Управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения производителей и потребителей.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы эффективного управления предприятием

1.1 Понятие и принципы управления

1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления

2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».

2.2 Анализ эффективности управления в ЗАО «Калинка»

3 Предложения по повышению эффективности упраления в ЗАО «Калинка»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Файлы: 1 файл

451 Принципы управления на предприятии.doc

— 266.00 Кб (Скачать)


35

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические основы эффективного управления предприятием

1.1 Понятие и принципы управления

1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления

2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».

2.2 Анализ эффективности управления в ЗАО «Калинка»

3 Предложения по повышению эффективности  упраления  в ЗАО «Калинка»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А


Введение

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и закономерности, методы. В годы перехода белорусской экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием "управление предприятием" стало нередким и другое - "менеджмент предприятия". В настоящее время они все чаще используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.

Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Система управления призвана обеспечивать реализацию всего комплекса функций управления, соблюдение баланса функций, прав и обязанностей каждого звена управления, экономичность осуществления руководства, способность к эффективной деятельности в условиях постоянно изменяющейся обстановки. Как правило, систему управления в научной литературе определяют как организационную структуру предприятия.

Организационная структура предприятия обеспечивает установление отношений подчинения (субординации) и согласования (координации) в деятельности органов, задачей которых является организация выпуска продукции предприятия.

Традиционное построение системы управления связано с ориентацией на выполнение функций. Для этого формируются органы, способные выполнять определенный круг хозяйственных задач, однородных функций. В общем случае построение организационной структуры предприятия базируется на объективно необходимом принципе - нижестоящий орган подчиняется и подотчетен вышестоящему органу. Однако степень такого подчинения может существенно варьироваться в зависимости от принятого на предприятии членения управления на уровни. Количество же уровней определяется реальным содержанием, степенью сложности производственной деятельности. Многоступенчатый характер органов управления имеют крупные и многие средние предприятия. На малых предприятиях (как и в отношении индивидуального предпринимательства) наблюдается элементарная цепочка типа "распорядитель - исполнитель".

Способы воздействия на объект управления - это методы управления, которые подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления и в значительной мере отражают качество и эффективность управляющего воздействия, а также определяют стиль управления. Эффективность управления определятся обоснованностью подходов и методов. Эффективность управления имеет различные показатели (стоимостные, количественные и т.д.), качество управления - категория, не поддающаяся количественному (стоимостному) измерению.

Актуальность темы курсовой работы. В современном бизнесе от качества менеджмента предприятия зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.

Цель курсовой работы является изучение проблем эффективности менеджмента на предприятиях Республики Беларусь.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

Определить теоретические основы использования эффективного менеджмента.

                 Провести анализ эффективности менеджмента  на примере предприятия.

                 Предложить пути повышения эффективности менеджмента исследуемого предприятия.

                 При написании работы автором были использованы такие методы как анализ, исследование, обобщение.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основании полученных данных анализа качества и эффективности управления, была предложена система совершенствования качества менеджмента предприятия.

При написании курсовой работы была использована научная и учебная литература как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как А.П. Иванов, В.М. Гавриленко, Э.М. Коротков, А.А. Беляев, М.Б. Жернакова, В.А. Поляков, С. Роббинс, М.. Коултер.


1 Теоретические основы эффективного управления предприятием

1.1 Понятие и принципы управления

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.

Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.

Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Существуют различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов [3 с. 76].

Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

           управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;

           затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

           характера управления труда;

           эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей [8 с. 24] .

В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. За результаты управления нередко принимаются некоторые производственные и экономические результаты: темп роста производительности труда, качество, ритмичность работы и др., что нельзя считать бесспорным. В каждом из этих результатов, безусловно, содержится и овеществленный труд персонала управления. Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз. В результате к труду руководителей, затраченному на высшей ступени управления, добавляется труд менеджеров нижестоящих ступеней, т.е. конечный результат управления и его эффективность достигается совокупным управленческим трудом.

Результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и т.п. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве [5 с. 128].

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

            экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

            социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

            социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта [11 с. 90].

Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:

-              по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

-              по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

-              по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

-              по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

-              по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая .

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.

По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и кос­венные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятель­ности на всех уровнях организации.

Информация о работе Управления предприятием