Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение и анализ теоретико-методологических основ управления предприятием и поиск путей совершенствования рассматриваемого процесса.
Курсовая работа включает следующие задачи:
- дать понятие управлению предприятием;
- провести анализ качества управления на ОАО «Белшина»;
- выработать пути совершенствования процесса управления на ОАО «Белшина».

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1 Теоретические аспекты управления предприятием......................................6
1.1 Сущность и виды функций управления.......................................................6
1.2 Аппарат и механизм управления................................................................18
2 Управление предприятием на примере ОАО «Белшина»..........................20
2.1 Краткая характеристика ОАО «Белшина»................................................20
2.2 Механизм управления на предприятии ОАО «Белшина».......................24
3 Совершенствование управления на ОАО «Белшина»................................27
Заключение.........................................................................................................37
Список использованных источников...............................................................39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

- полный контроль за перемещением и эволюцией документа, регламентация доступа и способ работы пользователей с различными документами и их отдельными частями.

- уменьшение расходов на управление за счет высвобождения (на 90% и более) людских ресурсов, занятых различными видами обработки бумажных документов, снижение бюрократической волокиты за счет маршрутизированного перемещения документов и жесткого контроля за порядком и сроками прохождения документов.

- быстрое создание новых документов из уже существующих.

- поддержка одновременной работы многих пользователей с одним и тем же документом, предотвращение его потери или порчи.

- сокращение времени поиска нужных документов.

Использование АИС может рассматриваться в качестве базы для общего совершенствования управления предприятием. При этом управление предприятием реализует следующие основные функции:

- обслуживание клиентов;

- разработка продукции;

- учет и контроль за деятельностью предприятия;

- финансовое обеспечение деятельности предприятия и т.д.

В результате анализа действующей организационной структуры управления можно сделать следующие выводы:

- организационная структура  предприятия не отвечает современным  рыночным условиям, требует принципиальной  переработки – развития рыночных  блоков и повышения гибкости;

- недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих;

- предприятие не использует  всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы  изделий, не уделяет достаточного  внимания качеству и технологии производства продукции;

- существующая система  распределения полномочий направлена  в основном на оперативную  работу и не позволяет перейти  к стратегическому управлению;

- не определена общая  цель деятельности предприятия; 

- отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников;

- не разработана стратегия  развития предприятия и финансовая  политика, не проводится учет  и контроль финансовых потоков,  что ухудшает финансовое состояние предприятия;

- отсутствует официально  сформулированная и утвержденная  организационная культура предприятия;

- недостаточное использование  среднего и низового звеньев  управления.

Как видно из выше перечисленного организационная структура управления ОАО «Белшина» требует существенной доработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА                           ОАО «БЕЛШИНА»

 

В условиях рыночной экономики  предприятие нуждается в решении  задач управления на качественно  новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления.

Для повышения эффективности управления предприятием автором работы рекомендуется применение методологий структурного анализа и объектно-ориентированных методов управления. Данные технологии управления успешно зарекомендовали себя на практике в управлении такими известными компаниями, как «Sony», «Nissan», «Bosh».

Методологии структурного анализа:

SADT (Structured Analysis and Design Technique) – технология структурного анализа  и проектирования и ее подмножество  стандарт IDEF0;

DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы  потоков данных;

ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность-связь»;

STD (State Transition Diagrams) – диаграммы  переходов состояний.

Рассмотрим сущность этих методологий.

Методология IDEF0.

В методологии IDEF0 используются четыре основных понятия: функциональный блок, интерфейсная дуга, декомпозиция и глоссарий.

Функциональный блок обозначает определенную функцию в  рамках рассматриваемой системы  и в графическом виде обозначается прямоугольником. Каждая из четырех  сторон этого прямоугольника имеет  свое значение: левая сторона – вход, верхняя сторона – управление, нижняя сторона – механизм и правая сторона – выход.

Интерфейсная дуга обозначает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает  некоторое влияние на выполнение блоком своей функции. Графически интерфейсная дуга изображается в виде однонаправленной стрелки. В зависимости от того, к какой из сторон блока примыкает интерфейсная дуга, она носит название входящей, исходящей, управляющей или дуги механизма. Началом и концом каждой дуги могут быть только функциональные блоки, при этом началом может быть только выходная сторона блока, а концом – любые другие. При построении моделей функционирования предприятия входящими и исходящими дугами могут обозначаться финансовые потоки, материальные потоки (товары, сырье и др.), потоки информации (документы, устные распоряжения и др.) и ресурсы (персонал, оборудование и др.).

Декомпозиция предполагает разбиение сложного процесса на составные  части. Уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели. В результате общая модель процесса представляется в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее более обозримой. Модель IDEF0 всегда начинается с представления процесса как единого функционального блока с интерфейсными дугами, выходящими за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма называется контекстной. В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должно быть указано краткое описание цели построения диаграммы и определена так называемая точка зрения. Цель определяет те области деятельности предприятия, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Например, модель, построенная с целью оптимизации процесса продаж, может существенно отличаться от модели, разработанной с целью повышения эффективности управления персоналом. Точка зрения определяет направленность и уровень детализации разрабатываемой модели. Ее четкая фиксация позволяет упростить модель, исключив детализацию элементов, не являющихся существенными в данном случае. Например, функциональные модели одного и того же предприятия с точки зрения коммерческого директора и, скажем, руководителя службы безопасности будут явно отличаться по направленности их детализации.

Глоссарием называется набор определений, ключевых слов, повествовательных изложений и др., характеризующий объекты, отображенные на диаграмме. Глоссарий обеспечивает включение в диаграммы IDEF необходимой дополнительной информации. Например, для управляющей интерфейсной дуги «распоряжение об оплате» глоссарий может содержать перечень полей соответствующего дуге документа, необходимый набор виз и т.д.

Пример структурной  диаграммы IDEF приведен на рисунке 3.1.

 

 

 

Рисунок 3.1 – Структурная диаграмма IDEF

 

 В Методология DFD методологии исследуемый процесс  также разбивается на подпроцессы и представляется в виде сети, связанной потоками данных. Чисто внешне DFD сходна с SADT, но отличается по набору используемых элементов. В их число входят процессы, потоки данных и хранилища. Хранилище позволяет в необходимых случаях определить данные, которые будут сохраняться в памяти между процессами. Подобного элемента в SADT нет. Поэтому ряд авторов считает, что DFD лучше приспособлена для построения моделей создаваемых систем автоматизации управления, в то время как SADT ориентирована на общие аспекты построения модели системы управления.

Методология ERD предназначена  для построения моделей данных и  обеспечивает стандартизованный способ описания данных и определения связей между ними. Основными элементами методологии являются понятия сущность, отношение и связь. Сущности задают базовые типы информации, а отношения указывают как эти типы данных взаимодействуют между собой. Связи объединяют сущности и отношения. ERD используется, в частности, для построение моделей данных в хранилищах DFD.

Методология STD предназначена  для моделирования аспектов функционирования системы, зависящих от времени или  реакции на события (так называемая работа в реальном времени). Основными  элементами STD служат понятия – состояние, начальное состояние, переход, условие и действие. С помощью этих понятий описывается поведение системы во времени и в зависимости от наступающих событий. Модель STD представляет собой графическое изображение диаграммы переходов системы из одного состояния в другое. Состояния системы на этой диаграмме отображаются прямоугольниками, а условия и действия – стрелками, объединяющими состояния. STD используется, в частности, для описания зависящего от времени поведения системы в моделях DFD.

В качестве дополнения к методологиям структурного анализа рассмотрим объектно-ориентированные методы.

Объектно-ориентированные методы управления основываются на представлении системы в виде совокупности объектов, взаимодействующих между собой путем передачи определенных сообщений. В качестве объектов предметной области могут служить конкретные предметы или абстрагированные сущности – заказ, клиент и т.п.

В результате применения объектно-ориентированного подхода  модель системы также, как и при  использовании структурных методов, представляется совокупностью диаграмм, которые строятся по определенным правилам. Одним из примеров объектно-ориентированных методологий может служить методология UML (Unified Modeling Language). Отметим, что объектно-ориентированный подход не противопоставляется структурному, а может служить его дополнением. Например, для формализации модели бизнеса может использоваться методология IDEF, а при построении модели системы управления – методологии UML, MRPII, ERP, APS, GSRP.

В конкурентной борьбе побеждает  тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Рассмотрим некоторые из концепций построения современных систем управления предприятием, применительно к управлению ОАО «Белшина».

Концепция MRPII.

Одним из наиболее распространенных методов управления производством  и дистрибуции в мире является стандарт MRPII (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов, разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS).

MPRII представляет собой  методологию, направленную на  управление ресурсами предприятия.  Упрощенно говоря, она предлагает  ряд способов решения задач  управления производством (формирование  плана предприятия, планирование  продаж, планирование производства, планирование потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностей, оперативное управление производством).

MRPII – это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRPII опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый.

В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят  от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.

Концепция ERP.

По мере внедрения  стандарта MRPII были выявлены его определенные недостатки, в результате устранение которых появилась новая методология ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов предприятия. Основным отличием этой концепции от MRPII является ориентация на работу с финансовой информацией и возможность планирования не только производственных, но и иных ресурсов предприятия. В частности, дополнительно к функциям MRPII в концепции ERP появляются следующие:

- прогнозирование спроса;

- управление проектами;

- ведение технологической информации;

- управление затратами;

- управление финансами;

- управление кадрами.

 По сути ERP является  более совершенной модификацией MRPII. Однако следует отметить, что расширение функционала системы за счет возможности комплексного управления не только материальными, но и другими ресурсами предприятия значительно увеличивает ее стоимость и усложняет работы по внедрению подобных систем.

Концепция APS.

Концепция APS (Advanced planning and scheduling ) – расширенное управление производственными графиками –  является развитием фундаментальных  основ, на которых построена ERP. Возникновение  этой концепции связано с повышением динамизма современных производственных систем, определяющего важность таких задач как, например, обеспечение максимально точного срока выполнения заказов одновременно с минимальной длительностью выполнения соответствующих работ в условиях ограниченности имеющихся ресурсов. Особенностью этой концепции является, в частности, возможность решать такие задачи, как «проталкивание» срочного заказа в производственные графики и распределение заданий с учетом приоритетов и ограничений. В системах, реализующих концепции APS, при построении вариантов планирования и распределения ресурсов широко используются современные методы оптимизации (от строгих математических до эвристических). Отметим, что концепции APS в настоящее время часто используются при создании специализированных модулей в ERP системах [27, 65-67].

Информация о работе Управление предприятием