Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 20:18, курсовая работа
Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения производителей и потребителей.
Введение
1 Теоретические основы эффективного управления предприятием
1.1 Понятие и принципы управления
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления
2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».
2.2 Анализ эффективности управления в ЗАО «Калинка»
3 Предложения по повышению эффективности упраления в ЗАО «Калинка»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Больше всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2008 году – на 26 человек и в 2010 году – на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.
Количество работников средней квалификации с учетом изменения среднесписочной численности работников осталось примерно на том же уровне.
Таким образом, с точки зрения структуры и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации [13 152].
Таблица 2.1. Анализ структуры и квалифицированности персонала ЗАО «Калинка»
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год | Абсолют. отклонение к 2008 году | Темп прироста, % к 2008 году | ||
Числ., чел. | Числ., чел. | Числ., чел. |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |
Списочная численность, всего |
560
|
485
|
452
|
-75 |
-108 |
-13,3 |
-19,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
- работники высокой квалификации |
132 |
104 |
114 |
-28 |
-18 |
-21,2 |
-13,6 |
- работники средней квалификации |
218 |
197 |
182 |
-21 |
-36 |
-9,6 |
-16,5 |
- работники низкой квалификации |
210 |
184 |
156 |
-26 |
-54 |
-12,4 |
-25,7 |
Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Проведенная оценка эффективности менеджмента по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:
В целом управление в ЗАО «Калинка» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2009 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.
Основными недостатками, снижающими эффективность менеджмента в ЗАО «Калинка» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.
Комплексный анализ всех показателей эффективности менеджмента, и количественных и качественных, показал, что предприятию необходимо повышать эффективность управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы обеспечить высокие результаты деятельности.
Так как в результате оценки эффективности менеджмента в ЗАО «Калинка» были выявлены некоторые недостатки в системе управления, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности менеджмента.
В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:
1. Создание эффективной информационной системы
2. Разработка дополнительных мотиваций персонала
3. Совершенствование организационной структуры управления
1. Создание эффективной информационной системы
Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.
Так как в ЗАО «Калинка» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:
– улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;
– обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;
– оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).
К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ЗАО «Калинка» относятся следующие действия:
1) Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
2) Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
3) Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
4) Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.
5) Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации [12 c. 71] .
2. Разработка дополнительных мотиваций персонала
Как было отмечено выше, для сотрудников ЗАО «Калинка» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:
1) Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.
2) Разработать методику применения бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.
3) Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.
4) Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха [6 c. 18].
3. Совершенствование организационной структуры управления
Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ЗАО «Калинка» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления.
Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (рис. 1В, Приложение В).
Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.
Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.
Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.
Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.
Рассчитаем экономический эффект от предложения по дополнительной мотивации персонала.
В ЗАО «Калинка» предлагается использовать в качестве компенсации смешанную систему заработной платы. Одна часть вознаграждения каждого работника зависит от его индивидуальных особенностей, должностной оклад с дополнительными льготами (дотации на питание и проезд), составляющие в общей сложности не менее 40% от заработной платы (при этом дотации могут составлять до 50%). Другая часть - от результатов работы группы, т.е. премии, составляющие до 60% от суммы к выплате.
Размер премии в ЗАО «Калинка» предлагается складывать из следующих составляющих: вознаграждения, пропорционального объему выполненной работы – 70% от общей премии, и вознаграждения определяющегося результатами работы всего подразделения – до 30% от премии. Такое соотношение позволяет заинтересовывать работников в результате своего труда, обеспечивая при этом стабильный заработок в период сезонного спада, а также ориентирует на работу в коллективе, укрепляя тем самым межличностные отношения.
Также выявлено значительное влияние на производительность труда такого факторного показателя, как коэффициент текучести. Этот фактор относится к нерегулируемым показателям, поэтому влиять на него можно только косвенно.
Целесообразно для увеличения среднего стажа работы в ЗАО «Калинка», а значит, снижения коэффициента текучести использовать экономические методы, такие как доплата за стаж.
Однако, более выгодно для ЗАО «Калинка» и действенно для персонала использовать не надбавки к заработной плате, а премию по итогам года. Так получение единовременной надбавки, соразмерной с основным заработком, воспринимается работниками более значительно, нежели эту же сумму им выплатили, как надбавки к заработной плате в течение всего года, в таком случае премия потеряет свой основной смысл и будет расцениваться как простое повышение жалования.
Поскольку в ЗАО «Калинка» средняя заработная плата в месяц в 2009 году составляла 1019,686 тыс. руб., то целесообразным является выплата премии по итогам года в размере не менее данной суммы. Сумма премии может увеличиваться пропорционально вкладу работника в повышение эффективности деятельности организации, а также в зависимости от должности работника. В этом случае работники будут уверены, что получат премию, если будут работать эффективно. Для ЗАО «Калинка» такой вид премии выгоден тем, что в течение всего года деньги не отзываются из оборота, а, следовательно, можно получить больший доход.