования управления предприятием, создание модели управления.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть предприятие как объект управления и выявить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;
- изучить планирование как основную функцию управления;
- определить основные черты современного менеджера;
- проанализировать управление организацией в условиях кризисов, а также рассмотреть инновационный менеджмент как возможность спасения организации;
-рассмотреть краткую характеристику туристической фирмы «Альянс-тур» и изучить маркетинго-логистические инструменты управления тур-фирмой;
-определить общие проблемы повышения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования функциональной структуры управления;
- проанализировать возможность создания устойчивости тур-фирмы на российском рынке.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием в современных условиях.
Предприятие и организация как объект управления…………………….6
Основы современного подхода к управлению предприятием…………12
Планирование как функция управления………………………………...24
Стратегия управления фирмы в условиях рынка………………………33
Основные черты современного менеджера……………………………..37
Управление организацией в условиях кризисов………………………42
Инновационный менеджмент как возможность спасения
Организации………………………………………………………………52
Глава 2. Практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием (на примере туристической фирмы «Альянс- тур»).
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика тур-фирмы «Альянс-тур»……………………………………………………………………59
2.2. Маркетинго-логистические инструменты управления
туристической фирмой…………………………………………………………64
2.3. Общие проблемы повышения эффективности управления……………...70
2.4. Совершенствование функциональной структуры управления
тур-фирмы……………………………………………………………………….71
2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на российском
рынке……………………………………………………………………………..73
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованной литературы…………………………………………...83
На основе вышеизложенного предложена
классификация рыночных инструментов
управления (табл.2).
Таблица 2.
Основные рыночные инструменты управления | |
Маркетинговые инструменты, | Логистические инструменты, |
формирующие спрос | формирующие предложение |
1. Маркетинговые исследования | 1. Информация о предложении |
2. Информация о спросе | 2. Анализ затрат |
3. Анализ рынка | 3. Логистический сервис |
4. Сегментирование | 4. Контроллинг |
5. Прогнозирование | 5. Интеграция |
Как правило, на практике применяется набор этих инструментов. Инструментарий дает более существенный синергетический эффект. Но синергетический эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Для достижения положительного эффекта необходима высокая квалификация управляющих фирмой и всех ее сотрудников30.
Таким образом, туристская фирма для повышения
конкурентоспособности должна применять
современные рыночные инструменты: маркетинговые,
способные управлять потребительским
спросом и логистические, способные с
оптимальными затратами удовлетворять
потребности туристов.
2.3.
Общие проблемы повышения
эффективности управления
К числу основных задач по
совершенствованию управления
Кризисные явления в системе
управления, как на предприятиях
мирового сообщества, так и в
России, побудили ученых-управленцев
к поиску новых методов по
совершенствованию управления, способствующих
устранению стереотипов управления и
мышления и разработке новых концептуальных
подходов. Отметим при этом, что и новые
подходы к управлению не сразу дали положительные
результаты. Это было вызвано тем, что
западные фирмы стали механически копировать
опыт других стран (даже самых передовых,
как Япония), не производя при этом модернизации
своей системы управления, определенных
социально-экономических, организационных,
психологических действий для использования
данного опыта.
Становление и развитие любой
организации, как правило,
Переход предприятий нашей
2.4.
Совершенствование
функциональной структуры
управления туристической
фирмой
Структура управления может
Экспериментирование с
В туристической фирме
Рациональная структура управления определяется
типом предприятия, его масштабом и характеристиками.
2.5. Создание устойчивости туристического бизнеса на
российском
рынке.
Расстановка сил на российском рынке, в частности на рынке туристических услуг, существенно отличается от ситуации, имевшей место еще несколько лет назад. В определенной степени это обусловлено тем, что при прочих равных условиях, то есть при сходных “весовых” категориях и стадиях развития бизнеса, одни компании, если и не вырываются вперед, то сохраняют свои позиции, тогда как другие, теряют конкурентные преимущества и становятся аутсайдерами.
Сценарии нарастания кризисных явлений у всех приблизительно одинаковы. Вроде ничего не предвещало кризисных событий, как ни с того, ни с сего, происходит падение оборотов, увеличивается дебиторская задолженность, уменьшается количество клиентов. На следующем этапе, вчера еще устойчивую компанию, начинают покидать топ-менеджеры, не согласные с перспективами стратегического развития фирмы, а также с антикризисными действиями ее владельцев. Новая управляющая команда, как правило, повторяет или усугубляет старые ошибки, обусловленные неготовностью учредителей извлечь правильные уроки и кардинально пересмотреть даже не стратегические приоритеты, а тактическое управление компанией. Если запоздалое прозрение все же наступает, то действия владельцев компании становятся похожими на отчаянные попытки утопающего схватиться за соломинку. Как правило, из-за упущенного времени все усилия ни к чему не приводят и мало на что уже могут повлиять. В такой ситуации, еще никому не удавалось восстановить в первозданном виде былое великолепие фирмы. Более того, без ощутимых потерь, проблематично хоть как-то выправить положение дел, несмотря на потенциальную возможность недопущения подобного хода развития событий. Как итог, если не стройная, то, во всяком случае, относительно упорядоченная и отлаженная система дает сбой, трансформируясь при этом в систему неупорядоченную, то есть в хаос.
В принципе, феномен хаоса есть не что иное как непредсказуемое, нестабильное и беспорядочное поведение, или класс случайных процессов, не поддающихся прогнозированию. Эти явления были названы феноменом “сильной зависимостью от начальных условий”, так как было установлено, что незаметные различия в исходных условиях способны обернуться огромными расхождениями в результатах. Из чего следует, что при определенных обстоятельствах, едва заметная неточность, вызванная несовершенством измерения (оценки) или отнесенная к незначительным помехам, будет нарастать с каждым шагом. И эта цепь событий приведет к той критической точке, в которой уже небольшие изменения приобретут особую значимость в виде крупномасштабных и явно не ожидаемых результатов. Лучшим подтверждением этому служит тщетность долгосрочных прогнозов погоды. Но вся динамика этих событий, приведшая к хаосу в неустойчивой системе, развивается по одним и тем же законам, которые действуют и в упорядоченной системе, поскольку других-то законов не существует. То есть порядок и хаос это не взаимоисключающие друг друга процессы. Различия между ними лишь в том, что при устойчивости и предсказуемости, начальные условия всегда одни и те же. В неустойчивой системе, эти начальные условия, в силу разных причин, всегда разные.
Отсюда, всегда различный и вроде как непредсказуемый итог. Если все элементы системы сделать одинаковыми, то и последующий результат будет ожидаемым, закономерным и предсказуемым. Согласно второму закону, чем больше “усилий” будет потрачено на систему, тем вероятнее степень упорядоченности в виде равных стартовых возможностей для всех ее элементов. Благодаря чему, собственно и достигается закономерная предсказуемость последующей динамики процесса. При неограниченных ресурсах, это скорее всего не самый плохой способ решения проблемы устойчивости туристического бизнеса. То есть, можно пойти затратным путем и совместно с консультантами известных консалтинговых компаний попытаться выстроить близкую к идеалу систему и затем скрупулезно контролировать все элементы технологии, по которым работает организация, по возможности не допуская сбоев системы, либо появления нежелательных эффектов, способных их провоцировать. Правда, далеко не каждая организация может позволить себе подобную роскошь, но даже и у тех, кто нанял высокооплачиваемых консультантов, нет полной гарантии, что все получится, так как задумано. А если страдает точность прогнозов, то в лучшем случае это сопровождается бессмысленной тратой денег, сил и времени. И тому есть немало подтверждений, заметных как при реализации на российском рынке крупных проектов, так и менее дорогостоящих31.
Наиболее целесообразным решением управленческой задачи, направленной на обеспечение устойчивости туристического бизнеса, как водится, будет самое эффективное и наименее затратное, чем все остальные. То есть именно тот сильный ход, который бы допускал корректное достижение главного результата при незначительных издержках. Другими словами, благодаря умению правильно распорядиться тем, что уже имеется в наличии, при этом не прибегая к дополнительным дорогостоящим ресурсам, можно добиться неплохих результатов в организационном развитии предприятия. Чтобы сделать этот правильный выбор необходимо ориентироваться на ключевые особенности, отбрасывая второстепенные, то есть самое главное, это оптимальная расстановка приоритетов, без которой любая деятельность может стать нерациональной тратой ресурсов. Для этого можно воспользоваться широко представленным в окружающем нас мире феноменом фрактальности, которым принято обозначать внутреннее подобие естественных процессов или повторение большого в малом. Речь идет о соотносимости и приблизительном соответствии элементов структуры друг другу при их разном масштабе, например при формировании снежинок или кроны деревьев. Однако, фрактальность - это не всегда "матрешечный" принцип построения системы. Структуры могут быть подобны, но не одинаково повторяемы при увеличении. Одним из подтверждений этому является закон повторяемости исторических этапов в индивидуальном развитии организма, то есть прохождение нынешним зародышем эмбриональной стадии развития всех своих предков. Дополнительными примерами фрактальной организации могут служить принципы кодирования и хранения компьютерной информации, или определение береговой линией, длина которой опосредована реальным масштабом и зависит только от степени детализации. В итоге, при использовании фрактального подхода не то, чтобы отбрасываются несущественные детали, а происходит концентрация на наиболее значимых моментах, по которым можно судить об общих тенденциях развития процесса. Что позволяет в целом установить истинное положение вещей, не вдаваясь в ненужные или излишние подробности, на выяснение которых всегда отвлекаются дополнительные ресурсы. Суета и зацикленность на маловажных аспектах, то есть углубленная детализация, ничего принципиально нового не принесет. Изменятся только масштабы, поскольку общие закономерности малого будут повторяться в большом. В силу чего, дополнительная информация, по сути, станет избыточной, но ее получение будет сопряжено с расходованием большого количества усилий, времени и ресурсов. Поэтому судить о системном неблагополучии туристической фирмы имеет смысл по отдельным фрактальным признакам надвигающегося кризиса, чего вполне достаточно для рациональной диагностики. Понятно, что сбой любого отдельно взятого фрактального элемента системы не окажет сам по себе стремительно выраженного нежелательного эффекта. Но он послужит индикатором уровня устойчивости фирмы. Потому как при общем благополучии структуры не должно быть бросающейся в глаза несоразмерности в виде какого-либо диссонанса ее отдельных фрагментов.
Информация о работе Совершенствования управления предприятием, создание модели управления