Управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения производителей и потребителей.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы эффективного управления предприятием

1.1 Понятие и принципы управления

1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления

2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».

2.2 Анализ эффективности управления в ЗАО «Калинка»

3 Предложения по повышению эффективности упраления в ЗАО «Калинка»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Файлы: 1 файл

451 Принципы управления на предприятии.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Больше всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2008 году – на 26 человек и в 2010 году – на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.

Количество работников средней квалификации с учетом изменения среднесписочной численности работников осталось примерно на том же уровне.

Таким образом, с точки зрения структуры и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации [13  152].

Таблица 2.1. Анализ структуры и квалифицированности персонала ЗАО «Калинка»

 

Показатели

 

2008 год

 

2009 год

 

2010 год

Абсолют.

отклонение

к 2008 году

Темп

прироста, %

к 2008 году

Числ.,

чел.

Числ.,

чел.

Числ.,

чел.

 

2006

 

2007

 

2006

 

2007

Списочная

численность, всего

 

560

 

 

485

 

 

 

452

 

 

-75

 

-108

 

-13,3

 

-19,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

- работники

  высокой

  квалификации

 

132

 

104

 

114

 

-28

 

-18

 

-21,2

 

-13,6

- работники

средней

квалификации

 

218

 

197

 

182

 

-21

 

-36

 

-9,6

 

-16,5

- работники

низкой

квалификации

 

210

 

184

 

156

 

-26

 

-54

 

-12,4

 

-25,7

Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Проведенная оценка эффективности менеджмента по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:

В целом управление в ЗАО «Калинка» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2009 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.

Основными недостатками, снижающими эффективность менеджмента в ЗАО «Калинка» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.

Комплексный анализ всех показателей эффективности менеджмента, и количественных и качественных, показал, что предприятию необходимо повышать эффективность управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы обеспечить высокие результаты деятельности.

 


3 Предложения по повышению эффективности  упраления в ЗАО «Калинка»

Так как в результате оценки эффективности менеджмента в ЗАО «Калинка» были выявлены некоторые недостатки в системе управления, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:

1. Создание эффективной информационной системы

2. Разработка дополнительных мотиваций персонала

3. Совершенствование организационной структуры управления

1. Создание эффективной информационной системы

Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.

Так как в ЗАО «Калинка» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:

– улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;

– обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;

– оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).

К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ЗАО «Калинка» относятся следующие действия:

1)    Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.

2)    Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.

3)    Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.

4)    Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.

5)    Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации [12 c. 71] .

2. Разработка дополнительных мотиваций персонала

Как было отмечено выше, для сотрудников ЗАО «Калинка» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:

1)    Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.

2)    Разработать методику применения бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.

3)    Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.

4)    Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха [6 c. 18].

3. Совершенствование организационной структуры управления

Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ЗАО «Калинка» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления.

Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (рис. 1В, Приложение В).

Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.

Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.

Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.

Рассчитаем экономический эффект от предложения по дополнительной мотивации персонала.

В ЗАО «Калинка» предлагается использовать в качестве компенсации смешанную систему заработной платы. Одна часть вознаграждения каждого работника зависит от его индивидуальных особенностей, должностной оклад с дополнительными льготами (дотации на питание и проезд), составляющие в общей сложности не менее 40% от заработной платы (при этом дотации могут составлять до 50%). Другая часть - от результатов работы группы, т.е. премии, составляющие до 60% от суммы к выплате.

Размер премии в ЗАО «Калинка» предлагается складывать из следующих составляющих: вознаграждения, пропорционального объему выполненной работы – 70% от общей премии, и вознаграждения определяющегося результатами работы всего подразделения – до 30% от премии. Такое соотношение позволяет заинтересовывать работников в результате своего труда, обеспечивая при этом стабильный заработок в период сезонного спада, а также ориентирует на работу в коллективе, укрепляя тем самым межличностные отношения.

Также выявлено значительное влияние на производительность труда такого факторного показателя, как коэффициент текучести. Этот фактор относится к нерегулируемым показателям, поэтому влиять на него можно только косвенно.

Целесообразно для увеличения среднего стажа работы в ЗАО «Калинка», а значит, снижения коэффициента текучести использовать экономические методы, такие как доплата за стаж.

Однако, более выгодно для ЗАО «Калинка» и действенно для персонала использовать не надбавки к заработной плате, а премию по итогам года. Так получение единовременной надбавки, соразмерной с основным заработком, воспринимается работниками более значительно, нежели эту же сумму им выплатили, как надбавки к заработной плате в течение всего года, в таком случае премия потеряет свой основной смысл и будет расцениваться как простое повышение жалования.

Поскольку в ЗАО «Калинка» средняя заработная плата в месяц в 2009 году составляла 1019,686 тыс. руб., то целесообразным является выплата премии по итогам года в размере не менее данной суммы. Сумма премии может увеличиваться пропорционально вкладу работника в повышение эффективности деятельности организации, а также в зависимости от должности работника. В этом случае работники будут уверены, что получат премию, если будут работать эффективно. Для ЗАО «Калинка» такой вид премии выгоден тем, что в течение всего года деньги не отзываются из оборота, а, следовательно, можно получить больший доход.

Информация о работе Управления предприятием