Управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности и взаимоотношения производителей и потребителей.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы эффективного управления предприятием

1.1 Понятие и принципы управления

1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления

2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».

2.2 Анализ эффективности управления в ЗАО «Калинка»

3 Предложения по повышению эффективности упраления в ЗАО «Калинка»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Файлы: 1 файл

451 Принципы управления на предприятии.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность [14 с. 77].

1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления

Как было сказано выше, оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность.

Исходя из определения эффективности менеджмента как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:

1)    результат управления не всегда заключается в прибыли;

2)    такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;

3)    результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4)    затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить [8 с. 165].

Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.

Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого работника. Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности.

Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение:

ЭУ1 = ЗУ  * 100 / ФОС + ФОБ,                                     (1.1)

где ЭУ1 – эффективность системы управления,

ЗУ – годовые затраты на управление,

ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

ФОБ – среднегодовая сумма оборотных средств.

Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле:

Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП),

(1.2.)где ВП – выпуск валовой продукции за год,  РПП – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.

Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления [5 с. 69] .

В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:

           основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;

           амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

           затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;

           затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

           затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.

Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика.

Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:

ЭУ2 = ПБ1 / РУ1,                                             (1.3)

а показатель ее роста – индекс:

IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),                            (1.4)

где ПБ1 и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

РУ1,РУО – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году.

Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) [5 с. 81].

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.

Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.

При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

1.           Действенность – степень достижения целей организации.

2.           Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

3.           Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

4.           Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками.

5.           Продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6.           Качество трудовой жизни – условия труда работников

7.           Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.

Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

 


2 Анализ эффективности управления предприятием на примере ЗАО « Калинка».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Калинка».

Закрытое акционерное общество «Калинка» создано на основании решения учредителей от 25 июля 1995г. путем преобразования народно­го предприятия "Калинка" зарегистрированного исполкомом Солигорского горсовета 15.01.1992г. (протокол №1, регистрационный № 155), образованного на базе Солигорской швейной фабрики имени 60-летия СССР. Перерегистрация проведена ис­полкомом Солигорcким горисполкомом 21.09.1995г. (протокол   № 8 от 21.09.1995г., регистрационный №155). Общереспубликанская регистрация проведена Минским областным исполнительным комитетом 1.10.1996г. в реестре общереспубликанской регистрации за № 176.

Учредителем и собственником имущества предприятия являются физические лица и (или) юридические лица, являющиеся держателями акций Общества, т.е. работники предприятия. Предприятие является юридическим лицом, субъектом хозяйствования, действующим на принципах хозяйственного расчёта, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный, валютный и иные счета в банках, печати, штампы со своим наименованием и другие реквизиты, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Главной целью развития ЗАО «Калинка» является обеспече­ние устойчивого развития предприятия посредством увеличения выпуска качественной продукции из собственного сырья и дальнейшее снижение выпуска продукции из давальческого сырья. Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

1. Завершить техническую модернизацию производства в направлении внедрения более производительного швейного оборудования с энергосберегающими двигателями.

2. Расширение и обновление ассортимента в направлении увеличения до­ли наиболее рентабельных моделей.

3. Дальнейшее совершенствование системы управления производством.

4. Обеспечить диверсификацию производства, гарантирующую наиболее полное соответствие предлагаемых рынку товаров и услуг спросу на них.

Выполнение намеченных целей позволит предприятию в 2010 году обеспечить прирост объема производства промышленной продукции в сопоставимых ценах и потребительских товаров на 11%, увеличить продажу собст­венной продукции, повысить эффективность работы предприятия, добиться роста производительности труда и заработной платы работающих.

Информация о работе Управления предприятием