Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ теоретико-методологических основ управления предприятием и поиск путей совершенствования рассматриваемого процесса.
Курсовая работа включает следующие задачи:
- дать понятие управлению предприятием;
- провести анализ качества управления на ОАО «Белшина»;
- выработать пути совершенствования процесса управления на ОАО «Белшина».
Введение..............................................................................................................4
1 Теоретические аспекты управления предприятием......................................6
1.1 Сущность и виды функций управления.......................................................6
1.2 Аппарат и механизм управления................................................................18
2 Управление предприятием на примере ОАО «Белшина»..........................20
2.1 Краткая характеристика ОАО «Белшина»................................................20
2.2 Механизм управления на предприятии ОАО «Белшина».......................24
3 Совершенствование управления на ОАО «Белшина»................................27
Заключение.........................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1 Теоретические аспекты управления предприятием..................
1.1 Сущность и виды функций управления....................
1.2 Аппарат и механизм управления.
2 Управление предприятием на примере
ОАО «Белшина».....................
2.1 Краткая характеристика ОАО «Белшина».....................
2.2 Механизм управления на предприятии
ОАО «Белшина».....................
3 Совершенствование управления на ОАО
«Белшина».....................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Приложение А. Линейно-функциональная организационная структура
управления ОАО «Белшина».....................
ВВЕДЕНИЕ
Управление – это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислительной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организованы в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе составляет суть организации управления.
Роль организации управления заключается в следующем.
Она выступает как один из факторов трансформации экономики; через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. И наоборот, всякие попытки изменить состав и содержание системы управления, заранее не спроектировав ее конфигурацию в целом, обречены на неудачу, что неоднократно имело место в процессе различных экономических реформ.
Анализ специальной литературы по проблемам управления производством показывает, что по поводу структуры системы управления общепринятое мнение отсутствует. Имеют место самые различные подходы к выделению отдельных элементов системы управления. Одни и те же компоненты системы управления называются по-разному. Это вносит серьезные методологические трудности в исследование процесса управления. Проведенные исследования позволили предложить подход к построению структуры системы управления. С позицией комплексного подхода в системе управления можно выделить несколько относительно обособленных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:
- аппарат управления (кадры);
- механизм управления;
- процесс управления;
- средства, обеспечивающие процесс управления;
- механизм совершенствования управления.
Все многообразие системы управления практически «вписывается» в эти подсистемы.
Организационное построение системы управления в разрезе указанных подсистем.
Тема курсовой работы: «Функции управления и их значение в процессе эффективного управления на ОАО «Белшина»».
Целью работы является изучение и анализ теоретико-методологических основ управления предприятием и поиск путей совершенствования рассматриваемого процесса.
Курсовая работа включает следующие задачи:
- дать понятие управлению предпр
- провести анализ качества управ
- выработать пути совершенствования процесса управления на ОАО «Белшина».
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены: опубликованная экономическая практика в официальных изданиях, а также специальная литература.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованной литературы. Курсовая работа выполнена на 41 странице компьютерного текста.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и виды функций управления
Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.
При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности.
Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль [34,228].
Цикл – совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.
Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.
Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования – одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.
Прежде чем рассматривать
особенности планирования производства
в условиях рыночной экономики, кратко
ознакомимся со спецификой работы по
планированию при централизованной
системе хозяйствования, характерной
для периода существования
В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Деятельность предприятия находилась в непосредственной зависимости от качественного содержания и количества директивно планируемых для него показателей.
Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности: производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др. Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и др.).
В последние годы существования плановой экономики наметилась тенденция к расширению прав предприятий и их хозяйственной инициативы. Это было сделано с целью совершенствования системы поощрения коллективов предприятий за результаты их деятельности. Однако они оказались более чем скромными, так как основа, фундамент экономической системы оставались прежними.
Существовала система технико-экономического планирования, основой которой была долгосрочная программа (прогноз) научно-технического и социально-экономического развития народного хозяйства (по соответствующим отраслям), определяющая важнейшие направления развития предприятия и его производственно-хозяйственной деятельности.
Сердцевиной системы
планирования являлся пятилетний (среднесрочный)
план, который был направлен на
решение коренных задач производства.
Исходными данными для
В отличие от пятилетнего плана, текущее планирование заключалось в разработке годового плана предприятия – техпром-финплана, который регламентировал производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия на год. Разрабатывался он на базе уточненных показателей пятилетнего плана и контрольных цифр на соответствующий год. С помощью текущих планов достигалась преемственность технико-экономических показателей, конкретизировались расчеты пятилетнего плана с учетом дополнительных возможностей, обнаруженных в ходе его выполнения, изменений в ресурсах и потребностей народного хозяйства.
К моменту выполнения очередного пятилетнего плана долгосрочный прогноз уточнялся на очередные пять лет, тем самым обеспечивалась система непрерывного прогнозирования и планирования производства.
Планирование в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику.
В развитых в экономическом
отношении странах на предприятиях
существует хорошо налаженная система
планирования при одновременном
отсутствии таковой в масштабах
всей страны. Другими словами, государство
не требует от предприятий обязательного сост
Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных событий. Таким образом, долгосрочное планирование – это процесс определения желаемого положения предприятия в будущем и составления планов для достижения этого положения.
Динамика рынков, тенденции внутри отрасли, сдвиги в ассортименте, технологические нововведения – все это воздействует на деятельность предприятия и предопределяет его перспективу. Минимальный период эффективного долгосрочного планирования — пять лет, но некоторые компании делают наметки на десять и более лет вперед.
Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально составленный план служит лишь отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от конкретной обстановки.
В большинстве случаев
перспективные планы
Внимание, уделяемое планированию, является характерной особенностью современного производства. Любой проект, прежде чем он доходит до производственной стадии, тщательно планируется.
Первым шагом является изучение рынка.
Планирование часто позволяет менеджеру идти на довольно серьезный риск. Компания, выяснив возможность изготовления новой продукции, начинает работу по тщательному изучению потенциального рынка. Исходную информацию могут сообщить торговые представители фирмы, идея может возникнуть в самой компании, она может также исходить от покупателя или же вызов может быть брошен конкурентом. Изучение рынка имеет исключительно большое значение. Подготовка к производству начинается только в том случае, если высший менеджмент компании уверен в том, что спрос на данный товар действительно существует.
Система управления, при которой в основу принятия решения о начале производства продукции положена информация о рынке, называется маркетингом. Особое значение маркетинговая деятельность имеет в условиях, когда на рынке наблюдается состояние устойчивого превышения предложения продукции над спросом на нее. В этой ситуации условия купли-продажи товаров и услуг определяются покупателем, который имеет возможность выбирать необходимый ему товар среди изобилия.
В данной ситуации предприятие планирует свое развитие исходя из потребностей и желаний потенциальных покупателей. Это становится для продавца главным условием победы в конкурентной борьбе за покупателя. Такая система планирования производства предполагает наличие у производителя продукции, как правило, достаточных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, резервного производственного потенциала. В свою очередь, это позволяет предприятию быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям продаж на рынке и запросам потребителей. Стабильное, прочное положение на рынке, работа с покупателями на долговременной основе, при которой довольный покупатель, совершив покупку, снова через некоторое время покупает у того же продавца, требует от предприятия обеспечения высокого качества и надежности продукции при относительно доступной цене.